Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Особенности коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста».
Логопедия
Автор: Иншина Лариса Викторовна   
11.03.2015 17:07

«Особенности коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста».«Особенности коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста».

Проблема заикания — одна из наиболее сложных в теории и практике логопедии. А в настоящее время стоит особенно остро.

Заикание является одним из распространённых речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения.

По данным литературы заиканием страдают около 2% детей и до 1,5% взрослых (С. В. Меньшикова, 1999; В.И. Селивёрстов, 2000). Среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3-4 (Л. М. Белякова, Е.А Дьякова, 1998).

Причины заикания бывают двух видов: предрасполагающие и производящие. На них оказывают большое влияние неблагоприятные условия. Это физическая ослабленность детей, возрастные особенности деятельности мозга ребёнка, ускоренное развитие речи, недостаточность положительных эмоциональных контактов, и недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

В последние годы отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребёнка (Е. Л. Пеллингер, Л.П. Успенская, 1995).

Возникая, в период развития ребёнка в возрасте от двух до шести лет, заикание ограничивает коммуникативные возможности ребёнка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет лёгкую форму. Но лёгкое вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребёнка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. В связи с этим в общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст.

Целью коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста является — устранение (ослабление) заикания.

Задачами обучения детей с заиканием являются:

Нормализация общего и речевого поведения детей с учётом возрастных и психофизиологических особенностей

Формирование у детей навыков пользования самостоятельной речью без заикания.

Коррекция заикания предполагает комплексное лечебно-педагогическое воздействие, в которое входят медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия.

Одним из основных этапов коррекционной работы является диагностический этап, который включает в себя обследование ребёнка и наблюдение за ним. В ходе которого, невролог и логопед определяют вид заикания, его форму, степень и течение.

Преодоление заикания — тяжёлая задача, поэтому в работе по данной проблеме всегда встречаются большие трудности. В таких случаях необходима не только медицинская и специальная педагогическая помощь, но и активная помощь родителей и самих детей.

Вся коррекционно-развивающая работа с детьми строится поэтапно в соответствии с общими дидактическими принципами систематичности и последовательности обучения, направленности обучения на развитие их активности и самостоятельности учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей. Она носит комплексный характер, который подразумевает два аспекта:

  • лечебно-оздоровительный (медикаментозное и физиотерапевтическое лечение под руководством педиатра, невролога, физиотерапевта и психотерапевта)
  • коррекционно-воспитательный (это комплексная работа логопеда, воспитателей, психолога, специалистов по музыке, хореографии, физкультуре).

Коррекционная работа строится и проводится поэтапно с соблюдением следующих условий:

  • Систематичность занятий
  • Разнообразие видов работ
  • Последовательность обучения, то есть последовательный переход от этапа к этапу с соблюдением речевых режимов. В своей работе мы организуем следующие режимы:

Это режим молчания, в течение которого дети отдыхают от своей судорожной речи, снимают нервное напряжение.

Режим шёпотной речи, в течение которого продолжается закрепление полученных навыков правильного речевого дыхания и расслабления.

Во время режима сопряжённой речи детьми усваиваются просодические компоненты речи, а также проводится работа над плавностью слов и коротких фраз

На этапе отражённой речи проводится работа по обучению и воспитанию детей общению в игровых ситуациях и произвольному поведению в играх

Во время режима вопросно-ответной речи дети учатся задавать и отвечать на вопросы, обучаются умению вести диалог.

Во время этапа воспитания самостоятельной речи дети пользуются правильной, плавной, связной и слитной речью. А все специалисты могут наблюдать за детьми, отмечая степень самоконтроля самого ребёнка.

Включение различных режимов речи в коррекционно-развивающую работу с заикающимися детьми даёт применение комплекса различных приёмов всеми специалистами сада: психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, хореографа и специалист по театральной деятельности.

Комплекс включает в себя:

  • регуляцию эмоционального состояния, которая включает в себя развитие мимических мышц и релаксационную работу, связанную с нормализацией мышечного состояния

-релаксационные сеансы под музыкальное сопровождение, занятия в сенсорной комнате, арттерапия под руководством психолога.

  • это обучение детей диафрагмальному и речевому дыханию
  • развитие чувства темпа и ритма, речедвигательной координации
  • развитие артикуляторной, мелкой и общей моторики на занятиях по логопедической ритмике
  • формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
  • развитие просодической стороны речи, фонетико-фонематических процессов, звукопроизношения, связной речи

-развитие планирующей функции речи на логопедических занятиях.

Огромную работу проводят воспитатели группы. Они осуществляют контроль за поведением и речью детей, за их эмоциональным состоянием. Оказывают помощь в организации режима ограничения речи. Подбирают и проводят различные игры и игровые упражнения. Совместно с детьми участвуют в различных городских, областных и международных конкурсах, где дети становятся лауреатами и победителями.

Проведённая комплексная коррекционно-развивающая работа на протяжении последних нескольких лет даёт нам возможность проследить значительную положительную динамику ослабления заикания у детей

Итак, продуманный режим дня, регулярное питание и сон, правильное обращение взрослых с ребёнком, здоровая семейная обстановка, серьёзное отношение родителей к коррекционному процессу обучения приводят к положительным результатам в устранение и ослабления заикания у детей дошкольного возраста.

Признавая необходимость комплексного воздействия на заикающегося ребёнка важно помнить о дифференцированном подходе в развитии, воспитании личности и речи детей.

Тщательно проведённая предупредительная и коррекционно-развивающая работа в дошкольном возрасте, построенная на разностороннем учёте факторов, способствующих возникновению дефекта, может существенно снизить количество заикающихся школьников, подростков и взрослых людей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год