Развитие духовно-нравственных и патриотических качеств детей дошкольного возраста через художественное слово. Кружок «Веселый язычок» |
Логопедия | |||
Автор: Чернышева Наталья Валериевна | |||
12.08.2017 14:25 | |||
Развитие духовно-нравственных и патриотических качеств детей дошкольного возраста через художественное слово. Кружок «Веселый язычок» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 170 ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА» Подготовила: учитель-логопед Чернышева Н.В. Волгоград 2017 В душе и сердце Ребенка должны быть Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Духовно-нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Духовность и нравственность являются важнейшими характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании составляют основу личности. А человеческую личность русский религиозный философ И.А. Ильин рассматривает как вместилище духовного, и, прежде всего религиозного, опыта, поэтому и обновление человека нужно начинать, полагает он, с обновления его души и воли. С формирования у него веры, святости семьи, чувства любви к родине, патриотизма и национальной гордости. Понятие «нравственность» включает в себя представления о морали, идеале, гуманизме. Мораль — регулятор поведения в обществе. Идеал — тот образ человека, который создавался веками. Гуманизм – человечность, человеколюбие. Нравственность оказывает влияние на других людей. Нравственно невоспитанный человек тяжел и неприятен, после общения с ним в душе остаются неприятные ощущения, воспоминания. Все это призывает нас обучать детей нравственности – любви к Родине, родителям, добру к окружающим людям, ко всему живому. Отсутствие нравственных качеств — знак невоспитанности, неблагополучия. Духовное становление связано с познанием окружающего мира. Приоритетными являются ценности добра, любви, красоты, благородства. Поэтому, действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Именно эти ценности отражались в былинах, сказках, потешках, пестушках, пословицах, поговорках. Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Свою работу по Духовно-нравственному и патриотическому воспитанию я реализую по программе логопедического кружка «Веселый язычок». Ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе и к сказкам. Таким образом, цели и задачи моего кружка таковы: Цель:
Задачи:
Для реализации поставленных задач использую различные формы работы: чтение стихотворений, разбор произведения, заучивание потешек, скороговорок, чистоговорок, обсуждение поведения героев литературных персонажей, причины их успехов и неудач. После разбора произведений обыгрываем персонажей в театрализованных представлениях. Ребенок берет на себя разные роли, обыгрывает их, сопереживает, радуется, волнуется. После изучения определенного тематического блока, как правило, следует проведение совместных с родителями праздников, выставок фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей. В своей деятельности по логопедическому кружку «Веселый язычок» я веду работу по развитию артикуляции, развитию мелкой моторики рук, развитию фонематического слуха, развитию дыхания. И один из блоков — это развитие речи и обогащение словаря, куда входят произведения по духовно-нравственной направленности и произведения патриотического характера.
Разобрав художественное произведение, обыграв его, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Таким образом, художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка, формирует позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создает оптимистическую детскую картину мира, делает ответственным за свои дела и поступки, воспитывает чувство патриотизма, потребность в самоотверженном служении на благо Отечества.
|