Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Статья из опыта работы на тему «Формирование предпосылок грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Обучение грамоте
Автор: Оксана Николаевна Бурова   
12.03.2015 12:22

Статья из опыта работы на тему «Формирование предпосылок грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»Статья из опыта работы на тему «Формирование предпосылок грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 24» г. Орла

Переход к систематическому обучению детей с 6 лет ставит детский сад и начальную школу в новые, более тесные, чем раньше, отношения взаимозависимости. Теперь это осознают не только в детском саду, где подготовка к школе всегда являлась одной из важнейших задач, но и в школе.

Правильная речь не только один из показателей речевой готовности ребенка в школе, но и залог успешного освоения грамоты. В исследованиях Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой доказано, что письменная речь формируется на основе устной. Для успешного овладения чтением и письмом, как отмечают авторы, необходимо, чтобы у ребенка были достаточно развиты мышление, речевой слух и «особое зрение на буквы», которые способствуют запоминанию начертания букв без особого труда.

Ряд авторов (Р. Е. Левина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова) в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи у детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой. Данное положение ярко демонстрируется на примере дошкольников с общим недоразвитием речи. Так, для детей данной категории характерно некоторое отставание в формировании различных видов восприятия, недостаточный уровень развития внимания, небольшой объём памяти; наблюдаются трудности в овладении мыслительными операциями, прежде всего, анализом и синтезом. Наряду с недоразвитием общей моторики имеет место несовершенство мелкой моторики пальцев рук. В связи с этим дошкольники с ОНР испытывают большие трудности в овладении грамотой и зачастую являются потенциальными дисграфиками и дислексиками.

На сегодняшний день в коррекционной педагогике имеется ряд подходов к решению проблемы формирования предпосылок грамоте старших дошкольников с ОНР (Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко), которые активно принимают в своей практике учителя- логопеды.

В МБДОУ ЦРР – детский сад №24 города Орла в логопедической работе применяется оригинальная технология обучения грамоте дошкольников с ОНР. Данная технология базируется на положительных современных коррекционно- педагогических исследований и направлена на обеспечение качественной подготовки к освоению предпосылок грамоте старшего дошкольного возраста с ОНР.

К основным задачам в работе с дошкольниками относятся:

  • Формирование общей ориентировки в звуковой системе языка;
  • Обучение звуковому анализу слова (определение порядка следования звуков в слове);
  • Знакомство с основными качественными характеристиками звуков, установление их различной роли.

Инновационным методом разработанной технологии формированием предпосылок грамоте дошкольников с ОНР является отработанное содержание обучения, реализуемое с использованием наглядных моделей.

Важным принципом работы с воспитанниками логопедических групп является комплексность коррекционного и психолого-педагогического воздействия, что предполагает установление сотрудничества различных специалистов.

Непосредственному обучению детей грамоте предшествует комплексная диагностика речевого и познавательного развития. С учетом полученных результатов осуществляется перспективное планирование, отбираются наиболее эффективные формы и методы работы с воспитанниками логопедических групп.

Применение выше описанной технологии в рамках коррекционно – педагогического процесса позволяют добиться положительных результатов при формировании предпосылок грамоте детей с ОНР, что, в свою очередь, способствует успешному обучению в школе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год