Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект непосредственно-коррекционной образовательной деятельности по формированию лексико — грамматических представлений в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Космическое путешествие к Лунтику»
Обучение грамоте
Автор: Крюкова Екатерина Васильевна   
08.08.2015 09:49

Конспект непосредственно-коррекционной образовательной деятельности по формированию лексико — грамматических представлений в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Космическое путешествие к Лунтику»Конспект непосредственно-коррекционной образовательной деятельности по формированию лексико — грамматических представлений в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Космическое путешествие к Лунтику»

Автор: Крюкова Екатерина Васильевна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ №11 г. Салавата. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №11» городского округа город Салават Республики Башкортостан.

 Скачать конспект

В 2013-2014 учебном году одной из задач нашего ДОУ является создание оптимальных условий для развития грамматического строя речи, потенциала дошкольников посредством грамотного построения целостного педагогического процесса в ДОУ, формирование у детей нравственных начал и приобщения к общечеловеческим ценностям.

Что же такое Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.

Для реализации этой задачи в своей группе мы провели занятие на тему: "Космическое путешествие к Лунтику". Занятие предназначено для детей в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, длительность занятия 25 минут, с использованием ИКТ.

Задачи:

Коррекционно — образовательные:

Закреплять представления о космосе, космонавтах; расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Космос»; совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, подбор слов-антонимов и определений); учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Коррекционно — развивающие:

Развивать координацию речи с движением, творческое воображение; слуховое внимание; артикуляционную и мелкую моторику; зрительный гнозис и конструктивный праксис в работе с разрезными картинками.

Коррекционно — воспитательные:

Воспитывать инициативность, самостоятельность, доброжелательность, ответственность, навыки сотрудничества на занятии.

Оборудование: разрезные картинки — «ракета», «космонавт», «спутник», «Земля», «Луна», индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики, салфетки, предметные картинки для игры «Что возьмем с собой?», силуэт ракеты, компьютер, заставка на компьютере картинки Лунтика (героя детского мультфильма) Лунтика озвучивает воспитатель, слайды по теме «Космос», «космическая» мелодия, шесть картинок с изображением звездного неба, цветные карандаши, рация, угощение «звезда» по количеству детей.

Словарная работа: «скафандр».

Предварительная работа: рассматривание слайдов с изображением звездного неба, млечного пути; образование однокоренных слов к слову «звезда», разучивание физминутки «Будем космонавтами», пальчиковой гимнастики «Космонавт», работа с разрезными картинками по теме, отгадывание загадок.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Дети с учителем логопедом подходят к столу, на котором лежат разрезные картинки.

Учитель-логопед: Дети, проходите за столы, там лежат картинки – они рассыпались, попробуйте их собрать и рассказать, что же у вас получилось.

Игра «Собери картинку»

(Дети собирают картинки.)

Учитель-логопед: Что у вас получилось?

Ответы детей: Космонавт, ракета, спутник, Земля, Луна.

Учитель-логопед: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О космосе.

Учитель-логопед: Я хочу поздравить вас с наступающим праздником – Днем космонавтики, который отмечается 12 апреля. Дети, а кто летает в космос?

Дети: Космонавты.

Учитель-логопед: Кто был первым космонавтом?

Дети: Первым космонавтом был Юрий Гагарин.

Учитель-логопед: Как вы думаете, что нужно, чтобы стать космонавтом?

Дети: Хорошо учиться, много читать, делать зарядку, закаляться, заниматься спортом, …

Учитель-логопед: А вы знаете, сегодня утром нам пришло письмо, наш хороший знакомый Лунтик, пишет, что очень скучает и приглашает нас в гости. Ну, что полетим к нему?

Дети: Да.

Учитель-логопед: А где живет наш друг?

Дети: На Луне.

Учитель-логопед: Но нам нужно подготовиться для полета, ведь перед вылетом космонавты очень много тренируются. Сделаем вместе зарядку, становитесь по порядку, начинаем мы зарядку.

Дети за учителем – логопедом проходят и строятся в круг.

2. Физминутка «Будем космонавтами»

Вот выходит на парад (маршируют)

Наш космический отряд.

Руки в стороны – к плечам, (ноги вместе, руки к плечам, в

Дружно мы покажем вам. стороны, к плечам)

И наклоны выполняем, (ноги на ширине плеч, руки на

Наклоняемся вперед. поясе, наклоны вперед)

Приседаем и встаём (присесть, руки вперед, встать -

И ничуть не устаём. руки на пояс)

Раз – прыжок, два – прыжок, (прыжки на месте)

Ножку ставим на носок. (тянем носок)

И опять шагаем – руки поднимаем. (шагаем, поднимаем руки)

Учитель-логопед: Сами мы подготовились, а теперь потренируем наш язычок, что бы он помог нам красиво выговаривать слова, когда мы отправимся в космос.

3. Артикуляционная гимнастика

Улыбка Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Трубочка Вытягивание губ вперед длинной трубочкой (зубы сомкнуты).

Часики • улыбнуться, открыть рот

  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

Качели • улыбнуться

  • открыть рот
  • кончик языка за верхние зубы
  • кончик языка за нижние зубы.

Учитель-логопед: Молодцы! Отлично у вас получается!

4. Игра «Что возьмем с собой?»

Учитель-логопед: Но чтобы отправиться в космос нам необходимо собрать вещи. Что необходимо взять с собой в полет?

(Предлагаем детям подойти к следующему столу на котором лежат картинки – рация, аптечка, инструменты, питание в тюбиках и консервы, скафандр, стул, мягкие игрушки. Дети выбирают картинку и объясняют, для чего этот предмет нужен.)

5. Упражнение на дыхание

Учитель-логопед: Я буду командиром космического корабля, а вы мой экипаж.

Итак, экипаж занять места в ракете.

(Дети к «Ракете» и занимают свои места.)

Учитель-логопед: Внимание, приготовиться к полету, пристегнуть ремни. Дети, а центр управления полетом не выпускает нас, нужно еще проверить ваши легкие перед стартом. Подышим, повторяем за мной.

Вдох – выдох – вдыхаем через нос – выдох через рот …

Итак, включить приборы, начинаем отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, пуск!

(Гасится свет, на экране загораются слайды. Учитель-логопед рассказывает про космос, обращая внимание на слайды, звучит тихая космическая музыка.)

Учитель-логопед: Мы уже в космосе, посмотрите, как красиво. А вот мы летим над Землей. Скажите, ребята, какая она? Наша Земля?

Слайд: вид земли из космоса.

Дети: Красивая, голубая, необыкновенная, замечательная.

Учитель-логопед: А на что она похожа?

Дети: Наша земля похожа на мяч, шарик, яблоко, круглый орешек, колобок…

Учитель-логопед: А вот мы уже видим Луну. Внимание, приготовиться к посадке на Луну. Прилетели, выключить приборы. Выходим.

Учитель-логопед: (Оглядывается, ищет кого то.) А где же Лунтик, давайте его позовем?

Дети: Лунтик, ты где?

6. Отгадывание загадки

Лунтик: (Заставка компьютера, голос воспитателя). Здравствуйте, ребята. Спасибо вам, что прилетели ко мне в гости. Я очень люблю загадки, а вы любите? Послушайте и отгадайте:

Угли пылают —
Совком не достать.
Ночью их видно,
А днем не видать.

Что это?

(Это звезды).

Лунтик: Как вы догадались?

Дети: Звезды ярко горят, но днем их не видно.

Лунтик: Какие же вы сообразительные! Молодцы!

7. Игра «Семейка слов»

Лунтик: Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову звезда.

Как можно ласково назвать звезду?

Дети: Звездочка.

Лунтик: Если на небе много звезд, какое оно?

Дети: Звездное.

Лунтик: Как можно назвать корабль, который летит к звездам?

Дети: Звездолет.

Лунтик: Как называют в сказках волшебника, который определяет будущее по звездам?

Дети: Звездочет.

Лунтик: А как говорят, когда падают звезды?

Дети: Звездопад.

Лунтик: Ребята, а как называются фигуры, которые образуют яркие звезды?

Дети: Созвездие.

Лунтик: Великолепно! Вы меня порадовали. Напомните мне, какие у нас получились слова?

Дети перечисляют: звездочка, звездочет, звездолет, созвездие, звездное небо, звездопад.

Лунтик: Ребята, я часто любуюсь звездным небом, звездами, а иногда даже их фотографирую. Посмотрите, на мои фотографии.

(Просмотр слайдов звездного неба).

Учитель-логопед: Какие красивые фотографии у тебя получились, Лунтик.

Лунтик: Это не просто звезды, если их соединить, то может получиться фигурка. Предлагаю сесть за стол, приготовить карандаши.

Учитель-логопед: А чтобы у нас все линии получились ровными и красивыми, сделаем гимнастику для пальчиков.

8. Пальчиковая гимнастика «Космонавт»

В темном небе звезды светят (поочередное соединение большого

Космонавт летит в ракете пальца с мизинцем, безымянным,

День летит, два летит средним и указательным пальцем на ударные

И на землю не глядит. слоги)

9. Игра «Чего не стало?»

Учитель-логопед: Вот так Лунтик, какие замечательные фотографии сделал. Соедините все яркие звезды и тогда увидим, что получится.

- Юля, что у тебя на фотографии?

Юля: У меня получилась ракета.

Учитель-логопед: Варя, закрой ладошкой ракету. Скажи, чего у тебя не стало?

Варя: У меня не стало ракеты.

Учитель-логопед: Ребята, закройте ладошками свои ракеты. Чего у вас не стало? Дети: У нас нет ракет.

(Раздаётся сигнал по рации)

Учитель-логопед: Нас вызывает Земля. Земля, Земля, вас поняли, возвращаемся домой. Нам пора возвращаться домой, но ты не грусти мы обязательно к тебе прилетим, или ты к нам прилетай в гости. Правда, ребята?

Лунтик: Спасибо, за приглашение. До свидания!

(Прощаемся с Лунтиком, садимся в «Ракету» на стульчики, предлагаю пристегнуть ремни, включить приборы)

Учитель-логопед: Внимание! Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, Пуск!

(Звучит музыка.)

Учитель-логопед: Наш космический полет окончен. Вот мы и дома!

10. Игра «Скажи наоборот».

(Логопед предлагает детям пройти на ковер и встать в круг)

Учитель-логопед: В солнечный день очень светло, а в космосе...

  • .. темно.

- Летом на солнце очень жарко, а в космосе...

  • .. холодно.

- На Земле люди совершают движения быстро, а в космосе...

  • .. медленно.

- На Земле работать легко, а в космосе...

  • .. тяжело.

Молодцы.

11. Итог занятия.

Учитель-логопед: Понравилось вам путешествие? Что запомнилось?

Ответы детей.

Учитель-логопед: Дети, вы знаете — есть такая примета: если увидишь падающую звезду, и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется. Однажды я попала под настоящий звездопад, решила собрать звезды в коробочку и поделиться со своими друзьями, ведь всегда очень важно делиться чем-то радостным, хорошим, добрым. И сегодня я хочу подарить каждому по одной звезде, когда вы загадаете желание, а потом съедите ее, то желание обязательно сбудется.

Используемая литература:

  1. Л.Я. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» Москва, 2010 г.
  2. В.П. Глушко «Космонавтика. Маленькая энциклопедия» 1970 г.
  3. А.П. Романов И.Г. Борисенко «Отсюда дороги к планетам легли» 1984 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год