Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект учителя-логопеда Стуенко Т.Г. по теме: «Коррекция неречевых нарушений у детей – логопатов»
Логопедия
Автор: Стуенко Татьяна Геннадьевна   
17.12.2015 23:54

Проект учителя-логопеда Стуенко Т.Г. по теме: «Коррекция неречевых нарушений у детей – логопатов»

Актуальность:

Обследование детей старшего и подготовительного к школе возраста показало, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у многих из них в той или иной степени нарушены познавательные процессы – восприятие, память, внимание, мышление.

 

Скачать проект

О значении зрительного восприятия в формировании речи Р.Е. Левина писала: «Под нарушением зрительного восприятия мы имеем в виду недостаточность тех анализаторных процессов, которые связаны с восприятием предметного мира... При недостаточности предметных представлений нарушается познавательная работа ребенка, которая непосредственно отражается на овладении речью... В тесной связи с таким недоразвитием находится сниженное понимание чтения и аграмматизмы, которые являются также очень стойким проявлением речевой недостаточности».

Дошкольники затрудняются в дифференциации предлогов «к – у», «в-на» (к дому – у дома, в столе – на столе). Нередко они смешивают предлоги «перед – после – за». Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных ( «над», «под»).

Достаточно распространенны у дошкольников ошибки при определении и соотнесении возраста у разных членов семьи и других временных понятий.

Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий – узкий», «толстый – тонкий». Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький». Часто у них наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, дети долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два – три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом).

Цель проекта: коррекция неречевых нарушений у детей-логопатов – внимания, памяти, мышления, восприятия, пространственно-временных представлений.

Задачи:

  • развитие внимания, памяти, мышления, восприятия
  • развитие пространственно-временных представлений
  • развитие мотивации к учебной деятельности

Тип проекта: социально-личностный

Сроки подготовки и реализации проекта: сентябрь-май

Участники:

  • учитель-логопед
  • дети с нарушениями речевых и неречевых функций и их родители
  • воспитатели детей 5-7лет

Формы работы: индивидуальная и мини-подгрупповая (2-3ребенка) работа с детьми.

Новизна проекта: комплексный подход и психолого-педагогическая направленность коррекционной деятельности учителя-логопеда.

Планируемый результат: сформированность неречевых и речевых функций у детей –логопатов в соответствии с возрастной нормой развития (достижение целевых ориентиров).

Целевые ориентиры:

Ребенок в 6-7 лет должен уметь:

1. Внимание

  • выполнять задание, не отвлекаясь около 8-10 минут.
  • находить 5-6 отличий между предметами
  • удерживать в поле зрения 8-10 предметов
  • выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу
  • копировать в точности узор или движение.

2. Память

  • запоминать 8-10 картинок
  • рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины
  • повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

3. Мышление

  • определять последовательность событий
  • складывать разрезную картинку из 9-10 частей
  • находить и объяснять несоответствия на рисунках
  • находить и объяснять отличия между предметами и явлениями

- находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

4. Познавательные мотивы — принцип «хочу все знать обо всем»

  • с удовольствием играет и учится читать
  • сочиняет сказки и рисует, считает, рассуждает о явлениях
  • жадно впитывает все новое, задает десятки вопросов и сам готов отвечать на них
  • пытливый, любознательный, активный ребенок.

5. Пространственные представления

  • знать определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела.
  • иметь представления о последовательности смены явлений и состояний материи
  • временные понятия (это смена времени суток, времен года, смен поколений)

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный (сбор информации по проблеме) 1сентября -30сентября

  1. Подготовка теоретического и практического материала.
  2. Сбор данных по проблеме и их анализ.
  3. «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в данной области).
  4. Выбор концепции реализации проекта.
  5. Обоснование путей реализации проекта.
  6. Планирование работы с воспитателями.
  7. Планирование работы с родителями.

План взаимодействия с родителями:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики развития речи и психических процессов у детей логопункта – групповое родительское собрание (сентябрь)
  • регулярное индивидуальное консультирование – в течение года.
  • Подготовка и проведение анкетирования с родителями — Анкета для самооценки родителями поведения ребенка «Выявление двигательной активности, импульсивности, дефицита внимания»
  • Советы логопеда – «Игры, которые помогают развить внимание, память, мышление и речь» (стенд в старшей и подготовительной группе) — октябрь
  • «Играем дома» – подготовка и раздача игровых пособий для развития неречевых и речевых процессов для занятий дома — сентябрь-апрель

План взаимодействия с педагогами:

  • мониторинг развития неречевых процессов у детей (воспитатели, учитель-логопед) — сентябрь
  • отбор детей с нарушениями неречевых процессов — составление списка (воспитатели, учитель-логопед) — сентябрь
  • подбор игр и дидактического материала — сентябрь
  • консультирование педагогов по работе с детьми –логопатами – сентябрь-апрель
  • совместная работа по коррекции и развитию неречевых функций у детей.

2. Основной этап — коррекционно-развивающий

Проведение непосредственной коррекционно-развивающей работы по выбранному направлению с использованием дидактических игр и игровых приемов с детьми, реализация планов работы с педагогами и родителями.

Картотека игр по развитию неречевых функций у детей-логопатов

№ Название игры (содержание) Цель игры

  1. Найди все предметы и сосчитай их Развитие внимания и закрепление математического счета
  2. Найди пару каждому мячику Развитие внимания и зрительного восприятия
  3. Найди такой же предмет Развитие внимания и зрительного восприятия
  4. Повтори рисунок Развитие внимания, зрительного и пространственного восприятия
  5. Найди отличия Развитие внимания и зрительного восприятия
  6. Да и нет Развитие слухового внимания
  7. Повтори движения Развитие зрительного внимания
  8. Какое слово встречается чаще других? Развитие слухового внимания
  9. Запомни-назови Развитие зрительной памяти
  10. Какие игрушки на каких полках нарисованы. Запомни и назови. Развитие внимания и памяти
  11. Запомни пары картинок Развитие зрительной памяти
  12. Запомни и перескажи Развитие слухового внимания и памяти
  13. Запомни и повтори слова, пары слов Развитие слухового внимания и памяти
  14. Найди лишний предмет и объясни почему Развитие словесно-логического мышления
  15. Найди заплатку для коврика Развитие мышления и зрительного восприятия
  16. Что сначала. Что потом Развитие словесно-логического мышления
  17. Назови одним словом Развитие мышления
  18. Назови слова- противоположности Развитие словесно-логического мышления
  19. Логические задачки Развитие словесно-логического мышления
  20. Что где находится Развитие пространственной ориентации, закрепление предлогов
  21. Чем похожи и чем отличаются предметы Развитие словесно-логического мышления
  22. Закончи предложение: После дождя бывает… Развитие словесно-логического мышления
  23. Чего не стало? Развитие внимания, памяти

Игры проводятся в течение всей коррекционной работы на базе автоматизируемых звуков и лексических тем недели.

3. Этап — заключительный -май

Цель: диагностика результативности проектной деятельности, анализ результатов работы.

Продукт проекта: аналитическая справка по итогам проекта -май

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (проведение оценки поведения ребенка)

Уважаемые родители, если утверждение подходит к вашему ребенку, то обведите цифру данного пункта в кружок.

Выявление двигательной активности:

  1. ребенок постоянно ерзает, все время в движении, даже если устал;
  2. он проявляет признаки внутреннего беспокойства, барабанит пальцами, стучит ногами, двигается в кресле, бегает;
  3. все время отбегает, старается куда-нибудь залезть, забраться;
  4. спит намного меньше, чем другие дети;
  5. очень говорлив.

Выявление дефицита внимания:

  1. ребенок не слушает, когда к нему обращаются (смотрит поверх головы блуждающим взглядом, без фокусировки слушания);
  2. с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
  3. испытывает трудности в организации;
  4. трудно удерживает внимание, непоследователен в действиях и размышлениях;
  5. легко отвлекается на посторонние стимулы;
  6. часто теряет вещи и забывает их;
  7. избегает скучных или требующих умственных усилий заданий.

Выявление импульсивности:

  1. ребенок не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается в разговоры, перебивает собеседника;
  2. часто начинает отвечать, недослушав вопроса;
  3. плохо сосредоточивает внимание на каком-либо деле;
  4. не может дождаться вознаграждения, если между действием и вознаграждением есть пауза;
  5. поведение слабо управляется правилами, ребенок не может регулировать и контролировать свои действия;
  6. при выполнении заданий неодинаково ведет себя- то спокоен, то импульсивен;
  7. успеваемость по разным предметам часто неравномерна, при этом его интеллектуальное развитие может быть высоким.

Спасибо за сотрудничество!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год