Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [р], [рь]. Буква Р» в подготовительной логопедической
Обучение грамоте
Автор: Песоцкая Наталья Юрьевна   
06.11.2015 17:00

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [р], [рь]. Буква Р» в подготовительной логопедическойКонспект занятия по обучению грамоте «Звуки [р], [рь]. Буква Р» в подготовительной логопедической

группе

Подготовила и провела: учитель – логопед высшей категории МБДОУ детский сад № 122 «Лучистый» Песоцкая Н.Ю. Брянск 2015г.

Цель: дифференциация звуков [р – рь], формирование навыка чтения;

Коррекционно-образовательная:

Закрепить правильное произношение зв. [р, рь] в слогах, словах, предложениях и связной речи.

 

Скачать конспект

Закрепить характеристику данного звука (артикуляционные и акустические свойства).

Упражнять в дифференциации звуков [р – рь].

Упражнять в выделении слогов со звуков [р, рь] из слов и выкладывании их в кассе букв и слогов.

Упражнять в образовании Р.п. мн. ч. сущ.

Упражнять в составлении предложений с заданными словосочетаниями.

Совершенствование навыков словоизменения (преобразование существительных множественного числа в единственное число) и словообразования;

Обогащение словаря за счёт подбора слов – антонимов и родственных слов.

Формирование навыка чтения;

Коррекционно-развивающая:

Развивать фонематический слух, слуховое внимание и память.

Развивать интонационную выразительность речи.

Развитие эмоциональной сферы.

Развитие мелкой и общей моторики, координации речи с движением моторики.

Коррекционно-воспитательная:

Способствовать развитию сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности за свои действия.

Оборудование:

игрушка Барбос, синие и зелёные светофорчики, предметные картинки, сюжетные картинки (Змей Горыныч, Василиса Премудрая, Иван – Царевич.) демонстрационная касса букв, мяч, схемы описания звуков, ребус, фишки.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

А). Фонетико-ритмическая имнастика

Логопед: Вокруг себя повернись и в животных превратись. Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит. Изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву. (Тр – р – р, тр – р – р). Изобразите как мурлычет ласковая кошечка. (Мур –р –р). Покажите, как любопытный воронёнок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом… (Кар – р – р, кар – р – р).

- Вокруг себя повернись и в ребят снова превратись!

Б). Игра «Один – много».

Логопед: Я буду называть один предмет, сядет тот, кто правильно назовёт много предметов.

Ремень – много… ремней, ружьё — …, рот — …, дерево — …, помидор — …, фонарь — …, воробей — …, доктор — …, перо — …, сторож — …, ведро — …, рог.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Сейчас Лиза прочитает вам стихотворение. Послушайте его, внимательно и вы узнаете, чем мы будем сегодня заниматься.

Барбос.

На дворе рычит Барбос. Рр! Рр! Рр!

Он гоняет рыжих ос. Рр! Рр! Рр!

Отчего рычит Барбос? Рр! Рр! Рр!

Осы жалят его в нос. Ррь! Ррь! Ррь!

- Вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня играть? ([p] [pь]).

- Правильно, сегодня мы будем играть со звуками [p] [pь] и с буквой Р.

3. Характеристика звуков [p] [pь] по артикуляционно – акустическим признакам.

- Разбор артикуляции по плану.

Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам), сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает.

- Характеристика звука «Р».

Звук «Р» — согласный, глухой, твердый- мягкий.

- Связь звука и буквы.

Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.

4. Игра «Твёрдый – мягкий».

Логопед: Барбос предлагает поиграть в игру «Твёрдый – мягкий». (Синие и зелёные светофорчики).

Радуга, река, дорога, деревья, деревня, ракета, озеро, берёза, забор, сухарь.

5. Восстановление (воспроизведение) слов с пропущенными звуками.

Логопед: Барбос насторожился. Что такое Барбос?

Барбос.: Я слышу рыдания!

Логопед.: Что такое рыдания, дети? (Это очень громкий плач.)

Барбос.: Это рыдают сказочные герои, потому, что Змей Горыныч забрал у них по одному звуку и спрятал их в своей темнице.

Логопед.: Я буду называть сказочных героев без украденных звуков, а вы попробуйте угадать, кто это?

Там рыдают: Бу…_атино, Пет…_ушка, Чебу…_ашка и к…_окодил Гена, Василиса П…_ек…_асная, Ка… лсон.

- Какие звуки забрал у них Змей Горыныч? ([p] [pь]).

Знаете, зачем? Чтобы ещё больше рычать и быть более сердитым. Поможем Ивану Царевичу сразиться со Змеем Горынычем? (Да!)

Тогда вам придётся выполнить много заданий.

6. Выделение из слов слогов со звуками [p] [pь], выкладывание их в кассе и придумывание своих слов с этими слогами.

Логопед: Я назову слова, обозначающие действия Змея Горыныча. Назовите слог со звуком [p] или [pь] из каждого слова. Выложите этот слог в кассе. Придумайте своё слово с этим слогом.

роет (роза, рот…) охраняет (радуга, ракушка…)

рычит (рыба, рысь…) дерётся (рёва, берёза…)

стережёт (репка, ремень…)

Логопед: Только как же нам найти гору в которой живёт Змей Горыныч?

Барбос.: Я помогу вам. У меня тонкий нюх, чуткий слух.

Логопед.: Тогда вперёд!

7. Физминутка.

По дороге мы идём.

Путь далёк, далёк наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

Вправо, влево поглядим.

По дороге побежим.

По реке мы поплывём.

Потом дальше мы пойдём.

8. Проговаривание чистоговорки.

Логопед: Вот перед нами огромная гора, а за ней замок Змея Горыныча. Чтобы гора нас пропустила надо произнести волшебное заклинание: «Ры – ро –ру – ра, расступись гора!» Повторите его.

9. Составление слова из разбросанных слогов.

Логопед: Расступилась гора, а что за ней вы узнаете, если разгадаете ребус.

- Правильно, за горой оказались огромные ворота. Постучим в ворота и скажем: «Тра – та –та отворяйтесь ворота»

10. Подбор слов – предметов к словам признакам.

Логопед: Чтобы ворота открылись надо внимательно послушать слова – признаки и подобрать к ним слова – предметы.

Деревянная расписная … матрёшка, вязаные тёплые … варежки,

лесная сладкая … черника, шустрый быстрокрылый … стриж,

мягкое уютное … кресло, пятнистый длинношеий … жираф.

11. Физминутка – психогимнастика «Слова бывают разные…»

Логопед: Вы очень здорово подбирали слова. Давайте теперь расскажем и покажем какие бывают слова.

Слова бывают разные:

Короткие и длинные,

Весёлые, лучистые

И очень, очень разные.

Солнце – слово лучистое.

Кошка – слово пушистое.

Кирпич – слово тяжёлое.

Мяч – слово весёлое.

Крокодил – слово зубастое.

Заяц – слово ушастое.

Корова – слово рогатое.

Арбуз – полосатое.

Флаг – слово красное.

Друг – слово прекрасное!

12. Составление предложений с заданными словосочетаниями.

Д/игра «Придумай предложение» (с мячом в кругу)

Логопед: Тот, кому я брошу мяч должен придумать предложение со

словосочетанием.

  • мягкое уютное кресло
  • шустрый быстрокрылый стриж
  • пятнистый длинношеий жираф
  • вязаные тёплые варежки
  • деревянная расписная матрёшка
  • лесная сладкая черника

13. Подбор слов – антонимов.

Логопед: Перед нами Змей Горыныч, чтобы с ним сразиться, надо сказать, особые слова. Я буду называть плохие качества и поступки, а вы будете подбирать противоположные им по смыслу хорошие слова.

Зло — … добро, трусость — … храбрость, лень — … трудолюбие,

грусть — … радость, война — … мир, жадность — … щедрость,

грубость — … вежливость, неряшливость —... аккуратность.

- Вот мы и победили Змея Горыныча. Был он злым, свирепым, грубым. Скажите ему добрые слова, чтобы он вернул сказочным героям звуки [p – pь] и букву Р.

Каким стал Змей Горыныч? (Добрым, хорошим, трудолюбивым, щедрым, аккуратным, вежливым…)

14. Нахождение и чтение слов в цепочке.

Логопед: Повёл Змей Горыныч Ивана Царевича в своё подземелье, где цепями была прикована Василиса Прекрасная. А цепи – то оказались волшебными. Чтобы их разбить, надо найти и прочитать слова, спрятанные в этой цепи. Каждое новое слово начинается с последней буквы предыдущего.

а

б р

ы б б д

р у у а о р

з р р у

а а г

н

15. Объяснение значения слова «дружить». Подбор родственных слов к слову «дружба».

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Только благодаря дружбе, взаимоподдержке и взаимовыручке нам удалось победить Змея Горыныча.

- Расскажите ему, что значит «дружить».

(Вместе играть, помогать друг другу, всем делиться с другом... и т.п.)

- Да, дружба – прекрасное слово.

- Подберите слова – родственники к слову «дружба».

(Друг, подруга, дружить, дружный, дружелюбный, друзья).

16. Заучивание пословицы.

Логопед: Барбос предлагает вам запомнить пословицу: «Дружба и братство дороже богатства».

17. Итог.

Дети поют песню.

(Песенка «Если с другом вышел в путь» муз. В. Шаинского, слова М. Танича.)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год