Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Воспитание и развитие детей через малые фольклорные жанры
Фольклор
Автор: Харабутова Татьяна Витальевна   
08.10.2011 18:40

Воспитание и развитие детей через малые фольклорные жанрыРоссия – наша Родина. Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки. К нам постепенно возвращается национальная память: жизнь, радость, страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины. Мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору.
Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в нём поэзия, в которой он показывает всю свою деятельность, общественный и бытовой уклад, знания жизни.                  
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью воспитатель легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, общение. Богатство фантазии, художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость, оказывают воспитательное  воздействие. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к  окружающему, народному слову, обычаям, воспитывает художественный вкус, эстетическую культуру, многому учит. Также развивается речь,  обогащаются знания. Таким образом, с помощью изучения малых фольклорных жанров у детей начинают складываться чувства, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его жизни.


К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом, вследствие этого, произведения устного народного творчества используют очень мало.
К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают всё меньше обрядов, забывают песни, в наши дни это становится ещё актуальнее.
М. Горький говорил: « Начало искусства слова – в фольклоре».
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что « любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», так писал академик Д. С. Лихачёв. В наше время  возникает потребность в воспитании и развитии детей через малые фольклорные жанры, что поможет воспитать и развить новое поколение в любви и уважении к ним, понять их самоценность, сформировать чувства  эмоциональной близости с устным народным творчеством, умение видеть его красоту. Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком. Для осуществления поставленной цели  можно использовать программу “ Приобщение детей к истокам народной культуры» Князевой О. Л., Маханёвой М. Д.
Советую использовать такие формы и методы, как: анализ литературы, комплексный метод диагностики, эксперимент, анкеты для родителей. А так же проведение викторин, различных посиделок, развлечений, досугов.                                                                                            Дидактические игры, подвижные игры, игры-драматизации, сказки, загадки, потешки, развивают устную речь ребёнка, влияют на его духовное развитие, фантазию, учат определённым нравственным нормам, способствуют умению логично рассуждать и делать выводы.
Непременным условием результативности в воспитании и развитии дошкольников через малые фольклорные жанры является использование  бесед о старине, чтение художественной народной литературы с обсуждением, экскурсий в музей.
Для создания атмосферы заинтересованности и включённости детей можно создать уголок в группе в виде « избы», где поместить предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских народных сказках: коромысло, кувшины, самовар и т. д.
Дети обязательно станут отзывчивее, эмоциональнее, великодушнее. В их маленьких душах загорится искра духовного творческого патриотизма, которая будет разгораться и позволит в дальнейшем назвать им себя сынами и дочерьми своей Родины.

Автор: Харабутова Татьяна Витальевна, воспитатель МДОУ Центр Развития Ребёнка –  д/с №6 г. Нового  Оскола Белгородской обл.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год