Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Дидактическая игра «Кукла Катя в чудесном саду»
Логопедия
Автор: Шамина Любовь Николаевна   
17.06.2018 10:38

Дидактическая игра «Кукла Катя в чудесном саду»Дидактическая игра «Кукла Катя в чудесном саду»

Игра с дидактической куклой на развитие сенсомоторики.

Составитель: Шамина Л.Н., учитель – логопед МДОУ детского сада «Росинка» г. Мышкин 2018г.

Цель: способствовать накоплению сенсомоторного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия в игре.

Задачи:

  • обогащение активного словаря и развитие всех компонентов речи;
  • снятие речевого негативизма у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья);
  • развитие мелкой моторики;
  • практическое закрепление сенсорных эталонов;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и тёплых, доверительных отношений со взрослым и сверстниками.

Скачать конспект

Игра рассчитана на несколько этапов: на 1 этапе предусматривается совместная (обучающая) игра со взрослым; на 2 этапе, когда ребёнок усвоил правила, могут играть несколько детей.

Данное пособие можно использовать как диагностическое, обучающее и игровое:

  • диагностическое – уточнение знаний и навыков;
  • обучающее – формирование, обучение и закрепление полученных навыков и знаний;
  • игровое – закрепление полученных навыков и знаний в самостоятельной игре, фантазия и творчество приветствуются.

Оборудование:

  • Дидактическая сенсорная кукла в платье.

Подол платья выполнен в виде секторов в соответствии со всеми цветами радуги; на одежде есть множество кармашек, дополнительных деталей — фигурок разной фактуры и размера, которые можно расстегнуть — застегнуть разными способами; по краю подола пришита лента, внутри которой есть горошинка, которую можно «прокатить» по длине всего подола; у куклы есть сумочка с мелкими бусинками и одной крупной — для развития тактильных ощущений.

  • Дидактическое панно «Чудо-дерево».

Панно выполнено ярко и привлекательно, дерево и поляна выполнены из флиса, что позволяет хорошо к нему прикрепляться всем фигурам, на обратной стороне которых есть липучка. Играя с этим панно, ребёнок знакомится с пространственными определениями и предложно-падежными категориями (слева, справа, вверху, внизу, между, на, под, у, в, выше, ниже и т.п.).

На панно есть облачко с вшитым бубенчиком; тучка с капельками-бусинками на ниточках, у тучки внутри есть твёрдый целлофан — для развития слухового и тактильного восприятия; солнышко; груши и яблоки объёмные; цветок на стебельке-проволоке, если за него потянуть, то цветок «вырастет»; 2 корзинки — справа и слева от дерева; внизу, под деревом в декоративной жёсткой «траве» спрятались фигурки (птичка, жучок, кошка, грибок); цветы плоские всех цветов радуги. Большинство фигурок прикрепляются на панно с помощью липучки.

  • Дидактическое панно «Маша с воздушными шариками» (оборотная сторона предыдущего панно)

позволит ребёнку закрепить знание основных фигур (треугольник, круг, квадрат), а крылышки бабочки (бисер внутри) – обогатить тактильные ощущения.

  • Наборы шнурков, лент, заколок ( «крабики»), прищепок и других предметов или игрушек (всех цветов радуги) – для развития мелкой моторики и усвоения сенсорных эталонов.

При использовании игрушек (предметов) мелкого размера необходимо соблюдать технику безопасности (взрослый контролирует действия ребёнка).

Игровое правило:

Взрослый предлагает помочь Кате украсить своё платье (подобрать ленточки-шнурки) в соответствии с цветом сектора на подоле; собрать цветы, фрукты или другие предметы в соответствии с предложенным (или выбранным) цветом; найти определённый предмет (в кармашках или в саду — на панно) и т.п.

Если ребёнок выполнит задание верно, то Катя благодарит ребёнка (положительная похвала взрослого).

С помощью куклы можно уточнить или закрепить знания частей тела, ориентировки в собственном и чужом теле (покажи у Кати глазки, ручки…).

Непосредственно перед игрой взрослый предлагает рассмотреть куклу, познакомиться с ней (можно предложить придумать ей имя), назвать основные цвета и оттенки на подоле её платья.

Варианты игры:

1 игровое действие (вариант)«Давай познакомимся» — для установления контакта и доверительного отношения со взрослым, привитие желания общаться, вызова интереса к игре и общению, на уточнение (закрепление) частей тела, ориентировки в собственном и чужом теле.

Посмотри, кто к нам в гости пришёл. Кто это? Это кукла. А как её зовут? Как ты думаешь? –если ребёнок затрудняется в выборе имени для куклы, то взрослый сам называет её имя. Её зовут Катя. Давай с Катей познакомимся. А тебя как зовут? Давай рассмотрим Катю. Где глаза у Кати, а где…? Покажи…

Взрослый предлагает ребёнку показать (назвать) части тела у Кати и у себя.

2 игровое действие (вариант)«Подбери ленточку-шнурок» — на усвоение (закрепление) цвета и развитие мелкой моторики.

У Кати на подоле были ленточки, такого же цвета, что и часть подола (сектор на подоле). Но Ворона унесла их к себе на дерево (показать панно). Где Ворона? (на дереве) Давай поможем Кате опять украсить свою юбочку (платье). Выбирай ленточку (шнурок) и прикрепи (завяжи) к подолу платья.

По подолу пришиты колечки, к которым можно привязать (продеть) ленточку, шнурок определённого цвета.

3 игровое действие (вариант)«Что в кармашках?» — на развитие (совершенствование) мелкой моторики.

У Кати есть кармашки, а что там лежит, она забыла. Давай ей поможем и найдём, что же лежит в кармашках?

Ребёнок расстегает змейку, липучку, пуговку, «затяжку» на кармашках, достаёт лежащие там мелкие предметы (рыбки, машинки, совята и т.п.).

Усложнение (дополнительная игра):

  • «Какого цвета предмет?» — закрепление знания цвета, согласование существительного и прилагательного по родам.
  • «Найди пару» — развитие зрительного восприятия и внимания.
  • «Найди такую же фигурку на платье» — развитие внимания, пространственной ориентировки.

4 игровое действие (вариант)«Соберём букет цветов для Кати» — на усвоение (закрепление) цвета и развитие мелкой моторики.

Катя очень любит цветы, у неё в саду они уже выросли. Давай поможем ей их собрать.

Усложнение (дополнительная игра):

  • Посчитай цветы (усвоение количественных и порядковых числительных).
  • Разложи цветы согласно радужной гамме.
  • Прикрепи цветы к подолу или ленточке (шнурочку) в соответствии с цветом. Прикрепить можно с помощью заколок- «крабиков» или прищепок соответствующего цвета.

5 игровое действие (вариант)«Соберём урожай для Кати» — на усвоение (закрепление) цвета и развитие мелкой моторики; закрепление в речи предложно-падежных конструкций, ориентировки на плоскости; классификации фруктов-овощей.

У Кати в саду есть чудесное дерево. На нём растут фрукты и овощи. Давай в одну корзину соберём фрукты, а в другую овощи.

На 1 этапе (или у детей младшего возраста) можно использовать, например, только яблоки, только груши (один вид фруктов).

На 2 этапе – классификация по цвету (в одну корзину красные яблоки, в другую – жёлтые груши).

На 3 этапе – классификация овощей-фруктов.

Дополнительная игра:

  • «Где фрукт?» или «Положи фрукт…» — ребёнка спрашивают или просят поместить фрукт (по выбору) в определённое место на панно (на дерево, под дерево, в правую корзину и т.п.).
  • «Собери по цвету» — предлагается собрать только красные фрукты-овощи или только жёлтые и т.п.

6 игровое действие (вариант)«Что есть в саду у Кати?» — на ориентировку на плоскости, усвоение (закрепление) цвета и развитие мелкой моторики; закрепление в речи предложно-падежных конструкций.

При рассказывании взрослый прикрепляет (или показывает) все детали в соответствии с текстом.

Вышла Катя погулять в свой сад. Солнышко светит (показ). Где солнышко? (вот солнышко, над деревом, между облаком и тучкой). Но вот подул ветер (ребёнок дует) и солнышко пропало (снять).

1 вариант — На небе появилось белое облачко (показ или прикрепить). Облачку стало грустно и оно «заплакало» — погреметь облачком (ребёнок нащупывает бубенчик внутри облачка или звенит облачком). Стало звать облачко солнышко (погреми, позвени облачком) и солнышко — вернулось (прикрепить).

2вариант – Облачко заплакало и превратилось в тучку (прикрепить). В тучке жил маленький гром (пошуршать) и капельки (можно их посчитать и переместить по ниточкам). Но вот выглянуло солнышко и тучка опять превратилась в облачко.

3 вариант – На небе появилось белое, доброе, мягкое и весёлое облачко (на ощупь мягкое, внутри — бубенчик, поэтому звонко звенит). Сильнее подул ветер (подуть) и на небе появилась синяя туча, она была немного сердита и не такая мягкая, как облачко (на ощупь — грубее, шуршит за счёт вшитого твёрдого целлофана). Они стали спорить… Но вот появилось между ними солнышко и всех помирило.

В саду у Кати росло Чудо-дерево. Что на нём росло? (ребёнок перечисляет, при желании снимает предметы с него). Справа и слева от дерева стояли корзины. (Можно предложить положить в корзины то, что снял с дерева). А под деревом росла травка. Кто же там спрятался? (ребёнок ищет в травке предметы и называет их, можно предложить «озвучить» их). А ещё в саду у Кати рос волшебный цветок. Пока он ещё маленький, но если закапает дождик (пошуршать тучкой, позвенеть облачком, повторить «кап-кап-кап»), то цветок начнёт расти (потянуть за цветок вверх) и будет вот такой высокий.

Ещё в саду у Кати росли цветы разного цвета. Где они? (можно попросить их собрать или наоборот — посадить, прикрепить).

В сад к Кате прилетала (-и) птичка (-и) и садилась везде, где хотела. Где птичка? Посади птичку на дерево, под дерево и т.д.

Ну вот теперь ты знаешь, что есть в саду у Кати.

Усложнение – «Создай свой сад для Кати» — на развитие фантазии и самостоятельности в игре.

Ребёнку предлагается самостоятельно разместить (и назвать местоположение) все предметы на панно по своему усмотрению.

7 игровое действие – «Поиграем с Машей» — на закрепление геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), развитию мелкой моторики, внимания, сравнению объектов по размеру, цвету и фактуре (мягкие, твёрдые).

К Кате в сад пришла Маша (перевернуть панно). У Маши есть воздушные шарики (рассмотреть форму и цвет). Но ниточки от шариков перепутались. Давай поможем Маше (ребёнок должен снять «шарики», распутать нитки и прикрепить шарики на место согласно контурам фигур и цвету липучек на панно).

Кате тоже понравились эти воздушные шарики. А есть ли у Кати на платье такие же фигуры, как шарики у Маши (ребёнок ищет их на подоле у Кати, сравнивает по размеру, цвету и фактуре: «У Маши шарик треугольный красный большой, мягкий, а у Кати маленький жёлтый твёрдый»).

8 игровое действие — «Найди бусину в сумочке у Кати» — на развитие тактильных ощущений.

У Кати в сумочке спрятана крупная бусинка. Нащупай её. Одновременно можно проговаривать любую слоговую цепочку или чистоговорку, как только нащупает — замолчать (или наоборот, как найдёт, нащупает — произнести определённый звук).

9 игровое действие – «Собери бусы» — развитие мелкой моторики, глазомера, точных движений рук, фантазии и творчества.

У Кати в сумочке (мешочке, кармашке) есть бусинки (размер в диаметре не меньше 1 см). Давай для Кати соберём бусы. Ребёнок (под присмотром взрослого) собирает бусы на шнурок. Можно предложить (или по выбору самого ребёнка) использовать шнурок определённого цвета. Можно подобрать бусины в соответствии с цветом шнурков.

10 игровое действие — «Протяни (прокати) горошинку по краю подола платья Кати» — на развитие тактильных ощущений, силы выдоха, умения длительно «пропеть» звук.

Взрослый предлагает ребёнку, прокатывая горошинку по всей длине, проговаривать на одном выдохе 1 звук (гласный, С, З, Ш, Ж).

Усложнение – проговорить слог, слово, небольшую фразу.

Используя данное игровое пособие и дидактическую куклу, можно придумать множество игр (игровых действий). Фантазия, творчество и самостоятельность ребёнка приветствуется.

Желаем удачи!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год