Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста "Именины садовенка Епифанушки"
Фольклор
Автор: Николаева Марина Васильевна   
12.02.2017 18:40

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста Именины садовенка ЕпифанушкиКонспект ООД для детей старшего дошкольного возраста "Именины садовенка Епифанушки"

Автор – составитель: Николаева М.В., воспитатель МБДОУ № 17, ст. Петропавловская, Краснодарский край.

Цель: систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре; закрепить знания о русских народных костюмах.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость;
  • воспитывать в детях внимательность, заботливость по отношению друг к другу, умение по-разному выражать добрые чувства
  • воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Развивающие:

  • развивать навыки взаимодействия в коллективе;
  • развивать умение устанавливать причинно – следственные связи;
  • развивать навыки творческой деятельности;
  • развивать у детей старшего дошкольного возраста психические процессы: память, воображение, внимание, мышление, речевую активность

Образовательные:

  • закрепить знания о русских народных костюмах;
  • развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов, кукол;
  • совершенствовать умение детей ответственно относиться к заданию, произвольно управлять своим поведением, устанавливать со взрослым и сверстниками совместную деятельность.

Скачать конспект

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: проблемные вопросы; создание игровой ситуации.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: сюрпризный момент; создание проблемной ситуации; загадывание загадок; создание эмоционального фона
  3. Приемы организации практической деятельности детей: обследование, организация продуктивной деятельности детей.
  4. Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, упражнения направленные на развитие внимания, имитирующие упражнения.
  5. Приемы оценки и самооценки: совместная оценка выполненных работ персонажем и детьми.

Создание среды для организации и проведения НОД

экспонаты из музея ДОУ: атрибуты русского быта, обереги, русская народная одежда, шкатулка. Кукла Епифаний. Природный материал для изготовления оберегов. Пряники.

Планируемые результаты:

  • дети расширили представления о культуре русского народа, традициях, поверьях;
  • дети пополнили багаж знаний о русских народных костюмах;
  • Справились с заданием продуктивной деятельности (изготовили куклу – оберег).

Критерии оценки деятельности детей в НОД:

  1. Активность.
  2. Самостоятельность.
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
  4. Эмоциональность.

Ход непосредственно образовательной деятельности

В групповой комнате воссоздан интерьер русской избы. Хозяйка встречает гостей (детей).

Хозяйка:

В светлу горницу войду
Взглядом всё тут обойду.
Сразу видно – эта хата
Мастерицами богата!

Здравствуйте, красавицы!
Мне здесь очень нравится!

Милости прошу в мой дом. Гость на двор – хозяйке радость!

Ребёнок: Мир вашему дому, здоровья всем!

Хозяйка: Спасибо, проходите, присаживайтесь на самые удобные скамейки, на самые мягкие подушки. Красному гостю – красное место! Я вас угощу медовым пряничком да сахарным петушком. У нас сегодня праздник.

Ребёнок: Хозяйка, расскажи, пожалуйста, что это за праздник?

Хозяйка: Слушайте, мои голубчики. Сегодня именины у Епифания, значит и у нашего домового Епифанушки тоже. А вы, мои хорошие, знаете, кто такие домовые? Откуда они взялись?

Ребёнок: В старину была легенда о том, как неверующих людей наказали и обязали на вечные времена сторожить воды, леса, горы и дома. Кто в момент наказания был дома, сделался домовым, в горах – горным духом, в лесу – лесовиком.

Хозяйка: Правильно. А что делает домовой, чем он занимается?

Ребёнок: Домовой защищает от всего плохого дом, людей и животных, которые там живут. Он помогает хозяйке заниматься домашней работой. Он не любит ленивых и может подшутить над нерадивыми.

Хозяйка: Да, домовой оберегает хозяйский дом и двор. Где в доме обычно живёт домовой?

Ребёнок: Он любит жить на печке или за печкой в лапте, или в бане.

Хозяйка: Молодцы! Вы такие умные! А я вот знаю, что домовые такие же разные, как и люди. Каждый хозяин зовёт своего домового по- своему. У нас, у русских – дедко, хозяин, а ещё как?

Ребёнок: Доможил, батанушка. Если он маленький – домовёнок.

Хозяйка: Правильно. Другие народы зовут его по – другому: украинцы – домовой дед; белорусы – господарик, хатник; поляки – хованец.

В нашем доме, как я уже сказала, живет домовой Епифанушка. Он, как и вы, еще маленький, он домовенок.

Воспитатель берет в руки куклу Епифания. Говорит за него.

Воспитатель: У тебя, дружок, имя интересное, красивое. Почему тебя так назвали – Епифаний?

Епифанушка: Я и сам не знаю, почему меня так зовут, но имя мне тоже нравится. Может дети знают? Подскажут?

Ребенок: Когда В.Н. Татищев основал на низменном левобережье Волги город – крепость, он хотел назвать его Епифания ( «город просвещения»). Но город получил название Ставрополь – на – Волге.

Позже он был затоплен, но недалеко от этого места был построен наш родной город Тольятти. В память о Татищеве и основанном им городе тебя, домовенок, и назвали Епифанием.

Епифанушка: Вот здорово! Я ведь действительно очень умный.

Хозяйка: Конечно! Только какой же ты домовенок, если в детском саду живешь? Дети, подумайте, как можно назвать Епифанушку?

Дети: Садовенок.

Епифанушка: Ой, мне нравится. Я – садовенок Епифаний!

Ребенок: Мы слышали, что вы, домовята и садовята, жилище оберегаете. Это правда?

Епифанушка: Правда! Правда! Мне помогают обереги. С давних времен люди свои дома украшали оберегами из природного материала.

Хозяйка: Правильно. Кукуруза оберегает здоровье детей; перец защищает от ссор в семье; чеснок, лук отгоняют нечистую силу; горох, фасоль, бобы – чтобы в доме всегда был достаток; ягоды рябины, шиповника оберегают женскую (девичью) красоту, молодость.

Что такое оберег, дети?

(Предмет, оберегающий, охраняющий от чего-то злого, нехорошего.)

Епифанушка: В этой волшебной шкатулке лежат обереги. Возьмите каждый по оберегу и расскажите, что о нем знаете.

Дети достают из шкатулки обереги и рассказывают, взрослые помогают.

Хозяйка: В стародавние времена люди считали, что вышивка на одежде не только украшала, но и тоже была оберегом.

Дети рассматривают одежду, которая вывешена на стендах.

Вышивки-обереги на рукавах рубахи сберегали руки от порезов, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на верхней части сарафана оберегали легкие и сердце.

Епифанушка: В деревнях хозяева оберегают свои дома. В доме есть лазейки для нечистой силы – дверь и окна. Для защиты от этой силы их украшали наличниками и санями.

Дети рассматривают эти детали.

Хозяйка: Совсем забыла, ведь у садовенка Епифанушки именины, праздник, а на празднике должно быть весело: игры, песни, подарки, угощенье.

Епифанушка: Мне нравится игра «Фанты». Давайте поиграем.

Садовенок дает задания: спеть колыбельную песню; спеть частушку; загадать загадку; разделить горох, фасоль и бобы, сыграть на музыкальном инструменте; рассказать считалку.

Хозяйка: Гости дорогие, наигрались, развлеклись? Пришло время спеть хвалебную песню нашему садовенку Епифанушке.

Дети: (все вместе).

Комар пищит,
Каравай пищит.
Комариха верещит,
Кучу веников тащит!

Кому поем – тому добро! Слава!
Епифанушка: Спасибо!

Хозяйка: На именины подарки дарят. Дети, как вы думаете, не сделать ли для нашего садовенка да и для групповой комнаты обереги, куклы?

Дети изготавливают обереги и куклы для групповой комнаты.

Хозяйка: Какие же именины бывают без угощения? (Угощает детей и садовенка пряниками). Вот и кончился праздник – именины садовенка Епифанушки.

До свиданья, дорогие дети,
Дай Бог тому, кто в вашем дому.
Дорогим гостям, милым детушкам
Мы всегда рады.

До новых встреч!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год