Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Логопедия
Автор: Костикова Надежда Владиславовна   
20.05.2019 23:45

Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиФормы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Костикова Н.В., учитель-логопед МБДОУ № 83 г. Мурманск

Нарушения слоговой структуры слов представляют значительную сложность для логопедической работы. Эти нарушения сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологический структурой слова. Дети более старшего дошкольного возраста часто сознательно избегают употребления наиболее трудно =-0произносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии и фонематической дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с болезненным переживанием этих явлений. При нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием, как слоговая структура слов.

 

Анализируя литературные источники Р.Е. Левиной, А.К. Марковой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Четверушкиной, З.Е. Агранович, а также собственный опыт, мы пришли к выводу, что неоправданно связывать вопросы коррекции нарушений слоговой структуры слов только с проблемами формирования звукопроизношения. Именно нарушение слоговой структуры является ключевым симптомом наличия общего недоразвития речи у ребенка. Потому мы предлагаем отвести нарушению слоговой структуры особое место как при обследовании детей с речевой патологией, так и в процессе коррекционного воздействия.

В результате обследования чаще всего выявляется наряду с сокращениями числа слогов, их перестановками, искажениями и замещениями нарушение воспроизведения стечений согласных звуков. Данный дефект Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина выделяют как самый распространенный при произношении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

При формировании слоговой структуры слов мы предлагаем применять в качестве вспомогательного средства зрительные и жестовые символы гласных и согласных звуков, что способствует более успешному формированию у детей навыков звукового анализа. На каждого ребенка в группе имеется раздаточный материал со зрительными символами звуков по методическим рекомендациям Т.А. Ткаченко. Для проведения углубленной работы по данной теме предметно-развивающая среда в группе была пополнена специальным уголком по исправлению нарушений слоговой структуры слов, где на каждую лексическую тему имеются словарики трудных слов, специальные коррекционные упражнения Н.С. Четверушкиной, картотеки по формированию слоговой структуры слова, многофункциональные пособия, игры.

Основные принципы коррекции слоговой структуры слов, используемые нами в работе:

  1. Непременное условие для начала работы по коррекции слоговой структуры слов – наличие фонетико-фонематической базы, то есть определенного уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков. На всех видах занятий, используя различные дидактические игры, постоянно работаем над развитием зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления.
  2. В начале обучения ребенку предлагаем упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки.
  3. По мере усложнения речевого материала для коррекции нарушений слоговой структуры (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и рассказам) расширяем звуковую палитру используемых слов: сначала это звуки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звук «Р» и, наконец, различные их комбинации.
  4. На этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал ребенок проговаривает отраженно — вслед за взрослым. К работе привлекаем родителей через домашние тетради, где рекомендуем многократное повторение слов и фраз, вызывающих у детей особые затруднения.
  5. На этапе закрепления навыков воспроизводим заученные стихи, скороговорки, рассказы.
  6. На заключительном этапе навыки точного воспроизведения слоговой структуры слов окончательно автоматизируем в самостоятельной речи (составление предложений, рассказов, диалог на заданную тему и пр.).

Стараемся, чтобы дети неоднократно повторяли заученное в различных ситуациях: в своей группе, в группах для младших дошкольников, перед родителями, на утренниках.

7. В случае возникновения у ребенка затруднений слогового состава слово произносим медленно, раздельно по слогам, одновременно производя следующие действия:

  • прохлопывание его слоговового контура;
  • отстукивание молотчком;
  • «прошагивание по кочкам, камушкам»;
  • выкладывание с помощью камушков марблс;
  • зарисовывание короткими полосками;
  • закрашивание кружков.

Для этих упражнений в уголке для работы над коррекцией слоговой структуры слов имеется разнообразный раздаточный материал.

8. Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания. При многократном повторении в ходе отработки слогового состава слова параллельно закрепляем его значение, для чего слова включаем в различные предложения до полного усвоения его семантики и слогового состава.

В ходе коррекции нарушений слоговой структуры слов мы используем значительное повышение лексической планки: не ограничиваем лексику детей с ОНР обиходно-бытовыми рамками, стараемся использовать слова со сложной слоговой структурой (поверхность, горно-химический комбинат, компьютер, фантастический), но обязательно после овладения детьми произношением слов, входящих с их состав. Эти приемы мы используем на втором году обучения детей с ОНР в логопедической группе.

Вся проводимая в течение двух лет работа по коррекции нарушений слоговой структуры слов дает возможность детям-логопатам успешно усваивать школьную программу по родному языку.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год