Название работы: Подгрупповое занятие для старших дошкольников с ОНР на тему «Зима. Дифференциация звуков [д] — [дь’]». |
Логопедия | |||
Автор: Бережная Ольга Васильевна | |||
21.11.2015 10:05 | |||
Название работы: Подгрупповое занятие для старших дошкольников с ОНР на тему «Зима. Дифференциация звуков [д] — [дь’]». Информация об авторе: Бережная Ольга Васильевна, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 40 муниципального образования Каневской район. Список ключевых слов: логопедическое занятие, дети с ОНР, зима, звуки [д], [дь’]. Краткая аннотация: данный материал адресован учителям-логопедам и воспитателям групп компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ОНР. Конспект может быть использован педагогами в полном объеме и по частям для организации коррекционно-логопедической работы с детьми при изучении лексической темы «Зима». Подгрупповое занятие для старших дошкольников с ОНР. Тема «Зима. Дифференциация звуков [д] — [дь’]». Задачи. Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
Оборудование: компьютер; диск с презентацией; магнитная доска; картинки-символы звуков [д] и [дь’]; синие и зелёные кружочки по количеству детей; мяч; фонограмма пьесы А. Стоянова «Снежинки»; индивидуальные зеркала по количеству детей; лицензионная компьютерная игра «Лунтик. Хочу всё знать»; авторское дидактическое пособие «Снеговики»; атрибуты к авторской игре «Помоги подружкам»; снежинки с буквами; магнитные буквы; цветные магниты (красные, синие, зелёные) для звукового анализа слов; наклейки-снежинки для организации сюрпризного момента. Ход занятия. 1. Организационный момент – авторская презентация на тему «Образование родственных слов». Логопед приглашает детей в кабинет. В кабинете тихо звучит запись пьесы А. Стоянова «Снежинки». Показ презентации проходит под музыку. Л о г о п е д. Друзья мои, не хотите ли вы поиграть в игру «Называйка»? Ответ детей. Слайд 2 презентации (см. Приложение) [2] 1-й р е б ё н о к. Снежинка. Слайд 3 презентации (см. Приложение) [2] 2-й р е б ё н о к. Снеговик. Слайд 4 презентации (см. Приложение) [2] З-й р е б ё н о к. Снегурочка. Слайд 5 презентации (см. Приложение) [2] 4-й р е б ё н о к. Снежок. Л о г о п е д. Вы правильно назвали картинки. Подумайте, от какого слова образованы слова снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок. Д е т и. Эти слова образованы от слова снег. Л о г о п е д. Вспомните еще несколько слов, образованных от слова снег. Если детям трудно выполнить задание, логопед оказывает им помощь, продолжая показ презентации. Л о г о п е д. Как называются первые цветы, появляющиеся из-под снега? Слайды 6,7 презентации (см. Приложение) [2] Д е т и. Подснежники. Л о г о п е д. Какую бабу слепили из снега? Слайд 8 презентации (см. Приложение) [2] Д е т и. Снежную. Л о г о п е д. Каким станет парк, если его занесет снегом? Слайд 9 презентации (см. Приложение) [2] Д е т и. Заснеженным. Л о г о п е д. Когда идет сильный снег, как мы это называем? Слайд 10 презентации (см. Приложение) [2] Д е т и. Снегопад. Л о г о п е д. Ребята, давайте ещё раз вспомним слова, образованные от слова снег. Слайд 11 презентации (см. Приложение) [2] Л о г о п е д. Дети, как вы думаете, почему сегодня занятие началось с разговора о снеге? Д е т и. Потому что наступила зима. Л о г о п е д. Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о зиме, а также вспомним звуки, с которыми познакомились на прошлом занятии. 2. Характеристика звуков Д и Дь по артикуляционным и акустическим признакам. Логопед демонстрирует картинки-символы звуков [д] и [д’] и раздаёт детям индивидуальные зеркала. [1] Л о г о п е д. Вспомните, с какими звуками мы познакомились на прошлом занятии? Перед зеркалом, когда мы произносим звук [д]:
-горлышко «работает». Символ звука [д] – большой дятел долбит дерево: ДДДД... Расскажите о звуке [д]. Д е т и. Звук [д] петь нельзя, потому что язычок создаёт преграду воздуху. Этот звук согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [д] синим кружком с колокольчиком. Л о г о п е д. А это символ звука [д’] — маленький дятел долбит дерево: дь-дь-дь-дь-дь. Расскажите об этом звуке. Д е т и. Звук [д’ ]согласный, мягкий, звонкий, поэтому мы обозначаем его зеленым кружком с колокольчиком. Л о г о п е д. Очень хорошо! А теперь послушайте новую историю о Язычке. 3. Артикуляционная гимнастика «Язычок на зимней прогулке» (авторская разработка). Однажды утром Язычок выглянул в окошко (упражнение для губ «Окошко») и увидел, что на улице выпал снег. Язычок обрадовался и выбежал из домика на улицу (упражнение для язычка «Иголочка» — высунуть язычок изо рта и сделать его «острым»). Снега было много, поэтому Язычок взял лопату (упражнение «Лопата» — широкий расслабленный язык лежит на нижней губе) и решил расчистить дорожки (упражнение «Чистим нижние зубки»). Получилась огромная горка из снега (упражнение для язычка «Горка»). С такой горки можно было даже кататься на санках (упражнение «Скатимся с горки» — кончик языка упирается в нижние резцы; напряжённый язык горкой выкатывается изо рта; верхние резцы, прижимая спинку языка, как бы поглаживают язык). Потом Язычок решил слепить снеговика. Он скатал снежные шары (упражнение «Орешки» — напряжённым языком водить то по одной, то по другой щеке изнутри) и вылепил из них большого снеговика. Язычок славно повеселился на зимней прогулке и решил пойти домой, чтобы выпить горячего чая (упражнение «Чашечка»). Логопед собирает индивидуальные зеркала и включает компьютер. На экране появляется Лунтик в зимней одежде и предлагает детям поиграть с ним в игру. 4. Дидактическое упражнение «Что бывает зимой?» (с использованием части развивающей компьютерной игры «Лунтик. Хочу всё знать»). [3] В ходе игры происходит закрепление знаний признаков зимы. Л о г о п е д. А теперь давайте снова вернёмся к изучаемым нами звукам [д] и [д’]. Мы с вами уже говорили о том, что день зимой короткий, темнеет очень рано. Поэтому давайте все вместе посветим разноцветными фонариками. Логопед раздаёт детям синие и зелёные кружочки. 5. Дидактическое упражнение «Посвети фонариком» Логопед называет ряды звуков, слогов, слов, а дети поднимают синие или зелёные кружочки в зависимости от того, какой звук слышится: твёрдый [д]- «светят синим фонариком», мягкий звук [д’]- «светят зелёным фонариком». Д, Дь, Дь, Д, Д.... Да, Ди, Дю, Ды, Дя, Ду, Дё, До.... Дом, дыня, дело, диван, душ, дым, девочка, дрова... Логопед собирает кружочки и предлагает поиграть в мяч. Дети с педагогом становятся в круг. 6. Дидактическое упражнение с мячом «Скажи наоборот». Логопед, бросая ребёнку мяч, произносит слог с твердым согласным звуком [д], а ребёнок, возвращая мяч, произносит слог с мягким согласным звуком[д’]: ДА-ДЯ, ДО-… (ДЁ), ДУ-… (ДЮ), ДЫ-… (ДИ); Затем меняются ролями: ДЯ-ДА, ДЁ-… (ДО), ДУ-… (ДЮ), ДЫ-… (ДИ) Логопед убирает мяч и загадывает детям загадку: [4] Кто в трубе печной завыл? Д е т и. Это вьюга. Л о г о п е д. Верно! Логопед демонстрирует слайд 12 презентации (см. Приложение) [2]. 7. Игра «Метель и вьюга» [4]. Л о г о п ед. Эта картина называется «Вьюга». Как можно назвать вьюгу по-другому? Что такое вьюга? Д е т и. Метель, буран, сильный ветер со снегом. Л о г о п е д. Давайте покажем, как воет ветер во время вьюги. Вы будете произносить звук [у] то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот. Логопед медленно и плавно поднимает, а затем опускает руку, следит за тем, чтобы дети вовремя делали вдох, а голосоподача у них была мягкой. Л о г о п е д. Молодцы! От такого сильного ветра началась метель. Логопед демонстрирует слайд 13 презентации (см. Приложение) [2]. Давайте устроим метель в бутылочках. Логопед предлагает детям встать около стульчиков и раздает им маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тертым пенопластом. В крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля. Л о г о п е д. Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щёк. Вот так. Логопед показывает, как правильно выполнять упражнение. Оно выполняется детьми 3—4 раза. Логопед собирает бутылочки и предлагает детям посмотреть, каких красивых снеговиков можно слепить зимой (демонстрация дидактического пособия «Снеговики» – см. Приложение) 8. Дидактическое упражнение «Большие и маленькие». [4] Л о г о п е д. Я буду говорить, что есть у большого снеговика а вы будете говорить про эти же части у маленького снеговика, называя их ласково. Например, у большого снеговика красный нос, а у маленького снеговика красненький носик. У большого снеговика чёрные глаза. Д е т и: У маленького снеговика чёрненькие глазки. Л о г о п е д. У большого снеговика лохматая метла. Д е т и: У маленького снеговика лохматенькая метёлочка. Аналогично логопед дает еще два-три задания по образованию словосочетаний, состоящих из прилагательных и существительных (жёлтый шарф – жёлтенький шарфик; зелёное ведро – зелёненькое ведёрко). Л о г о п е д. Чудесно! Вы выполнили очень трудную задачу. Давайте мы с вами тоже попробуем вылепить снеговиков. 9. Динамическая пауза «Снеговик». [4] Логопед приглашает детей пройти на ковер и выполнить уже знакомое упражнение. Давай, дружок, Логопед закрепляет на доске плоскостные изображения девочек и предлагает детям познакомиться с двумя подружками – Дашей и Диной, которые тоже лепили снеговиков. 10. Авторская разработка — игра на развитие фонематических представлений «Помоги подружкам» — см. Приложение. Л о г о п е д. Даша и Дина – подружки. С какого звука начинается имя Даша? Д е т и. Со звука [д]. Л о г о п е д. Верно. Даша в синей шубке, потому что твёрдый звук [д] мы обозначаем синим кружком. А с какого звука начинается имя Дина? Д е т и. Со звука [д’]. Л о г о п е д. Да. Дина в зелёной шубке, потому что мягкий звук [д’] мы обозначаем зелёным кружком. Даша и Дина играли во дворе и скатали из снега шары, чтобы сделать снеговиков. Потом девочек позвали обедать и, когда они снова вышли во двор, то поняли, что их снежные шары перепутались. Нужно помочь каждой из девочек собрать своего снеговика. На шарах Даши картинки, названия которых начинаются с твёрдого звука [д], а у Дины снеговик с картинками, названия которых начинаются с мягкого звука [д’]. Сначала дети определяют, от чьих снеговиков части, а затем правильно выкладывают снеговиков каждой девочки. 11. Упражнение «Прохлопай слова». Л о г о п е д. Вот каких замечательных снеговиков вы помогли слепить Даше и Дине. Давайте еще раз четко произнесем это слово снеговик по слогам и прохлопаем его. На ударный, самый «сильный» слог, мы еще и топнем ногой. Д е т и. Сне-го-вик. Л о го п е д. А теперь давайте произнесем это слово по очереди, прохлопывая его. Дети по очереди проговаривают и прохлопывают слово. Л о г о п е д. Молодцы! Сколько слогов в слове снеговик? Д е т и. Три слога. Л о г о п е д. Верно! Составьте предложение со словом снеговик. Дети составляют предложения. Л о г о п е д. А сколько слогов в слове снежинка? Д е т и. Сне-жин-ка. Тоже три слога. Л о г о п е д. Замечательно. Давайте поиграем с пальчиками в игру «Снежинки». 12. Пальчиковая гимнастика «Снежинки». [4] Стою и снежинки в ладошку ловлю. Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки. Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки. Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать. Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать. Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Мелкие потряхивания расслабленными ладонями. Н.В. Нищева 13. Слитное чтение слогов и слов. Звуко-слоговой анализ слов дом, Дима. Л о г о п е д. Ребята, посмотрите, какие снежинки прилетели к нам. Помещает на магнитную доску снежинки, в серединках которых изображены уже знакомые детям буквы А, О, У, И, Д, М, Т. Л о г о п е д. Это волшебные снежинки с буквами. Давайте все вместе вспомним уже изученные нами буквы. Дети называют буквы. Л о г о п е д. Наши снежинки будут танцевать. Выкладывает рядом друг с другом снежинки с буквами Д, А. Л о г о п е д. Давайте прочитаем, какой слог получился в этом танце? Д е т и. ДА. Л о г о п е д. А сейчас? Выкладывает рядом друг с другом снежинки с буквами Д, У. Д е т и. ДУ. Таким же образом дети читают слоги ДО, ДИ и слова дом, Дима. Л о г о п е д. Ребята, назовите звуки, из которых состоит слово дом На магнитной доске проводится звуко-слоговой анализ слова. Таким же образом анализируется слово Дима. Л о г о п е д. Почему слово Дима написано с большой буквы? Д е т и. Потому что это имя. Л о г о п е д. Совершенно верно. 14. Окончание занятия. Сюрпризный момент. Л о г о п е д. Друзья мои! Вы сегодня очень хорошо потрудились, и я хочу вам всем подарить вот такие красивые блестящие наклейки-снежинки. Дети благодарят логопеда и наклеивают снежинки на свои тетради. Используемая литература.
|