Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Информационно — коммуникационные технологии и ЛЕГО – конструирование в практической деятельности ДОУ.
Конструирование
Автор: Андрианова Дарья Владимировна   
01.01.2016 23:10

Информационно — коммуникационные технологии и ЛЕГО – конструирование в практической деятельности ДОУ.Информационно — коммуникационные технологии и ЛЕГО – конструирование в практической деятельности ДОУ.

Качество дошкольного образования, с учётом специфики дошкольного возраста, заключается не в получении ими большого объёма знаний, а в овладении способами работы со знаниями, формировании необходимых личностных качеств и обеспечении их полноценного развития. В связи с этим, основные тенденции в сфере обеспечения качества дошкольного образования сводятся к организации образовательной деятельности с использованием современных технологий развития ребёнка.

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

 

Скачать конспект

Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения, новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в свою практическую деятельность.

Среди ассортимента интерактивного оборудования наибольшим спросом в образовательных учреждениях пользуются интерактивные приставки «Mimio».

Интерактивная приставка «Mimio» похожа на проекционный экран, ставший уже привычным в учебной аудитории: на гладкую поверхность (маркерную или обычную

школьную доску, стену) проецируется изображение с компьютера.

Но главное в устройстве «Mimio» – не способ вывода информации, а возможность

управлять экранным изображением. Удобство данной системы в том, что педагог или

ребенок, взяв в руки специальный стилус, имеет возможность делать зарисовки, выделять,

передвигать, нажимать, управлять и всё это происходит в игровой форме. Свободно

передвигаясь, педагог имеет возможность уделять внимание отдельным детям и более

эффективно управлять их вниманием.

Инновационный продукт «Mimio» позволяет, с одной стороны погрузить детей в

интерактивную среду, наиболее достоверно отображающую целостную картину мира, а с

другой стороны, ребенок оказывается в этой среде не пассивным наблюдателем, а активным

участником.

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых

образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные

технологии, соответствующие принципам:

  • развивающего образования;
  • научной обоснованности и практической применимости;  соответствия критериям полноты, необходимости и

достаточности;

  • единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и

задач процесса образования детей дошкольного возраста;

  • интеграции образовательных областей;
  • решения программных образовательных задач в совместной

деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;

  • учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Таким образом, инновационный продукт «Mimio» соответствует требованиям ФГОС

дошкольного образования.

Также в современном мире крайне актуальна ЛЕГО – педагогика.

ЛЕГО – одна из самых известных и распространённых педагогических систем,

широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду

обучения и развития ребёнка.

Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя и

обучаться в игре.

Конструкторы ЛЕГО на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в

дошкольные учрежденья. Дети любят играть в свободной деятельности.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами

и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых

фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более

уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Как известно, применение ЛЕГО способствует:

1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали

разной формы, окрашенные в основные цвета;

2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти,

внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как

анализ, синтез, классификация, обобщение);

3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики

и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу,

т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу

важность данного конструктивного решения.

5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т.к. (вначале

с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять

конечный результат работы.)

Основные принципы:

-доступность и наглядность

-последовательность и систематичность обучения и воспитания

-учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей

ЛЕГО развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из

стандартных наборов элементов — настолько разных, насколько далеко может зайти

детское воображение.

В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружает

психику ребенка, игрушками лего дети играют в том темпе, который им удобен,

придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели.

Разнообразие конструкторов ЛЕГО позволяет заниматься с воспитанниками

разного возраста и различных образовательных возможностей.

Ассортимент лего разнообразен: детали разного размера, формы и цвета, люди

разных профессий и наций, животные (домашние, дикие, жаркий стран…и т.д.), транспорт,

различные механизмы и конструкции.

Дети начинают заниматься ЛЕГО — конструированием, как правило, со средней

группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном

этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать

внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные

отношения).

В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для

конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных

технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа

крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют

удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже можно использовать графические

модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается

гибкость мышления. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета,

оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей

с ее нарушениями.

Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию

конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают

элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии

работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления. Лего-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек,

направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме,

способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.

Конструкторы ЛЕГО – это занимательный материал, стимулирующий детскую

фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.

Реализация лего-конструирования позволяет стимулировать интерес и

любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению

исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать

решения и реализовывать их, расширит активный словарь.

ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах,

объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО выступают

способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени.

Целенаправленно способствует укреплению здоровья детей занятия по ЛЕГО-

конструированию. В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология

служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.

Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда

происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно

интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с

художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании,

с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.

В нашем детском саду в настоящее время функционирует «ЛЕГО — комната».

Мы активно используем инновационные продукты «Mimiо» в тесной взаимосвязи с

лего – конструированием, что позволяет в простой и интересной форме строить процесс

обучения детей. Каждое занятие погружает детей в новую среду, перемещает их в другое

место, позволяет им фантазировать и реализовать свои творческие идеи.

На каждую неделю разрабатывается проект по определенной лексической теме.

Данные проекты используются как элемент непосредственной образовательной

деятельности (логическая игры, игры на развитие памяти и внимания, игры на различные

классификации, проведение физкультурной минутки и т. д.).

На основе взаимосвязи ЛЕГО – конструирования и продуктов «Mimiо» -

технологий осуществляется интеграция следующих образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно – эстетическое развитие;
  • Физическое развитие;

Интеграция образовательных областей через ЛЕГО — конструирование и

продукты «Mimio».

Образовательная

область

Область применения ЛЕГО -конструирования и

продуктов «Mimio», в соответствии с целевыми

ориентирами ФГОС ДО.

Социально-

коммуникативное

развитие

ЛЕГО и продукты «Mimio»:

Создание совместных построек, объединенных

одной идеей, одним проектом.

развитие общения и взаимодействия ребенка со

взрослыми и сверстниками;

формирование готовности к совместной деятельности

со сверстниками;

формирование позитивных установок к различным

видам труда и творчества.

Познавательное

развитие

ЛЕГО:

Техническое конструирование – воплощение

замысла из деталей ЛЕГО -конструктора.

формирование первичных представлений о себе,

других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и

отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,

размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,

числе, части и целом, пространстве и времени, движении и

покое, причинах и следствиях и др.).

Продукты «Mimio»:

Развитие способности формировать и группировать

различные предметы, выделять свойства общие для них. Формировать у детей начальные математические

представления.

Речевое развитие ЛЕГО и продукты «Mimio»:

Работа на логопункте с учителем логопедом при

развитии фонетического слуха, понятие синтаксис,

словообразование.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи,

фонематического слуха.

Формирование звуковой аналитико-синтетической

активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-

эстетическое развитие

Творческое конструирование – создание замысла

из деталей ЛЕГО -конструктора.

Реализация самостоятельной творческой

деятельности детей — конструктивно-модельной.

Продукты «Mimio»:

Возможность рассматривания большего числа граней

предмета или явления улучшает понимание и запоминание

явлений;

Создание условий для всестороннего художественно-

эстетического развития детей.

Поддержание увлечения детей различными видами

художественно-творческой деятельности.

Физическое развитие ЛЕГО:

Координация движения, крупной и мелкой моторики

Продукты «Mimio»:

Развитие мелкой моторики рук, что благотворно

влияет на развитие речи детей;

Интерактивные технологии «Mimio» позволяют создавать постройки в другой

плоскости, осуществлять работу по схеме, анализировать постройки и т.д.

Пример игр: «Найди лишнюю деталь», «Найди одинаковые детали», «Закончи

постройку», «Построй также», «Исправь ошибку, что перепутали строители» и т. д.

Данные игры помогают детям лучше ориентироваться в многообразии деталей лего,

находить компромиссы (подбирать взаимозаменяемые детали).

Также, интерактивные игры, созданные при помощи технологии «Mimio» развивают

нравственные качества личности (доброту и отзывчивость, вежливость, деликатность,

скромность, общительность, дисциплинированность, чуткость, чувство такта,

предупредительность и т. д.) через решение проблемных ситуаций, поставленных перед

ними педагогом.

Используя проблемные ситуации у детей развиваются мыслительные операции,

внимание, память, дети самостоятельно находят пути для решения трудных задач.

Примеры ситуаций: На поляне гуляют домашние животные. Раньше у них был дом,

они жили на ферме, но она стала старая, ветхая и разрушилась, теперь у них нет дома. Что

же делать?

Оборудование: интерактивная доска «Mimio», задание на повторение названий

домашних животных, на классификацию животных, голоса животных «Узнай чей голос» и

т.д.

Лего: наборы домашних животных, большие панели, конструктор различных

цветов, различной формы и размеров, хозяйственный инвентарь, муляжи овощей и фруктов

и т. д.

На основе взаимосвязи ЛЕГО и «Mimio» – технологий процесс обучения не теряет

эффект новизны, каждое занятие, превращается в увлекательную игру (путешествие), в течение которой дети получают новые знания и умения. Каждая игра имеет свой сюжет,

развитие которого осуществляют сами дети, тем самым развивают фантазию, воображение

и реализуют свои творческие замыслы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год