Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Логопедия
Автор: Елисеева Галина Владимировна   
30.08.2017 13:31

«Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»«Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Елисеева Галина Владимировна МКДОУ «Новоаннинский детский сад №4» Учитель-логопед Волгоградская область, город Новоаннинский

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению речевых нарушений у дошкольников. Важную роль играет совместная работа логопедов, воспитателей и родителей детских дошкольных учреждений не специального вида. Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика речевых нарушений до их возникновения.

Причиной возникновения у детей дефектов речи может являться неправильное речевое окружение и воспитание. Так как речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых – родителей, членов семьи и др.) необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д.

 

Многие родители в своей речи стремятся приноровиться к языку ребёнка и сознательно искажают слова – сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на общение с ребёнком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере и т.д., что также не способствует формированию правильного звукопроизношения. Потому необходимо чтобы родители уделяли большое внимание своей речи.

В тоже время воспитатели детского сада должны руководствоваться процессом формирования у детей правильного звукопроизношения, начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, и внятной. В общей системе по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения. В начале учебного года проводиться обследование детей на предмет выявления речевых нарушений. После этого воспитателям массовых групп предлагаются рекомендации по улучшению работы речевого развития детей конкретно по каждой группе. Основная работа направлена на развитие:

  • слухового внимания и фонематического слуха детей,
  • правильного речевого дыхания,
  • мелкой моторики пальцев рук у детей,
  • подвижности артикуляционного аппарата.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха включает различные упражнения.

Игры на развитие слухового внимания

  • «Угадай, что звучит» Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными.
  • «Угадай, чей голос» Одному ребенку завязывают глаза (отворачивается), другие по –очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал
  • «Узнай музыкальный инструмент» Взрослый показывает как звучат музыкальные инструменты (бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). Затем то же самое только за ширмой. Дети угадывают музыкальный инструмент.

Игры на развитие фонематического слуха

  • Узнать звучание барабана среди других музыкальных инструментов
  • Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают
  • Доскажи словечко — Зайку бросила хозяйка, под дождем остался… (зайка) и.т. д

Развитие правильного дыхания.

Важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с детьми (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:

  • дуть в дудочки, язычки;
  • дуть на лёгкие шарики, бумажные полоски; играть на детских духовых инструментах;
  • дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки:
  • надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

Например: игра «Футбол» сложить на столе из карандашей «ворота» и дуть на кусочек ваты целясь в «ворота».

«Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть).

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов (острые и хронические риниты, полипы носовой полости, аденоиды и т.д.). Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.

Развитие мелкой моторики

О пользе пальчиковой гимнастики наслышаны все. В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику:

  • игры с массажными мячами;
  • ловить намагниченных рыбок;
  • игры в пальчиковом бассейне (горох, фасоль, шарики из пенопласта);
  • выполнение пальчиковых игр в стихотворной форме;
  • игры с бусинами, мелкими камешками, крупой;
  • задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование;
  • обводка, штриховка, раскрашивание.

Мелкая моторика развивается в быту нисколько не хуже, но не время от времени, а постоянно: затачивать карандаш точилкой, включать и выключать свет, вытирать пыль, собирать ягоды, перебирать крупу, сматывать нитки в клубок, самостоятельно одеваться.

Развитие артикуляционной моторики

Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости.

Простые упражнения, которые я рекомендую выполнять дома с родителями:

  • максимально открывать и закрывать рот
  • растягивать губы в улыбочку
  • вытягивать губы трубочкой
  • «Язычок в домике» — вышел из домика, посмотрел вправо-влево, вверх-вниз снова спрятался в домик.
  • «Худышки-толстячки». Втягивать в себя щеки и надувать и т.д

На своих занятиях я использую комплекс упражнений для постановки звуков. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6-8 раз.

  • «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
  • «Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10 секунд.
  • «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперёд. Язык в таком положении удерживать 5 секунд.
  • «Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать 10 секунд.
  • «Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
  • «Качели»: рот открыт. Напряжённым кончиком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.
  • «Катушка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и упирается в глубь рта.
  • «Лошадка»: присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.
  • «Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба. Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился (можно придерживать его рукой).
  • «Вкусное варенье»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать вглубь рта.
  • «Фокус»: рот приоткрыть, язык в форме «чашечки» высунуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на кончик носа.

Выполнение данного комплекса упражнений в течение 2-3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, работа над речевым дыханием помогает преодолеть нарушение звукопроизношения и не усугубить речевой дефект. Проводимые мероприятия, ответственное отношение педагогов к данному вопросу позволило сократить количество детей с нарушенным произношением и фонематическим слухом. Таким образом, профилактическая работа даёт положительные результаты синхронной работы трёх звеньев: логопед – воспитатели – родители.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год