Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Информационная культура дошкольников
Занятия по ИКТ с детьми
Автор: Наумова Наталия Александровна   
25.02.2014 15:33

Информационная культура дошкольниковСУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составил: Наумова Н.А.
Информационная культура как составляющая общей культуры человека, ответственна за функционирование информации; процесс гармонизации внутреннего мира при освоении социально значимой информации; информационную деятельность человека, основой которой являются четкие ценностные ориентиры.  Ввиду недостаточной изученности данной проблемы трудно определить, какие составляющие этого многоаспектного понятия являются приоритетными для ребенка дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – период начальной социализации ребенка, установления взаимоотношений с различными сторонами жизни, приобщения к миру культуры. Информационная культура, является элементом культуры общечеловеческой. И в ее основе лежит образование, так как оно готовит человека к жизни в информационном обществе, в котором необходимо уметь производить и использовать информацию, оценивать ее, дифференцировать и выделять главное.
Период дошкольного детства создает предпосылки для развития ребенка как личности. Развитие личности, в свою очередь, основывается на принципах педагогики ненасилия, педагогики успеха. Методы педагогического воздействия ориентированы на удовлетворение потребности ребенка в самореализации за счет обогащения его новыми знаниями и способами деятельности. В этом процессе учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, при этом образование должно совокупно охватить весь спектр социально значимых направлений, обеспечивая гармонию внешнего и внутреннего мира ребенка.
На сегодняшний день, говоря о формировании личностной культуры, необходимо помнить и о новом компоненте – информационной культуре.
Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры.
Уже с раннего детства ребенок встречается с достаточно большим потоком информации, учится работать с информацией, в том числе и с использованием компьютерного оборудования. Но, при его использовании важен процесс организации обучения. Компьютер – это, в первую очередь, средство, способное придать процессу обучения естественный, неформализованный характер. Компьютер может изменить характер учения – не чему-то определенному, а учения вообще –  сделать его более интересным и эффективным, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными. Исходными моментами здесь являются естественное любопытство детей и средства для удовлетворения этого любопытства.
Существует несколько типов мотивации к деятельности детей за компьютером:
а) интерес к новому, загадочному предмету – компьютеру;
б) исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы);
в) мотив успешного решения познавательных задач.
В поиске чего-то нового, у ребенка под рукой всегда должно быть все необходимое для работы, то, с помощью чего он превращает опыт телесных манипуляций с вещами в понятийные обобщения и абстракции.
Для решения этой задачи, компьютер является наиболее подходящим вариантом. С его помощью возможно индивидуализировать процесс обучения, что является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка. Компьютер – позволяет снять ряд трудностей в общении детей, так как дети предпочитают играть вместе, находя общее решение. Компьютер и современные информационные технологии  повышают интерес к процессу обучения и т.д.
Использование информационных технологий детьми   позволяет более эффективно решать поставленные задачи общего, интеллектуального развития ребенка. Специальные компьютерные программы позволяют развивать у детей абстрактное, логическое, оперативное мышление, умение прогнозировать. Они дают возможность ребенку менять по своему усмотрению стратегию решения, пользоваться различными уровнями усложнения материала и другими видами компьютерной помощи. Компьютер предоставляет ребенку разнообразный красочный материал для осуществления его творческого замысла, экспериментировать можно бесконечно.
В процессе деятельности за компьютером у ребенка развивается  устойчивое внимание и огромный интерес к нему. Наибольший интерес наблюдается у детей, когда они добиваются лучших результатов в компьютерной игровой деятельности; дети более пассивны, когда сталкиваются с трудностями в решении поставленных задач. А также возможно развитие таких качеств как настойчивость и терпение, обычно не  свойственных детям дошкольного возраста.
Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» – способность человека находить наибольшее число принципиально различных решений задачи. Развиваются также способности к антиципации, стратегическому планированию, осваиваются наглядно-действенные операции мышления.
За компьютером дети предпочитают играть вместе, находя общее решение. Взрослые только помогают детям советами. Совместные компьютерные игры позволяют снять ряд трудностей в общении детей.
Возрастает роль компьютерной игры как инструмента диагностики и реабилитации: в настоящее время компьютерные игры используются как средство помощи детям с нарушениями навыков письменной речи, в связи с трудностями обучения счету, для улучшения координации, диагностики пространственных способностей. Компьютер можно эффективно использовать для коррекции речи, зрения, в работе с детьми с задержкой умственного развития. Компьютерные игры помогают тревожным и застенчивым детям открыто выразить свои проблемы, что является важным в процессе психотерапии.
Применение компьютерных технологий способствует выявлению и поддержке одаренных детей.
Все это создает условия для эффективного формирования начал информационной культуры у детей дошкольного возраста.
В эту кропотливую работу привлекается не только ребенок, но и окружающие его взрослые. Дети приобретают навыки работы на компьютере, повышают уровень информационной культуры; родители получат знания в области использования компьютера для обучения и развития ребёнка в семье; возможность получать информацию по вопросам воспитания и обучения через сайт детского сада; педагоги овладевают основами компьютерной грамотности, вооружаются технологией мультимедийного сопровождения образовательного процесса, получают доступ к российским и международным электронным образовательным ресурсам.
Список используемой литературы
1.     Справочник библиографа / Науч. ред. А.Н.Ванеев, В.А.Минкина. – СПб.: Профессия, 2002. – С. 60.
2.     Минкина В.А. Формирование информационной культуры личности: роль библиографа // Мир библиографии. – 1998. – № 4. – С. 21
3.     Кудрина Т.А. Религия в структуре информационной культуры // Информационная культура личности: прошлое, настоящее и будущее. Междунар. науч. конф. Краснодар – Новороссийск, 11–14 сент. 1996 г. – Краснодар, 1996. – С. 38.
4.     Гендина, Н. И. Концептуальные основы формирования информационной культуры личности / Н. И. Гендина // Подготовка учителя основ информационной культуры личности в педагогическом колледже: науч.-метод. сб.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.- С. 5-15.
5.     Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М.: Педагогика –Пресс. – 1994. – 528с.
7.     Гурьев, С.В. Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста / С.В. Гурьев
8.     Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков // Педагогика. – 2003.- № 9. -С. 32-38
9.     Негодаев, И.А. Информатизация культуры: монография. / И.А. Негодяев. ­– Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2003. - 320 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год