Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Программа "Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте" в условия ФГОС
Логопедия
Автор: Дзисюк Виктория Фаритовна   
14.09.2016 10:02

Программа Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте в условия ФГОСПрограмма "Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте" в условия ФГОС

Дзисюк Виктория Фаритовна Учитель-логопед г. Красноярск, МБУ ЦППМиСП№9

Пояснительная записка

Актуальность и социальная значимость данной работы подтверждается значительным ростом количества учащихся-дисграфиков. Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дисграфия является не только серьёзным препятствием в овладении письмом и чтением, но и влечёт за собой изменения в характере ребёнка (вторичные аффективные наслоения). Таким детям нужна своевременная, квалифицированная помощь. Целесообразнее и значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе.

 

Скачать полный конспект

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи. (1)

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Предлагаемая программа предназначена для профилактики дислексии и дисграфии и закрепления употребления лексико-грамматических категорий в речи детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи со II-III уровнем речевого развития.

Теоретической и методической основой Программы являются:

  • учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения;
  • исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. (5)

Цели Программы:

  • Обеспечение системы средств и условий для профилактики дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
  • Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы по русскому языку в общеобразовательной школе, обусловленных недоразвитием речевой функции у старших дошкольников.

Задачи Программы:

  • Устранение дефектов слоговой структуры и развитие фонематического слуха.
  • Развитие навыков звукового анализа.
  • Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Целевые ориентиры:

В результате освоения программы ребенок должен хорошо овладеть устной речью, а именно: использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний; пересказывать небольшие рассказы, составлять рассказы о предмете по плану и образцу, по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок.

Ребенок должен научиться различать понятия “звук”, “слог”, “предложение”. Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Должен находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Ребенок должен согласовывать слова в предложении (в роде, в числе и падеже), образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками и прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Употреблять в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. В конце обучения ребенок не только овладеет алфавитом, но и освоит послоговое чтение. (2)

Таким образом, настоящая коррекционная программа позволяет сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период и создать предпосылки для дальнейшего успешного обучения детей в общеобразовательной школе.

Программа рассчитана на детей 5 – 7 лет. Рекомендована для интенсивной подготовки детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи (осложненным и неосложненным), для детей с фонетико-фонематической недостаточностью, а также для детей, овладевающих русским языком.

Срок реализации Программы – 2 года.

Содержание изучаемого курса

Содержание Программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушениями речи приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Данная Программа предполагает занятия, направленные на развитие всех сторон речи дошкольника.

1. Развитие фонетико-фонологического умения.

Овладение фонетико-фонологическими категориями

1. 1. Формирование фонематического слуха (слухового внимания) – умения различать на слух звуки родного языка.

1. 2. Обучение правильным артикуляторным навыкам произнесения звуков родного языка (с использованием объяснения положения органов артикуляции во время произнесения звука, артикуляторной гимнастики).

1. 3. Овладение навыками звукового анализа и синтеза:

  • овладение звуковыми характеристиками (согласный / гласный, твердый / мягкий, глухой / звонкий);
  • определение местоположения звука в слове.
  • овладение навыками слогового анализа и синтеза:
  • определение количества и последовательности слогов;
  • определение ударности слога. (3)

2. Развитие лексико-грамматических умений.

2. 1. Формирование лексикона.

  1. Формирование предметного, глагольного и словаря признаков.
  2. Обучение установлению родовидовых, антонимических, родственных отношений.
  3. Обучение дифференциации понятий “слово”, “предложение”, “рассказ”.
  4. Овладение грамматическими категориями.
  5. 2. Формирование словоизменительных навыков:
  • овладение категорией единственного и множественного числа существительных (с использованием продуктивных, затем непродуктивных моделей);
  • овладение падежной категорией существительных (в последовательности – именительный, винительный, родительный, дательный, творительный, предложный);
  • овладение предложно-падежными конструкциями (предлоги вводятся в последовательности: на, под, в, за, к, от, по, из, с (со), над, из-под, из-за, между, через);
  • обучение согласованию существительных с количественными, собирательными и порядковыми числительными;
  • обучение понятию рода прилагательных и согласованию существительных с прилагательными в роде, числе и падеже;
  • обучение употреблению глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе;
  • обучение употреблению глаголов в 1-м, 2-м, 3-м лице настоящего времени в единственном и множественном числе;
  • обучение употреблению глаголов прошедшего времени в единственном и множественном числе, согласованию существительных с глаголами прошедшего времени;
  • обучение употреблению глаголов будущего времени в единственном и множественном числе;
  • обучение согласованию существительных с притяжательными местоимениями.

2. 3. Формирование словообразовательных навыков:

  • обучение образованию существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • обучение образованию существительных при помощи увеличительных суффиксов;
  • обучение образованию качественных прилагательных с использованием графических символов;
  • обучение образованию относительных прилагательных с использованием предметных картинок;
  • обучение образованию притяжательных прилагательных с использованием предметных картинок;
  • обучение образованию сравнительной и превосходной степени прилагательных;
  • обучение образованию наречий от прилагательных;
  • обучение образованию прилагательных от наречий;
  • обучение образованию приставочных глаголов настоящего времени;
  • обучение образованию сложных слов. (4)

2. 4. Формирование синтаксических навыков:

  • обучение элементам синтаксического анализа предложения с использованием графических символов;
  • обучение построению сложносочиненных предложений с причинно-следственной, временной связью;
  • обучение пониманию логико-грамматических конструкций.

2. 5. Развитие связной речи.

  • Обучение пониманию текстов повествовательного и описательного характера.
  • Обучение самостоятельному продуцированию / репродуцированию текстов повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ / пересказ).
  • Формирование монологического высказывания.
  • Формирование умения вести диалог с собеседником.

Нарушения письменной речи у детей являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Логопедическая работа носит дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка. До настоящего времени в логопедии недостаточно разработан психолингвистический аспект коррекции нарушений письменной речи, представляющий собой значимую проблему совершенствования логопедического воздействия.

Список литературы:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.
  2. Оглоблина И.Ю. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников
  3. Ахутина Т.В. Хотылева Т.Ю. Галактионова О.Г. Профилактика и преодоление трудностей в обучении на раннем этапе. Методическое пособие
  4. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи

Приложение. Учебно-тематический план на первый год цикла

№ Недели Темы занятий

  1. Понятие “гласный звук”. Звук “А”, определение места звука в слове. Буква “А”. Предметы, соотнесение с вопросами “Кто? Что? ” Им. падеж имен существительных в ед. и мн. числе. Речевые и фонетико-фонематические игры, развитие мелкой моторики, логоритмика. Развитие графических навыков.
  2. Звук “У”, определение места звука в слове. Буква “У”. Дифференциация звуков “А-У”. Звуковой анализ звукосочетаний “АУ”, “УА”. Одушевленные и неодушевленные предметы. Обозначение слова-предмета символом. Многозначные существительные. Речевые и фонетико-фонематические игры, работа с кассой букв, логоритмика. Развитие графических навыков.
  3. Звук “О”, определение места звука в слове. Буква “О”. Дифференциация звуков “А-У-О”. Понятие “слово-действие”, соотношение слова-действия с вопросом “Что делать? ”. Обозначение слов-действий символом. Многозначные глаголы. Речевые и фонетико-фонематические игры, логоритмика. Развитие графических навыков.
  4. Звук “И”, определение места звука в слове. Буква “И”. Звуковой анализ словосочетания “ИА”. Дифференциация звуков “А-У-О-И”. Закрепление навыка определения места гласного звука в слове. Количественные числительные “один, одна, одно”. Согласование количественных числительных с именами сущ-ми в роде. Речевые и фонетико-фонематические игры, логоритмика. Развитие графических навыков, развитие мелкой моторики.
  5. Звук “Ы”, определение места звука в слове. Буква “Ы”. Дифференциация звуков “Ы-И”. Игры на соотнесение звуков “А, У, О, И, Ы” с буквами. Понятие “предложение”. Различие понятий “слово” и “предложение”. Составление предложений из двух слов по схеме. Речевые и фонетико-фонематические игры, работа с кассой букв, логоритмика. Развитие графических навыков.
  6. Звук “Э”, определение места звука в слове. Буква “Э”. Определение звуков “А, У, О, И, Ы, Э” в словах в разных позициях. Понятие “слово-признак”, соотнесение с вопросами “Какой? Какая? Какое? ”. Подбор качественных прилагательных по цвету, размеру, форме. Согласование качественных прилагательных с сущ-ми в роде и числе. Обозначение слов-признаков символом. Составление словосочетаний со словами-признаками по схеме. Составление словосочетаний с противительным союзом “а”. Речевые и фонетико-фонематические игры, логоритмика. Развитие графических навыков.
  7. Понятие “согласный звук”. Звук “П”. Понятие “глухой звук”, “твердый звук”. Определение места звука “П” в слове. Буква “П”. Звук “ПЬ”. Понятие “мягкий звук”. Дифференциация звуков “П-ПЬ” по твердости-мягкости. Понятие “слог”. Прямые и обратные слоги “ПА-АП”. Звуковой анализ слогов. Многозначные существительные. Речевые и фонетико-фонематические игры, работа с кассой букв, логоритмика. Развитие графических навыков.
  8. Звук “Б”. Понятие “звонкий звук”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Звук “БЬ”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Дифференциация звуков “Б-БЬ” по твердости-мягкости. Дифференциация звуков “П-Б”, “ПЬ-БЬ” по твердости-мягкости, по звонкости-глухости. Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Знакомство с ласкательными именами людей. Речевые и фонетико-фонематические игры, логоритмика. Развитие графических навыков, развитие мелкой моторики.
  9. Звук “М”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Деление одно- и двусложных слов на слоги. Звук “МЬ”. Характеристика звука. Звукослоговой анализ слов. Дифференциация звуков “М-МЬ” по твердости-мягкости. Образование существительных при помощи увеличительных суффиксов. Речевые и фонетико-фонематические игры, работа с кассой букв, логоритмика. Развитие графических навыков.
  10. Звук “Н”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Звук “НЬ”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Звукослоговой анализ слов. Дифференциация звуков “Н-НЬ” по твердости-мягкости. Притяжательные местоимения “мой, моя”. Соотнесения их с существительными мужского и женского рода. Речевые и фонетико-фонематические игры, логоритмика. Развитие графических навыков, развитие мелкой моторики.
  11. Звук “Т”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Звукослоговой анализ слов.. Звук “ТЬ”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Дифференциация звуков “Т-ТЬ” по твердости-мягкости. Согласование глаголов в третьем лице ед. числа прошедшего времени с сущ-ми муж. и жен. рода.. Речевые и фонетико-фонематические игры, логоритмика. Развитие графических навыков.
  12. Звук “Д”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Звукослоговой анализ слов.. Звук “ДЬ”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Дифференциация звуков “Д-ДЬ” по твердости-мягкости. Дифференциация звуков “Т-Д”, “ТЬ-ДЬ” по твердости-мягкости, по звонкости-глухости. Приставочные глаголы. Глаголы – антонимы. Речевые и фонетико-фонематические игры, работа с кассой букв, логоритмика. Развитие графических навыков.
  13. Звук “К”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Звук “КЬ”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Звукослоговой анализ слов. Дифференциация звуков “К-КЬ” по твердости-мягкости. Падежные конструкции. Винительный падеж сущ-ого в ед. числе. Обучение различий вопросов “Кого? Что? ”. Составление предложений по схеме. Речевые и фонетико-фонематические игры, логоритмика. Развитие графических навыков, развитие мелкой моторики.
  14. Звук “Г”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Звукослоговой анализ слов.. Звук “ГЬ”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Дифференциация звуков “Г-ГЬ” по твердости-мягкости. Дифференциация звуков “К-Г”, “КЬ-ГЬ” по твердости-мягкости, по звонкости-глухости. Речевые и фонетико-фонематические игры, работа с кассой букв, логоритмика. Развитие графических навыков.
  15. Звук “Х”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Звук “ХЬ”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Дифференциация звуков “Х-ХЬ” по твердости-мягкости. Образование относительных прилагательных. Речевые и фонетико-фонематические игры, логоритмика. Развитие графических навыков, развитие мелкой моторики.
  16. Дифференциация звуков “К-Г-Х” и “КЬ-ГЬ-ХЬ” по звонкости-глухости. Фонетические игры со звуками. Использование в речи относительных прилагательных. Работа с кассой букв, логоритмика. Развитие графических навыков.
  17. Звук “Ф”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Звукослоговой анализ слов.. Звук “ФЬ”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Дифференциация звуков “Ф-ФЬ” по твердости-мягкости. Падежные конструкции. Винительный падеж сущ-ого в ед. числе. Обучение различий вопросов “Кому? Чему? ”. Составление предложений по схеме. Речевые и фонетико-фонематические игры, работа с кассой букв, логоритмика. Развитие графических навыков.
  18. Звук “В”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Звукослоговой анализ слов.. Звук “ВЬ”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Дифференциация звуков “В-ВЬ” по твердости-мягкости. Дифференциация звуков “Ф-В”, “ФЬ-ВЬ” по звонкости-глухости. Падежные конструкции. Родительный падеж сущ-ых в ед. числе. Обучение различий вопросов “Кого? Чего? ”. Составление сложных предложений с сущ-ми в родительном падеже ед. числе с предлогом “у” и с противительным союзом “а”. Работа с кассой букв, логоритмика. Развитие графических навыков.
  19. Звук “С”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Звукослоговой анализ слов. Звук “СЬ”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Дифференциация звуков “С-СЬ” по твердости-мягкости. Падежные конструкции. Творительный падеж сущ-ых в ед. числе. Обучение различий вопросов “Кем? Чем? ” Составление предложений по схеме. Речевые и фонетико-фонематические игры, работа с кассой букв, логоритмика. Развитие графических навыков.
  20. Звук “З”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Звукослоговой анализ слов.. Звук “ЗЬ”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Дифференциация звуков “З-ЗЬ” по твердости-мягкости. Дифференциация звуков “З-С”, “ЗЬ-СЬ” по звонкости-глухости. Образование притяжательнях прилагательных. Речевые и фонетико-фонематические игры, логоритмика. Развитие графических навыков, развитие мелкой моторики.
  21. Составление слов из разрезной азбуки. Фонетические игры со звуками. Падежные конструкции. Предложный падеж сущ-ых в ед. числе. Обучение различий вопросов “О ком? О чем? ”. Составление предложений с сущ-ми в предложном падеже ед. числа с предлогом “о”. Логоритмика. Развитие графических навыков, развитие мелкой моторики.
  22. Звук “Ш”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Звукослоговой анализ слов. Сочетание букв “ШИ”. Образование притяжательных прилагательных. Речевые и фонетико-фонематические игры, работа с кассой букв, логоритмика. Развитие графических навыков.
  23. Дифференциация звуков “Ш-С” по звонкости-глухости. Слова-паронимы. Употребление в речи простого предлога “на”. Речевые и фонетико-фонематические игры, работа с кассой букв, логоритмика. Развитие графических навыков.
  24. Звук “Ж”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Звукослоговой анализ слов. Сочетание букв “ЖИ”. Дифференциация звуков “Ж-Ш” по звонкости-глухости. Употребление в речи простого предлога “под”. Речевые и фонетико-фонематические игры, работа с кассой букв, логоритмика. Развитие графических навыков.
  25. Дифференциация звуков “Ж-З” по способу образования (шипящие — свистящие). Дифференциация простых предлогов “на” — “под”. Речевые и фонетико-фонематические игры, работа с кассой букв, логоритмика. Развитие графических навыков.
  26. Звук “Ч”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Звукослоговой анализ слов. Сочетание букв “ЧА” и “ЧУ”. Дифференциация звуков “Ч-ТЬ” по способу образования. Употребление в речи простого предлога “в”. Речевые и фонетико-фонематические игры, логоритмика. Развитие графических навыков, развитие мелкой моторики.
  27. Звук “Щ”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Звукослоговой анализ слов. Сочетание букв “ЩА” и “ЩУ”. Дифференциация звуков “Щ-Ч”. Дифференциация простых предлогов “в” — “на”. Работа с кассой букв, логоритмика. Развитие графических навыков.
  28. Дифференциация звуков “Щ-Ш” по твердости-мягкости. Дифференциация звуков “Щ-СЬ” по способу образования. Употребление в речи простого предлога “за”. Речевые и фонетико-фонематические игры, работа с кассой букв, логоритмика. Развитие графических навыков.
  29. Звук “Ц”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Звукослоговой анализ слов. Дифференциация звуков “Ц-С”. Употребление в речи простого предлога “к”. Речевые и фонетико-фонематические игры, работа с кассой букв, логоритмика. Развитие графических навыков.
  30. Звук “Й”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Звукослоговой анализ слов. Употребление в речи простого предлога “от”. Речевые и фонетико-фонематические игры, логоритмика. Развитие графических навыков, развитие мелкой моторики.
  31. Звук “Л”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Звукослоговой анализ слов. Звук “ЛЬ”. Характеристика звука, определение места звука в слове. Дифференциация звуков “Л-ЛЬ” по твердости-мягкости. Дифференциация простых предлогов “к” — “от”. Работа с кассой букв, логоритмика. Развитие графических навыков.
  32. Дифференциация звуков “Й-ЛЬ”. Употребление в речи простого предлога “по”. Речевые и фонетико-фонематические игры, логоритмика. Развитие графических навыков, развитие мелкой моторики.
  33. Повторение пройденного материала. Определение места звуков в словах. Звукослоговой анализ слов. Итоговое занятие по предлогам. Применение порядковых числительных (в пределах 10). Работа с кассой букв, логоритмика. Развитие графических навыков.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год