Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Что такое самостоятельный ребенок
Для Мам и Пап
Автор: Мария Воронухина   
06.12.2014 16:33

Что такое самостоятельный ребёнок.Что такое самостоятельный ребёнок.

 Самостоятельность – очень важная черта личности человека и очень неоднозначная. Как часто мы сетуем на неумение нашего ребёнка занять себя, придумать игру, на его неспособность выполнить простейшую просьбу: у него всё валится из рук, самое элементарное задание вызывает затруднение, действия неуклюжи; начатое дело не доводит до конца, отвлекается, если не проконтролировать. Приходится с сожалением констатировать: самостоятельность не сформирована. А может, она просто несвойственна детям до определённого возраста? Тогда в каком возрасте возникает? Можно ли её целенаправленно формировать? Если да, то когда и как?

 Припомните, пожалуйста, когда ваш ребёнок впервые заявил: «Я сам». В связи с чем? Происходит это, как правило, между вторым и третьим годами жизни. Приблизительно в этом возрасте, на границе раннего и дошкольного возраста, ребёнок начинает отстаивать своё право на самостоятельное осуществление действий. Средства защиты этого права самые разнообразные; их арсенал неистощим. Если взрослые поддерживают его, излишне не опекают, понимают, то тогда успешно развивается эта положительная черта характера.

 Степень и уровень самостоятельности позволяет определить это качество как нечто, имеющее общую, единую структуру на всех уровнях и при любой степени выраженности. Общность структур, независимо от конкретного содержания, заключается в том, что всякий раз, осуществляя деятельность, индивид демонстрирует особое качество с опорой только на собственные знания, умения и навыки. У дошкольника это качество чаще всего проявляется в предметной деятельности, у школьника – в учебной, интеллектуальной, у взрослого – в трудовой. Следовательно, содержательна любая деятельность, но является самостоятельной только тогда, когда совершающий её человек овладевает ею в полном объёме, т.е. становится её носителем. В связи с этим самостоятельность можно определить как особый момент становления целостной деятельности, как критерий степени овладения этой деятельностью.

 Одна из первых целостных деятельностей – предметная. Её формирование завершается приблизительно к трём годам, с появлением способности исполнить её без поддержки окружающих.

Овладение предметной деятельностью представляет собой процесс постепенного приобщения ребёнка к культурно – историческому опыту предшествующих поколений, материализованному в окружающих его предметах. Осуществляется этот процесс путём присвоения ребёнком способов общепринятых (специфических) действий с предметами. Как конкретно это происходит? Ведь на предметах не написан способ действия с ними. Для того чтобы уметь пользоваться ими, необходимо, чтобы кто-то открыл их назначение. Таким посредником становится взрослый, а общение с ним – основным каналом передачи опыта. Без его помощи ребёнок не способен к правильным предметным действиям.

 

Наступает время, когда значимость своего продукта малыш будет оценивать сам. Происходит это около трёх лет его жизни или чуть позже. Овладение способностью соотносить результат в деятельности с предварительным намерением – последний компонент в становлении целостной деятельности, а следовательно, и самостоятельности. Овладев всеми тремя компонентами предметной деятельности – мотивационной, исполнительской и контроля, малыш оказывается способным воспроизводить её самостоятельно. Только в этот момент он становится истинно самостоятельным. Только постепенно изжив в своих предметных действиях элемент содействия взрослого, ребёнок становится самостоятельным. Но, не пройдя этой школы взаимодействия, ребёнок не станет самостоятельным. Вот почему не все дети, достигнув трёхлетнего возраста, просят, чтобы им разрешили действовать самостоятельно. Они слишком рано оказались без помощи и поддержки родителей. Их слишком рано и интенсивно приобщали к самостоятельности, а они ещё были к этому не готовы. И, как результат, «синдром беспомощности».

 

Однако почему самостоятельность в предметной деятельности (в частности, в самообслуживании) у детей 5 – 6 лет падает? Почему ребёнок перестаёт одеваться сам? Да потому, что предметная деятельность в этот возрастной период перестаёт быть ведущей – сменяется другой, в которую переносятся все его интересы. Его предметная самостоятельность, некогда изумлявшая родителей, становится для окружающих само собой разумеющейся. Вот ребёнок и не стремится к ней. Не значимая для других, она незначима и для него самого.

 Итак, подведём итоги и ещё раз выделим основные этапы становления самостоятельности.

         1. Самостоятельность – многокомпонентное психическое образование, включающее в себя:

- способность ставить перед собой задачу,

- способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле её достижения,

- способность соотносить полученный результат с исходным намерением.

         2. Данные компоненты самостоятельности возникают в онтогенезе неодновременно. Первые слова «я сам» появляются, как правило, в возрасте двух лет, когда ребёнку самостоятельность свойственна лишь на уровне намерения. Взрослые должны бережно относиться к его инициативе, поощрять её и помогать осуществить задуманное.

         3. Следующий этап – формирование такого компонента самостоятельности как способность совершать целесообразные, ведущие к достижению поставленной цели действия. Родители должны присматривать за играми детей и направлять их действия.

         4. Третий компонент полной самостоятельности – способность ребёнка к оценке своих действий – завершает в целом этот процесс. Однако контроль за успешностью своей деятельности ещё несовершенен и требует коррекции, дополнений и порой защиты от самих детей. Ребёнок, не добившись необходимого результата, бурно переживает свое неумение. Он страдает почти физически, когда его достижение не соответствует замыслу. Поддержите его, вселите уверенность в успехе и порадуйтесь за него – он стал совсем самостоятельным.

 

 

 

 

Воспитатель ГБДОУ №57 Московского района

г. Санкт – Петербурга

Воронухина Мария Владимировна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год