Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре по сопровождению детей с тяжелым нарушением речи в процессе коррекционно-образовательной деятельности на занятиях по физической культуре
Интегрированные занятия
Автор: Козлова Марина Викторовна Сергушина Евгения Викторовна Попова Наталья Николаевна Гудкова Людмила Захаровна   
26.05.2018 07:27

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре по сопровождению детей с тяжелым нарушением речи в процессе коррекционно-образовательной деятельности на занятиях по физической культуреВзаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре по сопровождению детей с тяжелым нарушением речи в процессе коррекционно-образовательной деятельности на занятиях по физической культуре

  • Козлова Марина Викторовна воспитатель по физической культуре
  • Сергушина Евгения Викторовна учитель-логопед
  • Попова Наталья Николаевна воспитатель
  • Гудкова Людмила Захаровна воспитатель

г. Москва

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является коррекция отклонений в развитии ребенка. А добиться этого можно только при условии тесного взаимодействия всех участников педагогического процесса.

В нашем учреждении есть группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые посещают и дети инвалиды, и дети с задержкой психического развития (ЗПР). Работа с детьми данных групп имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у них имеются вторичные отклонения в развитии. У многих детей есть нарушения мышечного тонуса, легкие парезы, нарушения равновесия и координации движений, недостаточно дифференцирована моторика пальцев рук, что ведет к моторной неловкости, нарушению звукопроизношения, нечеткой, смазанной речи. Дети с тяжелым нарушением речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

 

Скачать конспект

В старшем дошкольном возрасте повышается способность к координации движений, которая неразрывно связано с развитием мозга, где речевая область расположена рядом с двигательной, поэтому работа по формированию и совершенствованию произвольной моторики рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия. Ни для кого не секрет, что сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Чем больше уделяется внимание этому вопросу, тем эффективней и быстрее будут достигнуты положительные результаты. Поэтому целью работы является коррекция речи дошкольников с помощью подвижных игр и физических упражнений, направленных на развитие произвольной моторики (общей, мелкой моторики пальцев рук, мимической и артикуляционной). Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Наша задача сделать все возможное для устранения рече-моторных нарушений у воспитанников. Поэтому необходимо совместить решение задач физического воспитания, так необходимого детям с тяжелыми нарушениями речи, с задачами развития речи. Для этого при обучение основным видам движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание), общеразвивающим упражнениям, подвижным играм необходимо стремиться наполнять их коррекционно-речевой составляющей.

Одним из современных направлений развития педагогической теории и практики является оптимизация процессов обучения, воспитания, диагностики, коррекции, развития, реабилитации за счет интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель взаимодействия всех участников образовательного процесса – воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, родителей.

Преемственность и взаимосвязь в работе воспитателя по физической культуре и учителя-логопеда способствует эффективности и прочному закреплению результатов, как по физическому развитию, так и по логопедической работе. Учителем-логопедом и воспитателем по физической культуре изучается состояние двигательных функций каждого ребёнка. Диагностика проводится в начале учебного года по четырём направлениям: общая, мелкая, лицевая, артикуляционная моторика. Результаты обсуждаются совместно и определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы коррекционных занятий.

В процессе коррекционной работы по физической культуре с детьми с тяжелым нарушением речи при структуре занятия необходимо обращать внимание на:

Общую моторику:

  • развитие координации движения
  • подбор специальных упражнений, укрепляющих мышцы, связанные с речью (мимическая гимнастика)
  • синхронное взаимодействие между движениями и речью.

Мелкую моторику:

  • развитию тонких двигательных координаций.

Дыхательную гимнастику:

  • развитие речевого и физиологического дыхания.

Коррекционные упражнения:

  • укрепление опорно-двигательного аппарата
  • развитие физических способностей.

Подбор подвижных игр:

  • расширение и обогащение лексического запаса в играх
  • наглядный материал в играх и упражнениях
  • точное проговаривание речевого материала с выполнением движения в комплексе “движение-речь”.

Также необходимо стремиться к максимальной индивидуализации взаимодействия с детьми; к тому, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания и получали задания, соотносимые с потребностями их речевого и физического развития.

Взаимодействие учителя — логопеда и инструктора по физической культуре, показали, что сочетание речи и движения являются важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Опыт доказывает, что учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, а воспитатель по физической культуре на физкультурных занятиях решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Задания и двигательные упражнения на все группы мышц даются в сочетании с речью, что помогает ребенку координировать движения во время артикулирования. Путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, ведется работа по автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка, расширение словарного запаса.

Например, по лексической теме «Транспорт» все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены только этой теме и проводятся в игровой форме. Так как в игровой форме новый материал усваивается прочнее и запоминается легче.

Вводной части занятия детям можно предложить следующие виды ходьбы и бега:

  • «Идем по улице» — ходьба гимнастическим шагом.
  • «Едем на троллейбусе» — ходьба на носках, руки вытянуты вверх (усы троллейбуса).
  • «Едем на трамвае» — ходьба на пятках, руки на поясе с произношением слова «тук-тук-тук».
  • «Мчится скорая помощь» — бег в среднем темпе с произношением слова «у-у-у».

В заключении упражнение на восстановление дыхания «Надуваем парус у лодки» или «Вращаем пропеллер вертолета»

В основной части занятия речевые задания по лексической теме произносит воспитатель группы или учитель-логопед, объясняет упражнения и основные движения воспитатель по физической культуре.

Комплекс общеразвивающих упражнений предлагаем провести с обручем, укрепив мышцы, рук, плечевого пояса, спины и живота, ног, а также повторив части автомобиля, правила езды по дорогам города, при этом следим за развитие синхронного взаимодействия между движением и речью, за становление направленного речевого выдоха и автоматизацией поставленных звуков.

Комплекс включает в себя следующие упражнения: «Светофор», «Колесо», «Руль», «Мотор», «Кабина», «Кузов», «Педали газ – тормоз», «Машины едут по кочкам»

Основные виды движений модно закрепить в эстафетах. Учитель-логопед (воспитатель группы) контролирует правильность ответов, воспитатель по физической культуре четкость выполнения основных движений.

  1. Эстафета «Расставь транспорт по гаражам». Детям раздаются картинки с изображением транспорта. Нужно проползти под воротами по-пластунски, опираясь на руки, согнутые в локтях и одновременно отталкиваясь согнутой ногой, колени, подтягивая ближе к животу. Далее, произнеся название транспорта, и, прохлопав каждый слог, нужно определить, сколько слогов в данном слове. Затем положить картинки в названиях, которых 2 слога в гараж желтого цвета, 3 слога в зеленый, а в красный гараж, картинки, в названиях которых 4 слога. Обратно вернуться по прямой.
  2. Эстафета «Собери пирамидку». Каждая команда должна правильно собрать пирамиду, взяв из обруча соответствующее по размеру кольцо и пробежав «змейкой» вокруг конусов надеть его на пирамидку. Нанизывая кольцо на пирамиду, дети должны назвать людей, которые управляют каким-либо транспортом.
  3. Эстафета «Один — много». Задание выполняется с мячом. Ребенок пролезает в обруч боком и добегает до линии. Затем воспитатель бросает ему мяч и называет слово по теме, ребёнок ловит мяч и возвращает его педагогу броском от груди, употребив услышанное слово со словом «много». Например: один трамвай — много трамваев.
  4. Эстафета «Собери вместе». Каждый участник должен прыжками добраться до веревки, на которой прищепками прикреплены картинки с изображением транспорта. Перепрыгивая с кочки на кочку, нужно отталкиваться двумя ногами одновременно, приземляясь мягко, с легким сгибанием колен. Одна команда снимает с веревки те картинки, которые относятся к наземному транспорту, другая — к водному. Обратно дети возвращаются по прямой, передавая эстафету.
  5. Эстафета «Собери слово из слогов». На гимнастической лестнице на верхних перекладинах прикреплены слоги, из которых нужно собрать слова. Дети по одному разноименным способом должны забраться на лестницу и снять один слог и принести его в команду, когда все слоги будут сняты, команда собирает слова. Необходимо напомнить детям, как правильно обхватывать рейку (сверху четыре пальца снизу один) и ставить ноги (ногу ставим серединой стопы на рейку).

При работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируя игровые навыки, совершенствуют просодические компоненты речи, поощряют творческую активность детей.

По теме «Транспорт» мы включаем в занятие игры большой подвижности «Цветные автомобили», «Веселые трамвайчики», «Воробышки и автомобиль», «Грузовики» и игры малой подвижности «Автобус», «Метро», «Машина», которые выполняются под музыку, т.е. логоритмические игры — игры, направленные на развитие моторики и произношения.

Речевой материал подбирается учителем-логопедом в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями каждого ребенка. Комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков и программных задач. В основе занятий лежат принципы дидактики: от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей дошкольного возраста, а также с учетом предметно-практической деятельности дошкольника.

Предлагая детям с тяжелым нарушением речи, какое – либо физическое упражнение сначала надо его показать, объяснить, разучить и только при многократном повторении можно добиться четкого выполнения упражнения. Поэтому на первых этапах темп снижается, упражнения разучиваются в медленном темпе, так как дети не могут в такт выполнить предложенное задание. Только знакомый и хорошо отработанный материал дети начинают выполнять в нужном темпе. Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики.

Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах и под музыку, то есть включать в занятия по физической культуре элементы логоритмики.

Логоритмика — это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, которые развивают мелкую и общую моторику, повышают мышечный тонус ребенка, вызывают эмоциональный подъем и желание двигаться. Ценность логоритмических игр и упражнений заключается в том, что они:

  • являются одной из эффективных форм психологического переключения вовремя занятий
  • развивают двигательные способности и память, чувство ритма, речевое интонирование, автоматизируют правильное произношение изучаемых звуков
  • учат ребенка ощущать свое тело и управлять им.

Стихотворные тексты также нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре способствует сохранению и укреплению здоровья детей, эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы. Все это позволяет не только совершенствовать коррекционно-развивающий процесс, но и помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год