Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»
Фольклор
Автор: Максименко Наталья Александровна   
25.02.2017 16:55

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»

Максименко Наталья Александровна музыкальный руководитель МАДОУ города Нижневартовска ДС №4 "Сказка" ХМАО-Югра

Музыкально – творческими способностями называют способности, связанные с творческой деятельностью ребёнка в области музыки.

Музыкальный фольклор – это уникальная, самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как значительный фактор духовности преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения.

 

Скачать конспект

В энциклопедическом понятии "фольклор" рассматривается именно как синоним категории "народное творчество" и определяется как "художественная коллективная творческая деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство".

Именно в дошкольном возрасте у детей формируются музыкальные и нравственные стороны будущей личности. Этот возраст имеет важное значение, именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, создается фундамент для воспитания музыкальных качеств. Существует мнение, что средства музыкального фольклора позитивно влияют на состояние здоровья детей.

Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется в основном по типовой программе, т.е. по классической форме организации обучения. И вместе с тем все чаще имеют место различные подходы к оздоровлению, воспитанию и образованию детей средствами музыки.

В настоящее время утверждаются новые подходы к формированию музыкальной культуры как общества в целом, так и отдельной личности на основе трех основных направлений:

  1. Социально-психологического, направленного на формирование потребностей к освоению ценностей музыкального фольклора;
  2. Интеллектуального, предполагающего получение комплекта теоретических знаний;
  3. Использование музыкального потенциала.

Главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, изначально несущей в себе: нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

Таким образом, приобщение к музыкальному фольклору– одна из важных программных задач воспитания. Музыкальный фольклор является ценным материалом для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Простота и доступность музыкального материала, её высокая художественность, глубина мысли, своеобразие её мелодической, ритмической и полифонической структур делают фольклор идеальным воспитательным средством. В результате обучения музыкальные способности развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности.

Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и занятия по физической культуре, а также проведение праздников и развлечений — всё это носит большие возможности для творческого развития дошкольников.

В художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольника значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения.

Следовательно, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к без духовности. Поэтому главная задача музыкальной деятельности — обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей ведь только творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

Включение народного искусства в работу с детьми обогащает их жизнь: вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями народа, воздает положительную эмоциональную обстановку в дошкольном учреждении.

Использование в работе с детьми разных видов народного искусства в их взаимосвязи: изобразительного и музыкального – дает положительный эффект в эстетическом воспитании детей. Народное искусство может быть включено в самые различные формы работы с детьми: в оформление помещения, где живут и играют дети, праздники и досуги, игры детей и занятия. За время обучения дети становятся активными участниками праздников, посвящённых народным праздникам.

В заключении хочется отметить, что приобщение детей к истокам народной культуры на занятиях музыки является средством воспитания у них патриотичности, нравственности, духовности и других качеств, необходимых для личностной культуры ребенка. Это особая педагогика – народная. Она требует атмосферы свободы, импровизации, профессионального мастерства, побуждает ребенка и педагога к восприятию духовных ценностей, к осознанию себя в мире и мира в себе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год