Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Организованная образовательная деятельность по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей ОНР «Насекомые»
Логопедия
Автор: Короткова Татьяна Ивановна   
16.03.2016 15:40

Организованная образовательная деятельность по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей ОНР «Насекомые»Организованная образовательная деятельность по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей ОНР «Насекомые»

Короткова Татьяна Ивановна, учитель — логопед МБУ детский сад №138 «Дубравушка»

ЦЕЛИ – обогащение словарного запаса детей по теме «Насекомые». Формирование представлений о насекомых.

Скачать конспект

ЗАДАЧИ:

  • учить детей преобразованию глаголов единственного числа во множественное число
  • упражнять детей в отгадывании насекомых по совершаемым действиям
  • развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа
  • закреплять употребление предлогов при составлении предложений
  • воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • плакат с изображением лесной полянки
  • предметные картинки с изображением насекомых
  • картинка с изображением цветка.

Виды детской деятельности:

Коммуникативная, игровая, двигательная, трудовая деятельность.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности.

Речевое развитие Коммуникативная деятельность 1. Организационный момент.

Игра «Назови одним словом».

Бабочка, муравей, муха, стрекоза, комар, оса, паук и т.д (НАСЕКОМЫЕ).

Речевое развитие Коммуникативная деятельность 2. Тема занятия.

Логопед: Вы хотите совершить путешествие? (ответы детей).

Тогда мы отправляемся с вами на лесную полянку, чтобы рассмотреть насекомых, которые там обитают.

Речевое развитие Коммуникативная деятельность 3. Вводная беседа.

Логопед: Чтобы добраться до лесной полянки, нам необходим транспорт, На чем бы нам туда отправиться?

(Предложения детей)

Садитесь на свои места и представьте, что мы едем на …… Чтобы вам не было скучно, я расскажу вам о насекомых.

Насекомые.

У насекомых шесть ног. Их тела покрыты твердой оболочкой, которая называется наружным скелетом.

Тело каждого насекомого можно разделить на 3 части: голова, грудь, брюшко. Большинство насекомых может летать. Обычно у них две пары крыльев. Одна пара крыльев только у мух.

Яркая окраска многих насекомых предупреждает других животных о том, что они несъедобны. Многие насекомые пользуются цветом, чтобы скрываться от врагов.

А вот и лесная полянка.

(плакат с полянкой).

Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Игровая деятельность 4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Ой, а я что-то я не вижу насекомых. Наверное они все спрятались и появятся на полянке, когда вы их отгадаете.

Игра «Угадай, кто?»

Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.

Картинки на доске: муха, бабочка, комар, пчела, стрекоза, муравей, кузнечик, шмель, жук.

Порхает (кто?) — … БАБОЧКА.

Жужжит – ЖУК

Звенит – КОМАР

Собирает мед – ПЧЕЛА

Жалит – ШМЕЛЬ

Ползает – МУРАВЕЙ

Прыгает – КУЗНЕЧИК.

Отгадывая, каждый прикрепляет картинку с насекомым на полянку.

Логопед: На нашей полянке очень мало насекомых.

Давайте сделаем так, чтобы их стало много.

Но как же это сделать?

Я буду называть одно насекомое – а вы будете отвечать так, как будто их много.

Игра «Один – много».

– образование существительных в форме множественного числа.

МУХА, а много …МУХ.

БАБОЧКА, а много … БАБОЧЕК.

КОМАР, а много …КОМАРОВ.

ПЧЕЛА, а много … ПЧЕЛ.

ПАУК, а много … ПАУКОВ.

МУРАВЕЙ, а много… МУРАВЬЕВ.

КУЗНЕЧИК, а много… КУЗНЕЧИКОВ.

ЖУК, а много… ЖУКОВ.

Физическое развитие Двигательная деятельность 5. Физкультминутка.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Я шагаю по лужайке – сверху ясно мне видна

Вся зеленая страна.

Вот улитка – добрый гномик –

На себе таскает домик.

Вот стоит высотный дом –

Муравьи хлопочут в нем.

Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Игровая деятельность 6. Ориентирование в пространстве.

Логопед: Больше всего на лесной полянке насекомым нравятся цветы. Они кружат возле них со всех сторон. Вот как эта бабочка.

Логопед перемещает вырезанную бабочку около цветка.

Дети должны рассказать, где сейчас находится бабочка.

Для образца логопед дает следующее предложение:

БАБОЧКА СИДИТ ПОД ЦВЕТКОМ!

Должны быть использованы предлоги: НАД, ПОД, ЗА, НА, наречия – СПРАВА, СЛЕВА.

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность 7. Игра «Что делает, что делают?»

Логопед: А чем же занимаются насекомые на полянке? Сейчас мы об этом узнаем.

Образование формы множественного числа глаголов:

Бабочка порхает, а бабочки … ПОРХАЮТ.

Пчела собирает мед, а пчелы СОБИРАЮТ МЕД.

Оса жалит, а осы … ЖАЛЯТ.

Жук жужжит, а жуки …ЖУЖЖАТ.

Комар звенит, а комары … ЗВЕНЯТ.

Стрекоза стрекочет, а стрекозы … СТРЕКОЧУТ.

Муха в дом залетает, а мухи в дом… ЗАЛЕТАЮТ.

Кузнечик прыгает, а кузнечики … ПРЫГАЮТ.

Паук паутину ткет, а пауки паутину … ТКУТ.

Муравей муравейник строит, а муравьи … СТРОЯТ.

Логопед: Нам пора возвращаться, и насекомые тоже улетают с полянки.

Логопед снимает с плаката по одному насекомому, а дети рассказывают, кто улетел с полянки.

С ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКИ УЛЕТЕЛА БАБОЧКА

С ПОЛЯНКИ УЛЕТЕЛА ПЧЕЛА.

С ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКИ УЛЕТЕЛА МУХА и др.

Речевое развитие Коммуникативная деятельность 8. Итог занятия.

Логопед: Куда мы с вами сегодня совершили путешествие?

Каких насекомых можно встретить на лесной полянке?

Как нужно относится к таким красивым местам, как лесная полянка?

Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность Трудовая деятельность во время ООД.

Литература

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -352 с.
  2. Нищева Н.В. Программа корррекционно развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. — Москва «Просвещение», 2008.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год