Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Авторская разработка "Дифференциация звука «Ж» «Ш» у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
Логопедия
Автор: Кравцова Мария Андреевна   
31.03.2016 19:50

Авторская разработка Дифференциация звука «Ж» «Ш» у старших дошкольников с общим недоразвитием речиАвторская разработка "Дифференциация звука «Ж» «Ш» у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 комбинированного вида Петроградского района г. Санкт-Петербурга

подготовила учитель-логопед Кравцова Мария Андреевна Санкт-Петербург, 2016г.

Цели:

  • Различать и правильно произносить звуков [Ш-Ж] в слогах, словах, предложениях;
  • закреплять умение делить слова на слоги
  • развивать фонематический слух, мышление, мелкую моторику рук
  • развивать концентрацию зрительного и слухового внимания
  • развивать словесно-логическое мышление
  • создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта коллективной работы.

Материал. Картинки предметные (каша, пирожок, мороженое, ватрушка, джем, шоколад, желе, крыжовник); куклы (девочка и мальчик), фишки для слогового анализа, пенек, изображение плоскостное ёлки, мячики су – джок.

 

Оргмомент

Сегодня День рождения у брата и сестры.

Угадайте, как их зовут?

В имени девочки первый звук [Ж] (Женя, Жанна). Назовем ее Жанна.

В имени мальчика есть звук [Ш] (Гриша, Миша, Паша, Наташа).

Назовем его Миша. Сообщение темы занятия.

Кто догадался, о каких звуках сегодня будем говорить? [ш — ж]

Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Произнесение и характеристика звуков [Ш-Ж]. Сравнительная характеристика.

Звук [ш] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму "чашечки". Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки не работают, голоса нет. Звук [ш] твердый, глухой.

Звук [ж] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму "чашечки". Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки вибрируют, голос есть. Звук [ж] твердый, звонкий.

Оба они согласные, твердые.

Но звук [ш] глухой, а звук [ж] звонкий.

Звонкость – глухость проверяем двумя способами (1 – руку на горло, 2 – закрыть уши).

Для вас Миша и Жанна придумали игры.

Игра «Поймай звук».

Жанна и Миша предлагают познакомиться с ними и поиграть в игру «Поймай звук».

Если услышите звук [Ш] — надо присесть на корточки, если услышите звук [Ж] — хлопните в ладоши.

(Ш, Ж, Ж, Ж, Ш, Ш, Ж;

ша, жа, жо, шо, шу, жу, ши, жи)

Игра «Наоборот» — преобразование слогов и слов. (С мячом)

Замени звук [Ш] на [Ж] и наоборот.

Ша- жа Жа-ша Шу- жу

Шо -жо Жо-шо Жу- шу

Ужи-уши жалить-шалить шар- жар

Жить-шить житье-шитье ужи-уши

Жил-шил жутко — шутка мажет-машет

Жаль — шаль лужа — Луша

Лежа — Леша нашивка-наживка

Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук».

Послушайте, что любят Жанна и Миша. Если в словах будет звучать звук ш, хлопните в ладоши, если услышите звук ж, поднимите руку.

Произносятся слова: каша, пирожок, мороженое, ватрушка, джем, шоколад, желе, крыжовник.

Произношение звуков ш, ж в стихах

«Сяду на пенек да съем... (пирожок)», — сказала Жанна. «Осторожно, это не пенек, а ежик!» — воскликнул Миша.

Лежит ежик у елки,

У ежа иголки.

А внизу, похожие на маленьких ежат

Шишки прошлогодние на траве лежат.

Уточнение слова прошлогодние. Повторение стихотворения хором. Выделение слов со звуком ж, затем со звуком ш.

Ребята, а мы же с вами знаем сказку про ёжика, давайте расскажем Мише и Жанне!

Развитие мелкой моторики (мячики су – джок)

Сказка "Ёжик"

Жил да был Ёжик на полянке в своём домике в сказочной стране (положить шарик на ладошку). У Ёжика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке).

И решил он однажды навестить своих друзей.

Выбежал Ёжик на тропинку (катаем шарик по кругу ладони) и побежал к Крошу, так как его домик был совсем не далеко. Бежит, подпрыгивает на кочках (шариком покалываем подушечку каждого пальца).

Но не оказалось Кроша дома: «Наверное, он убежал Лосяша навестить» — подумал Ёжик и покатился дальше (катаем шарик по кругу ладони).

Катится Ёжик, а навстречу ему Копатыч идёт не спеша.

Обрадовался Ёжик, спрашивает Копатыча:

- «Куда ты идёшь?».

- «В лес за грибами» — отвечает Копатыч – «Пойдём со мной».

Пошли они вместе (катают шарик по пальчикам по очереди к каждому).

Раз – грибок (зажать шарик в ладошке), два – грибок, (зажать шарик в другой ладошке) — много насобирали.

Простился Ёжик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).

Вдруг ему навстречу выскакивает лягушка – квакушка, спрашивает её Ёжик: — «Ты куда скачешь?». — «Скачу, куда глаза глядят» — отвечает лягушка. – «Поскакали со мной».

Стал Ёжик с лягушкой скакать (прикасаться колючками шарика к кончику пальцев, делая глубокий вдох).

Не заметил Ёжик, как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал. Зашёл он в свой домик (раскатывать шарик по ладошке), лёг на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.

Связь звука с буквой

  • Прокатывание шарика по написанной букве ( «Буквы знаю и пишу шарик верно прокачу»)
  • Написание буквы Ш и Ж и ее элементов прокатыванием шарика по ладошке, поверхности стола.

Послушайте, о чем говорила Жанна с ежом:

Ежик, еж, где ты живешь?
-Под кустом меня найдешь.
-Ежик, еж, куда идешь?
* На лужайку я иду

Там еду себе найду,
- Ежик, еж, кого найдешь?
* Я найду жука и мышку
Отнесу своим детишкам,

Своим дружным ребятишкам.

После прослушивания одна группа детей задает вопрос ежику, другая — отвечает. Выделение слов со звуком ш. Уточнение значения слова дружные.

А вы, ребята, дружные? Очень важно жить нам дружно, что для этого нам нужно? Нужно... (не ссориться и делиться игрушками).

Очень интересно проходит День рождения Миши и Жанны. Много игр. Они предлагают поиграть еще в одну.

Звуко — слоговой анализ слов Миша, Жанна.

Сколько слогов и звуков в именах?

Жанна – определяем количество слогов — хлопки

Миша — выкладывание звукового анализа фишками. Слоговой анализ.

Итог занятия.

У кого было День рождение?

Какие звуки сравнивали сегодня? Чем они похожи? Чем отличаются?

Чем занимались?

Что понравилось больше всего?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год