Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование игровых приемов на этапах автоматизации звуков в коррекционной работе с дошкольниками
Логопедия
Автор: Маринчева Екатерина Вячеславовна   
16.10.2016 22:11

Использование игровых приемов на этапах автоматизации звуков в коррекционной работе с дошкольникамиИспользование игровых приемов на этапах автоматизации звуков в коррекционной работе с дошкольниками

Выполнила учитель-логопед ГБОУ школа №763 ДО-3 Маринчева Екатерина Вячеславовна

Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма.

Нарушения звукопроизношения могут способствовать формированию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении.

Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:

Развитие моторики речевого аппарата

 

Скачать презентацию

Отработка правильного произношения звуков

Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в речевом потоке

Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи

I. Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний, по мнению Е. А. Пожиленко, способствует расширению и обогащению его речевого опыта. Последовательная смена серии слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата, способствует выработке правильных артикуляционных укладов. На слоговом материале можно одновременно развивать фонематический слух, чувство ритма, внимание и слуховую память, формировать умение выражать эмоции мимикой. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев способствует развитию мелкой моторики.

II. Автоматизацию звука в словах следует проводить в сочетании с обогащением словаря и усвоением грамматических категорий языка – словообразования и словоизменения. Развитию навыка словообразования способствуют задания: «Скажи ласково», «Придумай новое слово». Кроме существительных следует как можно чаще включать в занятия и другие части речи-прилагательные, наречия, глаголы.

III. Автоматизация звука в словосочетаниях, являющихся базой для составления предложения, — сложное языковое явление. На этом этапе отрабатываются следующие задания: подбор предметов к действиям, подбор действий к предметам, согласование существительного с прилагательными и числительным или местоимением; местоимений с существительным.

IV. Автоматизация звуков в предложениях — стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативной функции речи. Работу необходимо сочетать с введением в речь разных типов предложений, постепенно усложняя для овладения детьми предложно-падежным управлением, навыками употребления в речи простых и сложных предложений.

V. Автоматизация звука в чистоговорках — закрепление звука в рифмованной речи, формирование навыка правильного употребления падежных окончаний; развитие воображения, просодических компонентов речи, чувство ритма, наиболее результативного сочинения чистоговорок детьми.

VI. Автоматизация звука в загадках стихах — развитие просодических компонентов речи и формирование правильного дыхания. Можно совмещать эту работу с заданиями на звукослоговой анализ и синтез, выделение слов с заданным звуком, подбор рифм, самостоятельное придумывание стихов и кроссвордов.

VII. Автоматизация звука в самостоятельной речи — обучение пересказу рассказа, способствующему развитию воображения и творческих способностей дошкольника.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Могут пройти месяцы упорных занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

Известный дефектолог М.Е. Хватцев пишет: «Логопедическая работа должна осуществляться в виде специальных групповых и индивидуальных игр, активизирующих ребенка к разговору и служащих прекрасным средством совершенствования его речи»

Игра — одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры понадобилось бы много времени и усилий.

За годы работы мною были опробованы игровые задания для индивидуальных и подгрупповых занятий по автоматизации и постановке звуков.

Автоматизация звуков в слогах — важный, но мало интересный для ребенка вид работы заключающийся в многократном повторении за логопедом. Но если к этому процессу подключить зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, так как даст возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах:

Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.

Загибать поочередно пальцы и произносить слоги

Поставить ладони на стол, сжимать и разжимать пальцы, произнося слоги.

Произносить слоги, надавливая подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.

Отгадать загадки про зверят и помочь героям добраться к их любимой еде, проводя пальцем по линиям и произнося слоги: СА, СО, СУ, СЫ

Помочь пароходику добраться до острова, проводя пальцем по волнам, произнося слоги.

Помочь бабочке сесть на цветок, проводя пальцем по пути ее полета и произнося; СА, СО. СУ, СЫ. Можно это делать карандашом на листе бумаги.

Проговаривать слоги АС, ОС, УС, ЫС и нарисовать, как разматывается клубок. Нарисовать путь самолета АСА-ОСО-АСУ-АСЫ. Нарисовать путь рыбки, произнося слоги СТА-СТО-СТУ-СТЫ.

Провести ровные дорожки по пунктирным линиям и произнести слоги: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ.

Показать, как ползет крокодил, плывет рыбка. Провести карандашом прямую, волнистую и наклонную линию, проговаривая слоги АЛ, ОЛ-УЛ, ЫЛ.

Повторять слоги АЛА, АЛО, АЛЫ, АЛУ, одновременно обводить линии взлетов и приземлений летательных предметов.

Обвести волны, в которых плавают дельфины, произнося слоги ГЛА-ПЛА-СЛА-ФЛА.

Произносить слоги: АР-ОР-УР-ЕР-ЯР, одновременно рисуя путь ракеты.

В работе над автоматизацией звука в слогах можно использовать игрушки из «киндер-сюрприза». Дети очень любят эти игрушки и стараются произносить звуки в слогах правильно.

  • Скажи столько раз слог ЛА, сколько игрушек я поставлю.

Выбери львят, дельфинов, крокодильчиков и скажи столько же раз слог СА, СО, СУ, СЫ

Если скажешь правильно львята попадут в Африку, помоги им.

Скажи столько раз слог АС, ОС, УС сколько красных, желтых и синих карандашей я показала.

Выбери только красные шарики и скажи столько же раз слог ЛА.

Использование лексических тем служат богатым материалом на этапе автоматизации звука в слогах.

Веселый повар решил сварить компот, что ему для этого понадобится? Назови одним словом. Проговаривая слоги АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЕШ, ЯШ, проводи линии от фруктов к повару.

«ОДЕЖДА»

Провести линии от клубочка к иголочке, подобрав нужный цвет.

Повторить слоги: АШ-ОШ-УШ-ИШ

Ответить на вопросы: Из чего связана шапочка? (из шерсти) Какая шапочка? (шерстяная) Какого она цвета? (…)

«Коза и козлята»

Посмотри на картинку и скажи, куда спрятаны козлята, откуда выглядывают козлята?

Провести дорожки от козлят к маме-козе, проговаривая слоги ЗА-ЗЫ-ЗО-ЗУ.

Эти упражнения по развитию пальцевой моторики для автоматизации звуков в слогах стимулируют действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении дефектов произношения у детей, совершенствуют внимание и память, облегчают усвоение навыков письма. Чем больше анализаторов задействовано в коррекционной работе над звукопроизношением, тем эффективнее ее результат.

Упражнения на автоматизацию звука в слогах и словах:

«Подбери слово»

В предложении потерялись слова. Я буду называть предложение, а ты его закончи. Только твое слово должно быть со звуком Л (Мама купила … лыжи, юлу, стул).

«Рассмеши Несмеяну»

Несмеяна сидит высоко, но мы построим мостик. Выложи бревнышки моста — карточки со звуком «Л» по правилу: сперва бревнышки: слова из 1 слога, потом из 2 слогов, потом из 3 слогов. А теперь, взобравшись к Несмеяне, будем ее смешить, для этого назови любую картинку 5 раз с различной интонацией.

«Бабочки»

Очень любят летать, особенно над свист поляной. На столе карточки со звуком С. Бабочка должна опылить как можно больше цветов на поляне. Она должна сесть на цветок и назвать его.

«Слова-друзья»

Перед ребенком карточки со звуком С, С’, З,З’. Ребенок должен собрать друзей, причем дружить могут

- только те слова, в которых совпадают число слогов

- слова которые начинаются с одного звука

Автоматизация изолированного звука в слогах, коррекция неречевых психических функций.

Монотонность упражнения на автоматизацию часто приводят к тому, что ребенок закрепляет звук, только на занятиях у логопеда, а дальше не хочет заниматься этой утомительной работой.

Грамотно составленные домашние задания помогут предотвратить эту ситуацию.

Рассмотрим варианты домашних заданий, совмещающих автоматизацию звуков с развитием сенсорных функций, зрительного и слухового внимания, памяти, устной речи. Большинство заданий можно использовать для автоматизации любого звука.

Распутай веревочку (на развитие оптико-пространственного восприятия и зрительного внимания)

Автоматизация звуков в слогах. Коррекция неречевых психических функций.

«Перепутанные картинки»

«Обвести по точкам»

«Придумай рифму»

Автоматизация звука в словах. Работа над лексической темой.

Расширение словаря существительных по определенной теме: Упражнение «угадай профессию»

Задача: ответить на вопросы

Кто готовит еду? (повар)

Кто сочиняет музыку? (композитор)

Кто водит машину? (шофер)

Развитие словарного запаса.

Упражнение «животные» (назвать картинки с изображением животных и птиц, в названии которых есть звук «Р» — корова, ворона, рысь, крот, крокодил, верблюд, тигр)

Упражнение «запомни, повтори одним словом»

Назови… брусника, морошка, черника (ягоды)

Топор, рубанок (инструменты)

Груша, персик, гранат (фрукты)

Рубашка, шорты, куртка (одежда)

Автоматизация звука в словах, работа над грамматической системой речи.

Закрепление форм множественного числа глаголов в настоящем времени

Упражнение «Один и вместе»

Задание: рассмотреть картинки и соединить похожие. Назвать, чем похожие картинки отличаются (Повар готовит – повара готовят).

Закрепление форм именительного падежа, множественного числа.

Упражнение «Один-много»

Задание: назвать один предмет и много таких предметов (пчела-пчелы, кукла-куклы)

Закрепление форм винительного и дательного падежа существительных.

Упражнение «Угощение»

Задание: рассказать, чем надо накормить каждого из этих животных (воробью – зерно,

Закрепление навыков согласования существительных с порядковыми числительными.

Упражнение «Считаем до 5»

Ребенок дает картинки, в названии которых есть требуемый звук.

Задание: назвать картинки и сосчитать по образцу – одна рыбка, две рыбки.

Автоматизация звука в словах, развитие навыков словообразования

 

Использование суффиксов онок/енок, от/ят.

Упражнение «детеныши». Даны картинки с изображениями дельфина, лисы, тюленя, льва и их детей. Задание: помочь мамам найти своих детей, назвав их:

У лисы – лисенок У льва — …

Образование притяжательных прилагательных.

Упражнение «Чей, чья, чье?» Задание: как сказать иначе (клюв вороны – вороний клюв, рог барана – бараний …)

Образование относительных прилагательных.

Упражнение «Скажи какой?» Задание: Скажи иначе (сок из груши – грушевый, яблоко – яблочный пирог)

Рассмотренные задания позволяют при закреплении звука одновременно развивать у дошкольников предпосылки письменной речи, т.е. базис письма. Таким образом разумно подобранные домашние задания позволят в ходе коррекции звукопроизношения проводить профилактику дисграфии, не увеличивая при этом объема самих заданий и не создавая для ребенка дополнительной нагрузки.

Спасибо за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год