Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Животный мир пресных водоёмов»
Ребятам о зверятах
Автор: Кувикова Ирина Олеговна   
21.02.2015 10:10
«Животный мир пресных водоёмов»

Формирование целостной картины мира у детей подготовительной к школе группы

Цели:

  • Продолжать знакомить детей с растительным и животным миром пресных водоёмов.
  • Поддерживать и развивать в детях интерес к миру животных и растений, расширять кругозор.
  • Подвести к пониманию того, что здоровье человека зависит от здоровья природы.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
  • Развивать познавательный интерес, умение применять в работе ранее полученные знания.

Оборудование: Презентация

Предварительная работа:

  • Наблюдение за красотой родной природы, беседы.
  • Экскурсии на берег озера в разное время года.
  • Туристические походы совместно с родителями.
  • Чтение стихов и рассказов природоведческого характера.
  • Экологическая акция «Сбережём озеро».

Методы и приёмы:

  • Предварительная работа.
  • Творческие задания детям.
  • Объяснительно-иллюстративный.
  • Информационно-рецептивный.

Ход деятельности:

(Слайд 2)

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим модель нашей земли, какая она?

Дети: Наша планета большая, круглая, голубая, живая, красивая и т.д.

Воспитатель: Правильно, а почему она голубая?

Дети: На планете много воды, больше чем земли.

Воспитатель: Послушайте загадку: «Кругом вода, а с питьём беда.

Кто знает, где это бывает?»

Дети: Это море, океан.

(Слайд 3)

Воспитатель: Правильно, а почему с питьём беда?

Дети: Потому что она солёная, её нельзя пить.

Воспитатель: Воды на земле много, но той, которая нужна человеку и всем живым организмам мало. Где есть питьевая вода?

(ответы детей)

Воспитатель: Сегодня речь пойдёт о пресных водоёмах. Какие виды пресных водоёмов вы знаете?

Дети: Река, озеро, пруд.

(Слайд 4)

Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга? А вы бывали где-нибудь?

(рассказы из опыта детей)

Воспитатель: Скажите, а в нашем городе есть водоём?

Дети: Да, у нас есть озеро «Синара»

(Далее дети рассматривают фото озера и обсуждают красоту природы)

(Слайды 5, 6, 7)

Воспитатель: А вы знаете правила поведения на природе?

(Беседа с детьми о правилах поведения на природе, о безопасности своей и окружающей среды)

Физминутка: Ребята, вы хотите отправиться на наше озеро...

(Дети имитируют сбор и прогулку на озеро).

Воспитатель: Давайте поговорим о растительном мире пресных водоёмов. Что вы можете сказать о поверхности озера? Какие растения есть в пруду?

(ответы детей)

(Слайд 8)

Воспитатель: Это ряска - крошечное растение, плавающее на поверхности пруда. Ряска идёт в пищу свиньям, курам, гусям и уткам («утиная трава»)

(Слайд 9)

Воспитатель: По берегам растёт камыш и рогоз. Эти растения используют для плетения хозяйственных сумок, корзин, ковриков.

(Слайд 10)

Воспитатель: Белые кувшинки и жёлтые кубышки растут прямо на озере.

Корневища кубышки используют в качестве лекарственного сырья. Корневище белой кувшинки содержит много питательных веществ, они идут в пищу в жареном или варёном виде.

Эти красивые растения нуждаются в охране и занесены в красную книгу.

(Слайд 11)

В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зелёный оттенок. Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?

(ответы детей)

(Слайд 12)

Воспитатель: Водоросли выделяют кислород, которым дышат животные, являются кормом, а так же домом и убежищем для некоторых живых организмов.

Воспитатель: А теперь поговорим об обитателях водоёма. Богат и разнообразен его животный мир. Угадаете, о ком идёт речь.

«Ползает наоборот, задом наперёд

Всё под водой - хватает клешнёй»

(Слайд 13)

(В предварительной работе даётся задание подготовить рассказ о речном раке)

Ребёнок: Раки водятся только в водоёмах с чистой водой. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку, и весь день проводит в ней.

(Слайд 14)

К вечеру он выползает на поиски пищи. Они поедают останки погибших животных - улиток и червей, тем самым очищая дно водоёмов.

Самка выметывает от 20 до200 яиц, которые вынашивает на брюшке.

(Слайд 15)

Воспитатель: «Не зверь, не птица, всего боится.

Половит мух – и в воду плюх!»

(Слайд 16)

(Дети самостоятельно рассказывают о лягушке, воспитатель дополняет)

В прудах, озёрах и реках можно увидеть различных лягушек, жаб. Весной лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру. Рассмотреть стадии развития лягушки. Питаются лягушки насекомыми, если не будет лягушек, то разведётся много мух и комаров.

(Слайды 17, 18, 19)

Воспитатель: «У кого глаза на рогах, а дом на спине»

(Слайд 20)

На стеблях и листьях пресноводных растений можно встретить улиток. Раковина улитки цельная, с одним отверстием внизу. Внутри раковины - мягкое тело. Улитки травоядные. Речные улитки могут жить в домашних условиях, как домашние питомцы.

(рассказы из опыта детей)

(Слайд 21)

Воспитатель: Немало в наших пресных водах различных жуков. Самый большой из них – это жук-плавунец. Длина его тела больше 3 см. Плавунцы обитают в водоемах стоячих и медленно текущих. Плавает, как рыба. Летает, словно птица. Бегает, как паук. Плавунец – хищник. Питается он головастиками личинками насекомых и улитки.

(Слайд 22)

Для дыхания под водой плавунец берёт под надкрылья запас воздуха.

(Слайд 23)

Воспитатель: «На поверхности воды летом обитает,

Под корой, без суеты, зиму коротает.

Ход её длиннющих ног - водной глади мерка.

Кто б скользить ещё так мог? Только водомерка»

По поверхности водоёмов скользят клопы-водомеры. Эти насекомые очень проворны. Питается водомерка мелкими насекомыми и мальками рыб. Водомерки безвредные насекомые и даже приносят пользу человеку, они уменьшают численности слепней. Самки слепней откладывают яйца в воду, здесь же развиваются и их личинки. Водомерки с охотой нападают и на взрослых мух, и на личинок.

Воспитатель: «У родителей и деток вся одежда из монеток»

(Слайд 24)

Каких речных рыб вы знаете?

(Слайд 25)

(рассматривание иллюстраций, обсуждение)

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали на занятии?

Какое значение имеют пресные водоёмы для человека и природы?

  • сосредоточение запаса пресной воды;
  • рыбная ловля;
  • место для отдыха и занятий спортом;
  • источник эстетического наслаждения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год