КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ |
Ребятам о зверятах | |||
Автор: Тюнькова Валентина Александровна | |||
27.06.2019 00:39 | |||
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ Подготовила: воспитатель высшей категории Тюнькова В.А. 2019г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Радуга» с приоритетными направлениями интеллектуального, эстетического и физического развития воспитанников.
Предложить детям рассказать правила игры, поделиться опытом использования различных приемов запоминания. Развивать внимание, зрительную память. Упражнять детей в определении пространственного расположения предметов. 2. «КТО КАК ПОДАЕТ ГОЛОС?» Надо рассказать, как подают голоса дом. животные. Например: На мой вопрос: «Как корова кричит?» Надо ответить: «Корова мычит». 3. «Молочная ферма» Задачи: Создать условия для применения детьми навыков измерения количество жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры, расширять представления о значении измерений в деятельности людей разных профессий. Ребята выбирают понравившихся им животных и строят для них загончики. Далее игра продолжается самостоятельно. 4. «Не ошибись» Задачи: Учить разгадывать загадки-шутки, понимать суть вопросов, выявлять слова, имеющие переносное значение, многозначные слова, понимать образные выражения. 5. «Придумай загадку» Задачи: Учить детей подмечать характерные признаки животных, узнавать их по описанию и создавать описания по плану, ориентироваться на понимание другими людьми. Развивать речь, вербальное воображение, фантазию. 6. «Птицы, звери, рыбы» Задачи: Организовать применение детьми умения классифицировать животных по различным основаниям с учетом игровой задачи, уточнить названия зверей, птиц и рыб. 7. «Угадай кто в мешочке?» Задачи: Учить детей последовательно осуществлять обследование объекта при помощи осязания, определять форму. Формировать умение рассказывать о ходе работы, обобщать и оценивать ее результаты. 8. «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» (с картинками) Цель: учить детей классифицировать предметы по определенному признаку, аргументировать свой выбор, использовать речевые конструкции противопоставления. 9. «Четвертый лишний» (словесная игра) Цель: Выделить лишнее слово, объяснить свой выбор. Развивать внимание, речь. Назовите ребенку три слова из одной категории и четвертое слово «лишнее». Пусть малыш определит лишнее слово. 10. «Домашние животные и их детеныши» Цель: помочь запомнить название животных и их детенышей. Оборудование: морфологическая таблица, карточки с изображением домашних животных и их детенышей 11. «Узнай по описанию» (использовать мнемотаблицы) Задачи: Учить детей составлять рассказ о животном, используя схему, узнавать по описанию, учить аргументировать свой ответ. 12. Трафареты животных Цели: узнавать животное по трафарету, называть его; развивать внимание, мышление; воспитывать аккуратное и бережное отношение к игровым атрибутам Также можно использовать для изодеятельности. 13. Пазлы. Цель игры: Умение составлять из частей целое, развитие мелкой моторики, логического мышления. 14. «Покров животных» Цель: закрепление умений детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть); формирование навыка пользования моделями. 15. «ЗАВЕДЕМ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ» Цель игры: Закрепить знания детей об использовании людьми домашних животных в своем хозяйстве. Формировать представления детей о том, что домашние животные не могут выжить без человека и человек в ответе за тех, кого приручил. Воспитывать у детей бережное отношение к животным. Игровая задача: Завести в своем хозяйстве (назвать) домашнее животное, которое никто из детей еще не «завел в своем хозяйстве». Игровые действия: Дети сидят в кругу за столом, сделав на столе из рук «загончики» (Ставят обе ладошки на ребро, кончики пальцев касаются друг друга. Пальцы — воротики открываются, когда у возле них появляется какое-либо животное и следом за ним закрываются). Общение: Кого ты хочешь завести? Зачем тебе это животное? Как ты его будешь кормить? Если вы не хотите держать это животное, можно его выгнать? Как с ним поступить? Что нужно регулярно делать для животных? Условие: Никто не должен выкрикивать названия животных без очереди. 16. «КТО ГДЕ ЖИВЕТ» Цель:
- активизировать речь детей по теме: жилище, будка, хлев, конюшня, птичник и т. д. Учить отвечать полным ответом. - учить детей производить логические операции, развивать логическое мышление и сообразительность. Подготовка воспитателя: Изготовить карту «Кто, где живет» на каждого ребенка Предшествующая работа с детьми: Беседа с детьми о том, что у каждого живого существа должен быть свой дом. Оборудование: Индивидуальные карты, карандаши Ход игр: Вам нужно внимательно рассмотреть иллюстрации и решить, кого куда поселить. Сегодня мы будем играть с животными, насекомыми, рыба и человеком. Но будьте внимательны, некоторые животные, например: жук и рыба – могут жить в воде. Будьте внимательны, а когда вы определитесь, кто, где живет, то соедините эти объекты линией. Вам понятно задание? Выполняйте, а я буду смотреть, правильно ли вы догадались. 17. «ПОМОГИТЕ ДОМАШНИМ ЖИВОТНЫМ» Цель игры: Закрепить знания детей о том, как человек использует домашних животных. Сформировать у детей понятие о том, что домашние животные целиком и полностью зависят от человека. Развивать у детей доказательную речь Воспитывать у детей познавательный интерес к домашним животным. Игровая задача: Привести довод, по которому «дед с бабой» должны оставить животное у себя. 18. «РАЗГОВОР ДИКИХ И ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ» (с элементами театрализации) Цель игры: Сформировать у детей понятие о том, по каким признакам определяются понятия «домашние» и «дикие» животные. Формировать у детей мыслительную операцию «обобщение». Сформировать у детей понятие о том, что вмешательство в жизнь диких животных недопустимо и влечет за собой негативные последствия. Воспитывать у детей любознательность. Игровая задача: «Поговорить» за домашних и диких животных определить признаки, по которым домашние животные отличаются от диких. Предметно-игровая среда: Игрушки домашних и диких животных, схематическое изображение признаков, характеризующих и тех, и других: место проживания, жилье, питание, уход за ними, лечение, добывание корма в разное время года. Игровые действия: Дети сидят за столом: пять человек с одной стороны стола, пять человек с другой. Педагог: Сегодня к нам пришли гости. Я буду их выставлять, а вы их называйте. Педагог выставляет по одному зайца, белку, ежа, медведя и лиса. Игрушки животных выставляются на одну сторону стола в шеренгу. Педагог: Какие это животные? Почему их так называют? А теперь называйте этих животных – лошадь, корова, барашек, собака, кошка. Почему их так называют? Домашних животных педагог выставляет на другой стороне стол, в шеренгу, напротив диких животных. Педагог: Сейчас мы будем свидетелями необычного разговора, который на самом деле никогда не произойдет. Это будет сказка, в которой вы будете принимать участие. Поставьте возле себя игрушку животного. Дети, сидящие с одной стороны стола, берут домашних животных, сидящие по другую – диких и ставят возле себя. Итак, сказка начинается. Встретились сегодня у нас дикие и домашние животные. Задумались они, глядя друг на друга: похожи мы друг на друга, но одних из нас называют дикие, а других домашние. Отчего это? Тогда медведь подумал, я сам строю себе берлогу, а кто же строит домашним животным жилище? И пошел он, переваливаясь к домашним животным (ребенок берет игрушку медведя и «идет» к домашним животным). Подошел и спрашивает… Ребенок (за медведя): Скажите, пожалуйста, кто вам строит жилище? Дети (за домашних животных): Жилище нам строит наш хозяин. Ребенок (за медведя): Какие вы ленивые! Педагог: И пошел медведь к своим друзьям диким животным. А домашние животные задумались и огорчились. Тогда собака решила спросить у диких животных, кто же строит жилище диким животным. Побежала она к ним (ребенок производит действия с игрушкой собаки) и спрашивает: Ребенок (за собаку): А вам кто строит жилище? Дети (за диких животных): Мы строим себе сами! Педагог: Задумалась собачка и побрела задумчиво к своим друзьям. Никто ее ни о чем не спросил, все поняли, что жилище дикие животные строят себе сами. Тут белка, которая сделала к зиме запасы грибов и орехов, подумала и сказала: Ребенок (за белку): Ну, может они и не такие уж ленивые. Пойду, узнаю, кто им еду запасает, кто их кормит? Подбежала белка к домашним животным и спрашивает: Ребенок (за белку): Скажите, пожалуйста, кто вам корм запасает, кто вас кормит? Дети (за домашних животных): Хозяин нам корм запасает, хозяин нас кормит. Ребенок (за белку): Вы и, правда, ленивые. Педагог: Повернулась белка и запрыгала к своим друзьям. Домашние животные задумались еще больше. Барашек решил спросить, а кто же добывает корм и кормит диких животных. Аналогично идет разговор и действия с ежом, который спрашивает домашних животных о том, кто у них убирает в жилище, как они ухаживают за собой; с лисой, которая интересуется, как лечатся домашние, когда заболеют; с зайцем, который узнает у домашних животных о том, как они защищаются от врагов. Каждый раз дикие животные произносят обидные слова для домашних животных. После этого… Педагог: Совсем расстроились домашние животные – неужели мы и в самом деле ленивые? Тут умная лошадка поскакала к диким и спрашивает: Ребенок (за лошадку): а как вы человеку помогаете? Дети (за диких животных): Никак мы ему не помогаем! Почему это мы должны ему помогать? Ребенок (за лошадку): Вот – вот! Педагог: Повернулась лошадка и весело поскакала к своим друзьям. Задумались дикие животные, чему так обрадовалась лошадка, и решил медведь узнать, а как помогают домашние животные человеку. Пошел он к ним и спрашивает: Ребенок (за медведя): А сами – то вы как помогаете человеку? Педагог: Вышла тут вперед собачка и говорит… (педагог делает паузу, показывая ребенку, который говорит за собаку, что он должен ответить, как собака помогает человеку). Затем вышла корова и говорит… (аналогично все домашние животные рассказывают, как они помогают человеку) Педагог: И тогда сказал медведь… Ребенок (за медведя): оказывается вы вовсе и не ленивые, а большие помощники для человека. Вы помогаете ему, а он помогает вам. Простите нас за то, что мы о вас плохо думали. Педагог: И поняли дикие животные, почему их называют дикие животные, а домашних – домашними животными. Педагог: а вы — то поняли? Давайте проверим, правильно ли вы поняли. Педагог предлагает детям вспомнить и назвать, что делает человек для домашних животных, а сам выставляет на доске графические модели этих признаков. Педагог: Как много делает человек для животных! А они? Дети говорят, а педагог выставляет карточку с изображением того, как человек использует домашних животных. Педагог: Смогли бы люди прожить без домашних животных? А домашние животные без людей? Нужна ли помощь людей диким животным?
|