Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор
Автор: Меттик Светлана   
22.11.2017 15:53

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВОФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

«Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования. не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитанного страной».

Р. Эмерсон

Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков соб-ственной национальной культуры.

 

История Руси полна драматизма. Частые набеги кочевников, монголотатарское нашествие, войны пожары, природные катаклизмы уничтожали многие произведения национальной культуры. Поэтому особенно важно бережно хранить то, что досталось нам в наследство. Культуру Руси можно сравнить с величавым деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметное количество листьев и мощные, глубоко уходящие в землю корни.

А,С. Пушкин в письме к П.Я. Чаадаеву писал: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю кроме наших предков».

Сейчас с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали? Как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? Ответить на эти вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Поэтому мы, педагоги и родители нашего дошкольного учреждения, посчитали необходимым донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито столетий, духовный мир, мысли и чувства наших предков. Поставив задачу познакомить детей с устным народным творчеством и некоторым видами народного искусства, педагоги и родители учреждения понимают, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа. На самом деле с устным народным творчеством ребенок знакомится еще в младенчестве, когда мама поет ему колыбельную песню. Подрастая, малыш слышит от взрослых потешки различные заклички, пословицы и поговорки. Но этого не достаточно, чтобы глубоко изучить русское народное творчество. Уже первые наши шаги показали, насколько велик к этому интерес у детей, да и у родителей нового поколения. Сов-местно с родителями организовали экскурсию в городской краеведческий музей. Как интересно было увидеть детям и родителям в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно.

Традиционно мы раз в месяц отмечаем именины, на них обязательно приглашаем родителей. В этот день к детям приходят сказочные герои, проводят веселые подвижные игры, пляски, хороводы. Детей подводят к пониманию того, что русский праздник — это всегда хлебосольный стол. Ребята усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ, «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Чем богаты, тем и рады», «Какова хозяйка, таков и стол».

Продолжается работа по изучению русского фольклора, народного искусства, а также по составлению конспектов занятий и сценариев обрядовых праздников. Мы стараемся соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Подбираем потешки, пестушки, прибаутки для работы с детьми в группах младшего возраста. Младших детей приучаем к интонационному строю родной речи, знакомим с колыбельными песнями. Малыши не только слушают песни, но и стараются напеть их куклам.

Интересно ребятам познакомиться с малыми жанрами — пословицами и поговорками, загадками. Особое место занимает занятие детей и родителей по составлению загадок о предметах старинного русского быта. Ребята старшего возраста знакомятся с русской народной лирической песней размышляют, как в этом виде словесно- музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости Доступно детям и восприятие частушек, но основные сведения о частушке, собирание и сочинение- это для детей старшего возраста. Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках «Святки», встречали и прово-жали Масленицу, зазывали Весну, закликали птиц.

Народные обрядовые праздники связаны всегда с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли, вот они то и являются национальным богатством, и наша задача сделать их достоянием наших детей. Работа всего педагогическо — родительского коллектива направлена на обогащение детей знаниям о фольклоре. Знакомя детей с народным фольклором, мы убеждаем детей, что пословицы и поговорки ни что иное, как народная мудрость, собранная многими поколениями. Они предостерегают нас, дают советы и учат уму разуму, они хвалят смелость, трудолюбие и доброту, и в ту же очередь высмеивают такие человеческие качества как лень и трусость, зло и эгоизм, а еще пословицы и поговорки поощряют благородство, упорство и прилежание. Основой пословицы или поговорки является пример жизненной ситуации и иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение. Руководствуясь пословицами и поговорками, вы можете быть уверены, что поступаете правильно, говорим мы детям. Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских музыкальных инструментах. В русском фольклоре к драмати-ческим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но и сценки, пьесы, а также кукольный театр.

Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству. Приобщение детей к творчеству русских умельцев мы начали с дымковской, городецкой и хохломской и сибирской росписей, народной вышивки.

Интерес вызывает яркая матрешка. Детям рассказывается о красоте и особенностях этой игрушки. Старшие знакомятся с историей ее возникновения и со сведениями о создавших ее мастерах.

Можно с полным основанием утверждать, что приобщение детей к народной культуре требует высочайшего мастерства. Практический опыт показывает, как сложно донести до понимания детей даже короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках встречается много слов давно не встречающиеся в современной речи, и даже лаконичные пояснения и комментарии взрослого могут нарушить целостность восприятия. Для этого необходимы специальные наглядные средства. Вот почему так нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образов народных промыслов, национальной одежды.

В мировом педагогическом сообществе родители признаются самыми важными партнерами педагогов в образовании и воспитании детей. Поэтому особое внимание мы уделяем общению родителей, детей, педагогов. Наша задача-помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То. что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В результате улучшения партнерских отношений с родителями в нашем дошкольном учреждении наблюдается рост культуры общения у детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год