Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Авторская разработка непосредственно-образовательной деятельности на тему «Познакомим Степашку с елью» в старшей логопедической группе
Логопедия
Автор: Грицкова Татьяна Александровна   
28.01.2018 04:27

Авторская разработка непосредственно-образовательной деятельности на тему «Познакомим Степашку с елью» в старшей логопедической группеАвторская разработка непосредственно-образовательной деятельности на тему «Познакомим Степашку с елью» в старшей логопедической группе

Педагогические цели:

  • Расширить имеющиеся представления детей о ели.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять отличительные признаки хвойных деревьев (хвоя, шишки и т.д.).
  • Познакомить детей с моделями составления загадок.
  • Формировать умение выделять признаки ели и давать ее развернутое описание через разные органы чувств.
  • Упражнять детей в объяснении взаимосвязей между объектами (ель и животные), обосновывая свои выводы.
  • Упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица — от имени ели.
  • Продолжать совершенствовать диалогическую речь, грамматический строй речи.
  • Закрепить счёт в пределах десяти, умение ориентироваться в пространстве.
  • Активизировать словарь детей по теме.
  • Формировать умение создавать изображение ели разными способами.
  • Формировать умение вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Развивающие

  • Развивать мыслительные способности детей.
  • Обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний ели.
  • Развивать зрительно-моторную реакцию, артикуляционную, тонкую и общую моторику, тактильную память.
  • Развивать творческие способности

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к жизни леса, бережное отношение к нему через активную познавательную, исследовательскую, творческую деятельность.
  • Воспитывать желание защищать природу.
  • Воспитывать эстетический вкус
  • Воспитывать культуру общения детей

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, художественная

Средства реализации:

Демонстрационный материал.

  • Карта-офтальмотренажер
  • Игрушка: заяц Степашка
  • Аудиозапись музыки

Раздаточный материал:

  • Ветки ели и сосны
  • Плоды ели и сосны
  • Карточки с изображением следов птиц и животных
  • Карточки с изображением птиц и животных
  • Предметные картинки для составления загадок
  • Материал для творческой деятельности детей

Организационная структура занятия:

Мотивационно-побудительный этап:

Воспитатель Ребята, посмотрите, какой воздушный шарик прилетел. Здесь какое-то письмо.

«Здравствуйте, ребята! Я очень хочу с вами встретиться. Я еду к вам в гости. Встречайте меня»

Кто бы это мог быть? Пошли встречать гостя. А чтобы веселее было идти – споем песню.

(дети, напевая песню, идут к входу в детский сад встречать гостя)

Степашка Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Давайте знакомиться. А как зовут вас?

Дети называют свои имена.

Степашка Очень приятно было с вами познакомиться. А сюда ли я попал? Как называется ваш город, Таня?

Таня Мы живем в городе Балашове

Степашка А на какой улице, Егор?

Егор На улице Макаренко

Степашка Как называется ваш детский сад?

Дети «Золотой ключик».

Степашка Правильно, я ехал именно к вам. Я так рад встрече с вами. Я так долго к вам ехал. Замерз. А почему у вас так холодно?

Дети У нас наступила зима.

Степашка Какая погода бывает зимой?

Дети Зимой холодно, морозно, снег, вьюга, птиц стало мало, день короче стал, а ночи длиннее, снега много, деревья голые стоят.

Степашка А у вас есть любимый зимний праздник?

Дети Да

Степашка Какой?

Дети Новый год

Степашка Как вы его празднуете?

Дети Приносим в дом под новый год ель, и украшаем ее. Водим хоровод вокруг елки.

Степашка Вы сказали елка, а это что такое?

Дети Это дерево.

Воспитатель Елка – это ласково. А как назвать большое дерево?

Дети Ель

Степашка Я никогда не видел ель. Какая она?

Воспитатель Как нам помочь Степашке?

(дети высказывают свое мнение о помощи Степашке)

Воспитатель Может быть, мы пригласим его в путешествие в лес? По пути мы расскажем ему об этом чудесном дереве и о том, с кем “дружит” ель.

Дети: Хорошо.

Организационно-поисковый этап:

Воспитатель Зимой в лесу очень холодно. Нужно, ребята, одеться теплее, чтобы не замерзнуть.

Самомассаж «Собираемся в лес».

Дети имитируют движения:

  • «надевают» штаны (легкое поглаживание ног)
  • «надевают» куртку (поглаживание руками рук, живота)
  • «застегивают» пуговицы (точечные движения от шеи до живота)
  • «обувают» сапожки на ножки (поглаживание ног от пальцев до колена)
  • «надевают» шапки, шарфики (поглаживание, легкий массаж шеи, головы)
  • «надеваем» варежки (поглаживание кистей рук).

В. Все оделись? Ничего не забыли? Ну что ж, в путь! Степашка, не отставай!

Воспитатель Но, как нам найти дорогу в лес?

Дети Здесь висит карта.

Воспитатель Лера, давай ты будешь нашим путеводителем и расскажешь, как найти ель в лесу. А вы, ребята, будете следить за огоньком-указкой глазами и язычком.

Зрительная гимнастика «Глаз — путешественник».

(работа с офтальмотренажером)

Лера: Сначала мы пойдем по прямой дорожке (идем прямо), затем повернем налево, потом пойдем по кривой дорожке, затем — по извилистой (волнистой) Пошли!

(дети, напевая песню, идут дальше)

Воспитатель Смотрите, ветром веточки сломало! Поднимите веточки. Давайте расскажем Степашке, какие это веточки.

Степашка Какая веточка у тебя, Таня?

(у Тани сосновая ветка)

Таня Веточка зеленая, на ней иголки. Я думаю, это еловая веточка.

Степашка А у тебя, Данила?

(у Данилы еловая веточка)

Данила И у меня зеленая веточка с иголками. Я считаю, моя веточка еловая.

Степашка Мне кажется, они одинаковые. Чем они похожи?

Дети, исследуя веточки, сообщают Обе веточки зеленого цвета, у них есть иголки.

Степашка Иголки – это что?

Дети Это листья.

Воспитатель Как еще называют эти листья — иголки?

Дети Хвоя

Воспитатель Значит, эти веточки с каких деревьев?

Дети С хвойных.

Воспитатель Почему их называют хвойные, Егор?

Егор У ели и сосны листья – хвоинки.

Степашка Как вы думаете, чем отличаются веточки?

Дети (исследуют веточки)

– На одной веточке иголки короткие, а на другой — длинные

- На этой веточке иголки колючие, а здесь — мягче

- Здесь хвоя жесткая, а здесь – мягкая на ощупь.

- На этой веточке две иголочки растут вместе на ветке, а на этой — одна.

Степашка Выходит, веточки с разных деревьев?

Дети: Да, они разные.

Степашка: Кто же нам поможет найти еловую веточку?

Дети: Татьяна Александровна, вы нам поможете?

Воспитатель Да, ребята, я вам охотно помогу. Вот веточка с дерева ель. Расскажите еще раз Степашке, какая она?

(дети рассказывают Степашке о еловой веточке)

Воспитатель А эта веточка с дерева сосна. Расскажите Степашке о веточке сосны.

(дети рассказывают о сосновой веточке)

Словесная игра «Какая?»

У ели веточка какая?.... (еловая)

У сосны?..... (сосновая)

Степашка Спасибо, ребята. Теперь я знаю, какие веточки у ели и легко найду ее в лесу.

Воспитатель Ребята, пошли дальше ель искать.

Упражнение «Вьюга» (развитие и дифференциация силы голоса)

Поднялась вьюга «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)

Стонет лес от вьюги вдали: «ш ш ш (Тихо, высоким голосом.)

Шумят деревья: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш».

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с»

Воспитатель Смотрите, сколько шишек нападало после метели!

Степашка Это что?

Дети Это шишки

Степашка А шишки – это что такое?

Дети Это плоды.

Степашка Подумаешь, шишки! Все они одинаковые.

Воспитатель Ребята, а вы как считаете, одинаковые ли шишки?

Дети Вот шишки круглые

Дети А эти узкие шишки.

Воспитатель А у тебя, Дима, какая шишка?

Дима Моя шишка длинная, продолговатая

Дети У круглой шишки чешуйки жесткие, а у длинной мягкие.

Воспитатель Узкая, длинная шишка – еловая. Круглая шишка – сосновая.

Степашка Положите сосновые шишки мне в кузовок.

Воспитатель Степашка, давай поиграем с еловыми шишками.

Степашка Давайте поиграем

Самомассаж кистей рук с помощью шишки «Сказка про шишку»

Лежала на тропинке шишка (шишка лежит спокойно на ладошке)

Подул сильный ветер, и она покатилась по дорожке (дети дуют на шишку и катают ее по ладошке)

Катится она, а навстречу, ей дети,

Шишка говорит: «Возьмите меня с собой»

Подружились они и стали играть в прятки с шишкой (дети прячут шишку, то в одной руке, то в другой)

То в левую ладошку ее возьму, то в правую.

Увидели дети горку и стали шишку с горки катать (скатывать шишку по ладошке)

А потом дети стали между елками бегать (катать шишку между ладонями)

Поиграли дети с шишкой и положили ее в кузовок. (положили шишку в корзину)

Степашка Теперь я знаю, какие у ели плоды – шишки. Вот сколько их у меня много! Я их с собой возьму. Я думаю, мы теперь без труда найдем ель в лесу.

Степашка Посмотрите, какие большие кучи снега у нас на пути.

(на панелях вверх по лестнице нарисованы снежные сугробы)

Воспитатель Ребята, скажите Степашке, как называются большие кучи снега?

Дети Сугробы.

Воспитатель Чтобы до ели нам дойти, надо сугробы перейти. Степашка, не отставай!

Ритмическое упражнение «Мы шагаем по сугробам».

Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу!

(дети идут вверх по лестнице)

Упражнение «Глазки отдыхают» (метка Аветисова)

(выполняют у окна на лестничной площадке)

Воспитатель Ребята, видите, какие маленькие елочки на стекле! Посмотрите на них.

А теперь посмотрите за окно на дерево. Что вы там видите? (на дереве висит плакат с цифрами 9+1)

Какая первая цифра?

Дети 9

Воспитатель А вторая?

Дети 1

Воспитатель Сколько будет 9 да еще 1?

Дети 10

Воспитатель До леса осталось пройти 10 шагов. Идем дальше и считаем. И ты, Степашка, считай. Только считайте шопотом, чтобы не мешать друг другу.

(дети идут по второму пролету лестницы и считают ступеньки)

Воспитатель Сколько шагов прошел ты, Егор? А ты Таня?

Степашка Ребята, я чувствую какой – то запах. Какой чудесный аромат!

Воспитатель Где такой запах можно встретить?

Дети В лесу.

Воспитатель Как думаете, чем же пахнет в зимнем лесу?

Дети Свежестью, чистотой, прохладой, лесом, хвоей.

Дыхательное упражнение «Аромат леса»

Воспитатель Сделайте вдох через нос, а потом на выдохе скажите «Ах!»

Воспитатель Вот мы и дошли до леса. Ребята, Степашка, посмотрите вокруг и найдите ель. (дети находят в «лесу» ель)

Поздороваемся с елью.

Дети (гладят ель) Здравствуй, елочка.

Степашка Вот она какая!

Воспитатель А мы сейчас поиграем со снежком и расскажем тебе, Степашка, о ели

Игра «Цепочка»

(дети стоят вокруг ели и, передавая друг другу снежок, рассказывают о ели)

- Нижние ветки длинные, а вверху — короче.

- Ель похожа на пирамидку

- Внизу старые ветки, вверху молодые.

- Ветки у ели до самой земли.

- Внутри листьев нет. Они погибли, потому что нет света.

- Ель очищает воздух от бактерий

- Ель помогает быть здоровым

- Ель зеленая зимой и летом.

- У нее листья не опадают

- Ель стройная

Придумывание загадок про елку.

Воспитатель Ты знаешь, Степашка, мы загадки умеем придумывать.

Степашка А про ель сможете придумать?

Дети Да.

Воспитатель Давайте присядем и сочиним про ель загадки.

(Дети садятся за столы и работают с карточками)

Воспитатель Поместите в левой части карточки картинку с изображением ели.

Воспитатель Какая елка?

Дети Колючая

Воспитатель Поместите в правый верхний квадрат предмет, который тоже бывает колючим.

Воспитатель Какая елка?

Дети Зеленая

Воспитатель Положите во второй квадрат предмет, который тоже бывает зеленым

Воспитатель Какая елка?

Дети Пушистая

Воспитатель Положите в правый нижний квадрат предмет, который бывает пушистым

Воспитатель А теперь закройте картинку, на которой изображена ель.

Воспитатель Послушай, Степашка, какие загадки сочинили дети. Кто хотел бы загадать свою загадку Степашке?

Дети Колючая, но не еж,

Зеленая, но не огурец,

Пушистая, но не облако.

(Колючая, но не кактус, зеленая, но не крокодил, пушистая, но не одуванчик и т.д.)

Степашка Спасибо, ребята, вы такие интересные загадки придумали. Я теперь тоже буду учиться сочинять загадки. Теперь я очень много знаю о ели.

Степашка Как мне сразу захотелось превратиться в маленькую елочку!

Воспитатель А ты знаешь, Степашка, это не трудно.

Пальчиковая гимнастика «Елка»

Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

Степашка Как много елочек!

Воспитатель Ребята, а вы знаете, как называется лес, в котором растут ели?

Дети Ельник

Степашка Спасибо, я теперь тоже знаю об этом.

Установление взаимосвязей между елью и животными (птицами)

Степашка Ребята, идите сюда, посмотрите, что это под елью?

Дети Это следы?

Степашка Как вы думаете, чьи это следы около ели?

Дети Я думаю, это следы зверей (птиц)

Воспитатель Чьи это следы — мы сейчас узнаем. Возьмите в руки одну карточку с изображением следов и найдите ее вторую половину. Тогда вы и узнаете, чьи это следы.

(дети находят на подвесной ленте пару карточке с изображением следов – карточку с изображением животных, птиц)

Почему эти животные и птицы дружат с елью?

Степашка Почему белка дружит с елью?

Дети. Белка скачет с ветки на ветку, еду себе добывает — еловые семена и молодые еловые веточки. Она строит себе гнездо на ели. Забирается белочка в гнездо, сворачивается клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит.

Степашка А это кто?

Дети Это клест

Степашка Почему он дружит с елью?

Дети Клесты прячутся среди ветвей ели. Они питается еловыми шишками. А еще у клеста зимой выводятся птенцы.

Степашка А почему зимой?

Дети Птенцов кормят семенами шишек, а летом-то семян нет в шишках.

Степашка А это кто?

Дети Лиса

Степашка А почему мы нашли следы лисы около ели?

Дети Лиса роет себе нору под корнями ели.

Степашка А это кто?

Дети Заяц

Степашка А дружит ли с елью заяц?

Дети Зайцы прячутся под ветками ели. А еще заяц любит грызть кору с ели, она пахучая, смолистая и очень полезная.

Степашка Это кто?

Дети Кабан

Степашка Почему мы кабана встретили около ели?

Дети Кабаниха устраивает под елью уютное гнездышко и у нее появляются маленькие кабанята. Они под елью не замерзнут.

Степашка А это кто?

Дети Лось

Степашка Почему лось приходит к ели?

Дети Лоси прячутся от холода в ельнике. Зимой лоси обдирают еловую кору.

Степашка Почему дятел прилетает к ели?

Дети Дятел питается еловыми семенами. Он вставляет шишку в трещину и вытаскивает зернышки.

Степашка Что объединяет мышь и ель?

Дети Мышки подбирают семена шишек, которые роняет дятел, белка и клест, ведь она не может сорвать шишку с дерева.

Степашка А это кто?

Дети Косуля

Степашка Как косули дружат с елью?

Дети Они едят еловую кору.

Степашка Ребята, идите ко мне. Я нашел еще одну карточку. Кто это?

Дети Медведь.

Степашка. А медведь дружит с елью?

Дети Да, у него под елью берлога.

Степашка А почему его следов нет?

Дети Медведи спят в берлогах. Он наломал мягких еловых веточек, надрал пахучей смолистой коры. Подгрыз ёлочки вокруг ямы, получился у него шалаш, залез в него и заснул спокойно.

Воспитатель Вот видишь, Степашка, такая маленькая елочка, а как много у нее друзей. Одних елка укрывает, другим дает пищу. Все в природе взаимосвязано.

Составление рассказа от лица елки

Степашка Ребята, идите скорее сюда. Мне кажется, елочка грустная стоит. Почему она грустит?

Воспитатель Представьте себя на месте елочки. О чем бы вы грустили?

Дети

- Я бы грустила о том, что мне холодно.

- Я грустная, потому что скоро праздник Новый год, так хочется быть нарядной.

- Я елочка, я боюсь, что меня срубят. Если меня срубят, что станет с моими друзьями – животными и птицами.

- Я грущу, что на моих ветках много снега

- Я грустная, потому что я расту на опушке одна. Вот, если бы у меня были друзья-елочки, как хорошо было бы мне.

Степашка Как же нам помочь елочке?

Дети Я нарисую елочку (я слеплю и т.д.)

Продуктивная деятельность

В. Давайте порадуем елочку и смастерим ей подружек – маленькие елочки. Выберите себе материал, из которого вы хотели бы смастерить елочку.

(дети мастерят елочки из палочек, пластилина, тесьмы, бумаги, рисуют, с помощью прищепок и т.д.)

Воспитатель Посмотри, елочка, каких подружек смастерили тебе ребята (дети показывают свои работы елочке). Ребята, несите свои работы на стол. Давайте пройдем по кругу и рассмотрим работы. Чья работа вам понравилась? Почему?

Степашка А мне понравились все работы. Вы, ребята, такие молодцы!

Воспитатель Что бы вы добавили в своей работе, чтобы ваша елка стала еще красивее?

Дети Бусы, шарики, гирлянду.

Степашка. А давайте украсим нашу ель моими шишками! Ой! Произошло волшебство! Шишки превратились в новогодние игрушки!

Воспитатель Как вы думаете, изменилось ли настроение у ели?

Дети Я думаю, елка стала веселая, у нее ведь стало так много подружек.

Степашка Ребята, скоро наступит Новый год и Рождество. Какой праздник без елки. Я думаю, надо срубить елочку и принести ее домой, чтобы встретить праздник?

Дети: Нет.

Степашка: А как вы поступите?

Дети:

  • Мы купим искусственную ёлку

- А у нас елка растет во дворе, мы ее украсим.

Я с мамой и папой пойду на прогулку в лес к ёлочке.

Мы решили дом украсить еловыми веточками

А мы дома сделаем ёлочки из цветной бумаги.

Степашка Мне кажется, елочка нам улыбается.

Воспитатель: Давайте устроим праздник для елочки – споем ей песни, расскажем стихи.

Рефлексивно-корригирующий этап:

Как ты думаешь, Таня (Дима, Коля, Саша, Ира и т.д.) ты помогла Степашке узнать о ели?

Степашка: Спасибо вам большое, ребята. Все вместе, сообща мы так много узнали о ели. Мне пора домой.

В. Нам тоже пора домой. Степашка, мы тебя проводим.

Список использованной литературы:

  1. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004.
  2. Авторская игра логопеда Ременниковой И.А. «Сказка про шишку» http: //pedgazeta. ru/pages/2011/08/19/innes_1313769645. doc
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год