Разработка интегрированного занятия на тему: «Лето». |
Летние занятия | |||
Автор: Шеремет Надежда Николаевна | |||
08.06.2015 12:32 | |||
Разработка интегрированного занятия на тему: «Лето». Лето – это сказка, а лес – это богатство. Поговорим о правилах поведения в лесу. Лето Художник Левитан Исаак Ильич Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы. Цели: раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь окружающую среду. Планируемые результаты: ребёнок соблюдает общепринятые нормы поведения в лесу, имеет представление об охране природы. Материалы и оборудование: аудиозапись «Птичьи голоса», Красная книга России, акварель, альбомные листы. Содержание организованной деятельности детей 1. Вводное слово воспитателя. - Ребята, совсем скоро наступит лето. Для многих это любимое время года. Уверена, вы тоже любите эту замечательную пору. Правда? - Летом вы, наверное, чаще бываете на природе, чаще выезжаете с родителями в лес. Летом лес совсем не такой, как в другое время. Давайте подумаем, для чего люди ходят в лес летом. Но прежде чем ответить, послушайте эту запись: Звучит запись «Голоса птиц».
2. Беседа о летнем лесе. Правила поведения в лесу. - Итак, давайте представим, что мы с вами отправились в лес. Мы идём по зелёной тропинке сначала через луг… Давайте рассмотрим картину И.И. Левитана «Лето» и представим, что мы вошли внутрь этой картины (см. выше). Искусствоведческий рассказ воспитателя: Ребята, перед вами картина замечательного художника. Его имя – Исаак Ильич Левитан. Посмотрите, пожалуйста, что вы видите на этой картине. Это сельский пейзаж. Для Левитана изображение лёгкого лесного пейзажа – это привычная тема. Природа, русский лес – с детства ему были знакомы. Обратите внимание на главные образы: деревья, луг, небо… Как вы думаете, природа какой страны изображена на картине? (России) Есть ещё в деревнях наших такие леса: с широкими невытоптанными лугами полевых цветов, с несрубленными высокими деревьями, где полным-полно грибов и ягод. Вот и Левитан постарался на полотне передать всю радость ликующей природы лета. Природа живёт, торопится жить – летняя пора скоротечна, увы. Кто бы не хотел оказаться в таком лесу! Ребята, давайте представим, что мы вошли внутрь картины. Посмотрите кругом! Ощутите аромат этого луга: яркие васильки, кашка, колокольчики, ромашки…море цветов: кажется, руку протяни и соберёшь букет, или свяжешь венок на голову из полевых цветов. Найти бы озеро рядом да искупаться – какой отличный вид бы был вокруг воды. Поодаль, за лугом можно увидеть лесную дорогу – довольно широкая песчаная дорога. По такой дорожке хорошо гулять в летних сумерках или в раннее утро, когда роса на лугу будет щекотать босые ноги. За ярким, разноцветным лугом тянутся сочные зелёные деревья. Справа одиноко стоит берёза и растёт густой кустарник. А подальше, за дорогой, огромный и густой лес – он полон ягод и грибов. Кто из вас не ходил в такой лес по грибы, по ягоды. Можно там и белку встретить, и зайца. Посидеть на траве, полежать, помечтать, пожевать колосок, глядеть на небо. Красота! Небо чистое, голубое, а местами ярко-синее. Пара лёгких облачков на небе только подчёркивает завершённость этого пейзажа; подчёркивает его лёгкость и невесомость. Наблюдая за картиной, можно даже ощутить этот свежий лесной воздух и запах полевых цветов. Как жаль, что их нельзя протянуть руку и дотянуться до них – хоть бы один такой сорвать – благоухающий кусочек нетронутой природы. А теперь представьте, что мы прошли через луг и наконец вошли в лес… Присмотритесь: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А вот мелькнула белка с рыжим хвостом. Чтобы увидеть в лесу много интересного, нужно уметь наблюдать – и лес откроет свои тайны. - Послушайте стихотворение С.Никулиной «Русский лес»: Нет ничего милее А будет жажда мучить – Нагнусь к нему напиться – Нас ждёт в лесу рябина, Ищу грибов поляну Лес очень любит пеших, Жизнь кажется иною, Рассмотрите следующие картинки: - Ребята, давайте подумаем, чем же является лес для человека? (Лес- это место отдыха, в лесу приятно бродить). Открывается первая карточка – «Место отдыха». - А почему лес – это аптека? (В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.) Открывается вторая карточка – «Аптека». - В лесу человек может найти себе пищу. Какую? (Ягоды, орехи, грибы). - А как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом. А лесные деревья – это и есть дрова.) - Посмотрите вокруг. Какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, стулья, деревянный пол, двери). - Что растёт в лесу? (Цветы, кусты, грибы). - Чем для них является лес? (Это их дом.) - Для кого ещё лес является домом? (Для птиц, животных, насекомых.) - Вот видите, сколько значений у леса! А ведь это ещё далеко не все. Весной и летом нас радуют красивые лесные цветы. Это и колокольчики, и белые ромашки, и розовая кашка. Но очень важно помнить, что несмотря на всю красоту, не стоит рвать в лесу огромные букеты. Давайте вспомним, из-за чего многие растения становятся редкими? (Люди рвут их, совсем не жалея). - А если вы видите в лесу маленького ёжика, можно ли забирать его с собой домой? (Нет, нельзя, потому что мы лишим его собственного дома.) - А если вы увидели в лесу мухомор, нужно ли его растаптывать? (Нет, потому что это еда некоторых животных.) - А если вы пошли в лес в поход или на пикник, что надо сделать после того как отдохнули в лесу и стали собираться домой? (Убрать после себя весь мусор.) - В природе нет ничего лишнего. Здесь всё связано друг с другом. Человек с давних пор убивал животных, добывая себе пищу. Но он убивал не больше, чем мог съесть. А вот охотники иногда убивают просто для развлечения. Именно поэтому, многих животных сейчас уже просто не существует в природе. Вы знаете, кто такие браконьеры? (Люди, которые убивают много животных и рыб.) Так вот сейчас браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных и растений взяты под охрану. - В руках я держу «Красную книгу. Эта книга, к сожалению, с каждым годом становится всё толще. И многих животных и многие растения можно увидеть только на страницах этой книги, а не в природе. Только представьте, что вы пошли летом в лес, а там нет цветов… Из-за деятельности человека растения и животные могут навсегда исчезнуть. Поэтому и надо их охранять. А для этого нужно учиться правильно вести себя на природе. Расскажите, как ведёте себя вы? (Дети рассказывают, что они делают и как себя ведут в лесу.) - Ребята, послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? По чьей вине возникают экологические проблемы леса? Плакала Саша, как лес вырубали, Красные гроздья калины глядели. Вдруг мужики с топорами явились. - О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении? (О вырубке леса.) - С каждым днём и с каждым годом леса и реки всё больше нуждаются в защите. Послушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова «Прогулка» и ответьте на вопрос: «Правильно ли поступили дети?»: - Эй, ребята! – крикнул Дима. – Вот местечко хоть куда! Мы купались, загорали Отдохнули – и ушли!... - Правильно ли отдыхающие поступили? Как поступили бы вы? (Неправильно, надо было убрать после себя весь мусор.) - Когда мы приходим в лес, нужно помнить, что мы пришли к природе в гости. Нужно хорошо помнить о правилах поведения. Давайте скажем, что же это за правила? (Не оставлять в лесу мусор. Не ломать ветки и деревья. Не разорять птичьи гнёзда и муравейники. Не разжигать костры. Беречь лес от пожара. Не кричать в лесу и не пугать животных и птиц. Не рвать цветы. Не ловить бабочек и жуков.) Игры. - Отлично. А теперь давайте немного поиграем в игру «Я знаю лес». Ответьте на следующие вопросы: - Какое дерево является символом России? (Берёза.) - Какое особое отличие есть у лиственницы? (Она так называется не из-за листьев, у неё есть иголки, которые она сбрасывает.) - Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плодами дуба.) - Какая птица «сажает» кедровые сосны? (Кедровка. Поэтому она так и называется.) - Какой лес называется тайгой? (Хвойный.) Гимнастика. - Хорошо, ребята. А сейчас давайте немножко отдохнём и сделаем гимнастику. Руки подняли и покачали – В стороны руки, плавно помашем – Усвоение песенных навыков. - Ребята, давайте послушаем весёлую песенку о лете. Кто знает слова, подпевайте, пожалуйста! Звучит «Песенка о лете» (муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина). Вот оно какое, наше лето, На зелёной солнечной опушке Рисование на тему «Лесные ягоды». - Ребята, а какие лесные ягоды вы знаете? (Малина, черника, брусника, шелковица, голубика, костяника, морошка и др.) - Сравните эти ягоды по цвету, размеру, по форме. Давайте на листе бумаги изобразим несколько различных лесных ягод. Не забудьте про размер, форму и цвет. А потом мы устроим выставку работ и выберем самые выразительные и аккуратные. Подведение итогов. - Ребята, я надеюсь, на сегодняшнем занятии вы усвоили правила поведения в лесу в летнее время. Конечно, многие из них относятся не только к лету, но и ко всем другим временам года. Но впереди у нас замечательная зелёная пора! Давайте проведём лето с пользой для здоровья и без вреда для окружающей среды и, что очень важно – будем соблюдать правила поведения в лесу на природе. Лесные ягоды: Брусника Черника
|