Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей дошкольного возраста.
Логопедия
Автор: Елена Куликова   
01.11.2014 14:10

Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей дошкольного возраста.МБДОУ г. Астрахани «Детский сад №65».

Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей дошкольного возраста.

Учитель-логопед Куликова Е.Г.

Учитель-логопед Володина М.М.

Астрахань 2014г.

Успех коррекционной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность специалиста и родителей приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Совместная работа логопеда с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и её трудно переоценить.

В семье созданы все условия, которые благоприятны для общего и речевого развития. Однако часто родители не уделяют должного внимания речевым нарушениям. Происходит это по нескольким причинам:

· родители не слышат недостатков речи своих детей;

· родители не придают речевым нарушениям серьёзного значения, предполагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

 

В связи с этим теряется благоприятное время для коррекционной работы. Из детского сада ребёнок уходит в школу, и речевые нарушения начинают приносить ему немало огорчений. Одноклассники смеются над ним, учителя постоянно делают замечания, появляются ошибки при чтении и письме. Ребёнок начинает стесняться, отказывается принимать участие в мероприятиях. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за плохих оценок. В такой ситуации критические замечания не дают нужного результата, а наоборот усугубляют её. Ребёнку необходимо умело и вовремя помочь. Несомненно, что помощь родителей в коррекционной работе необходима и очень важна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Приобретённые знания помогут родителям поглубже познакомиться с проблемами своих детей, помочь ребёнку в преодолении трудных ситуаций.

Для успешного преодоления речевых недостатков необходимо познакомить родителей с коррекционными приёмами формирования правильной речи.

1 Развитие мелкой моторики.

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить. Зачем? Чтобы развивать смекалку, ум красивое произношение.  Дома потренируйте пальчики!

Пальцы дружная семья.

Пальцы дружная семья,

Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).

Вот большой,

А это – средний.

Безымянный и последний –

Наш мизинец малышок!

У-у-у! указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, (поочерёдно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)

Будем их соединять

И движенья выполнять… (каждый палец руки присоединяем поочерёдно к большому.)

Учёные пришли к выводу, что формирование устой речи ребёнка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыков письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребёнка к учёбе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук у ребёнка 4 – 5 лет:

· рисует карандашами, мелками;

· собирает постройки из девяти кубиков;

· складывает бумагу более чем один раз;

· шнурует ботинки, лепит из пластилина.

Для развития мелкой моторики дети дома должны:

· разминать пальцами глину, пластилин;

· катать по очереди камешки, шарики, бусинки;

· выполнять пальчиковые игры и упражнения;

· рисовать ручкой, карандашами, мелками, гуашью;

· вышивать;

· играть с конструктором, мозаикой, кубиками, спичками, палочками;

· штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаблоны.

 

2 Развитие речевого дыхания.

Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Особенно большое значении оно имеет для детей с речевыми нарушениями. Работу над коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинается с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания.

· вдох и выдох носом;

· вдох носом, выдох ртом;

· вдох ртом, выдох носом;

· вдох и выдох ртом.

Упражнение «Хомячок» – пошмыгать носом, рот закрыт.

При этом упражнении нужно чувствовать движения стенки живота.

С помощью следующих упражнений развивается длительный выдох.

Упражнение «Согреть руки» – выдох со звуком х-х-хо.

Упражнение «Остудить воду» – выдох со звуком ф-ф-ф.

Упражнение «Бабочка» – сдувать бабочку на ниточке с цветка.

Упражнение «Лодочка» – дуть на бумажную лодочку, которая плавает в тазике с водой.

Упражнение «Футбол» – дуть через соломинку на горошину, пытаясь забить гол в ворота.

Упражнение «Подводная лодка» – пускать через соломинку воздух в стакане воды.

Необходимо следить, чтобы выдох был полным, т.е. не прерывался для небольшого вдоха.

Следующее упражнение развивает не только направленную воздушную струю, но и укрепляет мышцы языка, что очень важно для постановки звуков.

Упражнение «Фокус» – язык чашечкой, сдувать ватку с носа.

Для углубленного вдоха можно предложить детям понюхать цветок, узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами.

Следующее упражнение развивает диафрагмальное дыхание, т.е. дыхание животом. Это самое правильное и самое полезное дыхание.  Оно способствует насыщению и увеличению скорости кровотока, доставляющего кислород и питательные вещества ЦНС.

Упражнение «Воздушный шарик». Представим, что живот – это воздушный шарик, заполняем его воздухом через нос, выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягиваем. Левая рука на животе, правая на груди. При вдохе живот надувается, грудная клетка и плечи не поднимаются.

Используя этот тип дыхания, мы постоянно тренируем важные функции организма: сердечную, нервную. Иммунные системы, что в свою очередь снимает психическое напряжение, поднимает настроение, укрепляет здоровье. При таком благополучном состоянии все коррекционные процессы пойдут быстрее.

Попробуйте подышать дома с ребёнком лёжа – для лучшего расслабления, на живот положить игрушку или лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по волнам. Упражняясь по 5 минут с перерывами по одной минуте каждый день, вы заметите. Что ребёнок быстрее засыпает, становится спокойнее.

Перед проведением дыхательной гимнастики в помещении необходимо вытереть пыль, проветрить его.

3 Развитие артикуляционной моторики.

Важную роль в формировании звукопроизношения играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы. Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовке его к постановке звуков.

Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями:

· постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, при которой необходима помощь родителей;

· систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс артикуляционных упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики.

· выполняйте артикуляционную гимнастику ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день;

· выполняется артикуляционная гимнастика, сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки;

· добивайтесь чёткого, точного, плавного выполнения движений;

· вначале выполняйте артикуляционные движения медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, увеличивайте темп артикуляционной гимнастики;

· комплекс артикуляционной гимнастики будет неуклонно усложняться и расширяться за счёт вновь отработанных с логопедом упражнений;

· каждое упражнение выполняйте несколько раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений;

· возможно и желательно выполнять артикуляционную гимнастику под счёт, под музыку и с хлопками.

Упражнения для челюстей.

· широко раскрыть рот и подержать его открытым 10 – 15 секунд;

· жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.

· то же в быстром темпе.

 

Упражнения для губ.

· улыбнуться, не обнажая зубы;

· «Заборчик» – улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы;

· «Прячем губки» – втянуть губы к зубам;

· вибрация губ (фырканье лошадки);

· чмоканье.

Упражнения для языка.

· «Лопатка» – широкий язык спокойно лежит на нижней губе;

· покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая;

· вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребёнок произносит: пя-пя-пя;

· «Лошадка – улыбнуться, щёлкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык;

· «Маляр – улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперёд-назад по нёбу;

· «Дятел – улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося д-д-д.

И самое главное!

Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Как можно чаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче.

Ваш доброжелательный настрой – залог успеха!

 

Литература.

1.Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: изд-во «Литур», 2005.

2.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: «Гном-пресс»,1999.

3.Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М., 2005.

4.Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, 2000.

5.Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи. Журнал «Дефектология»,1983, №1.

6.Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб., 2007.

 

7. Светлова И.В. развиваем мелкую моторику и координацию. М.. 2004.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год