Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование пространственных представлений – необходимое условие обучения дошкольников математике
Математика детям
Автор: Суворова Лидия Дмитриевна   
01.11.2014 18:57

Формирование пространственных представлений – необходимое условие обучения дошкольников математикеФормирование пространственных представлений – необходимое условие обучения дошкольников математике.

Одной из важных задач обучения дошкольников является формирование у них определенного запаса элементарных математических представлений, способствующих более успешной учебе в школе.

Особое место в содержании этой работы занимают количественные представления. Но прежде, чем освоить счет, количество, сравнение предметов по количеству, дети должны научиться сопоставлять их по внешним, хорошо воспринимаемым, конкретным и наглядным признакам. Поэтому в программу обучения входят различные области математической действительности: величина и форма предметов, пространственная и временная ориентировка и, наконец, количество и счет. В результате такой работы дети учатся абстрагировать количество как особый признак, независимый ни от каких других.

Необходимым компонентом математической подготовки детей к школе является наличие и полнота пространственных представлений. Недоразвитие пространственных ориентировок является одной из причин затрудненного овладения детьми навыками счета, чтения, письма, рисования, конструирования, овладения трудовыми навыками.

Важную роль в том, насколько успешно дошкольники овладевают представлениями о пространстве, играют содержание и организация образовательного процесса. Чтобы работа по данному направлению была более целенаправленной, следует выделить характеристики или параметры пространства: вверху-внизу, справа-слева, впереди-сзади, вокруг, рядом, между, над-под, перед, за и др. Исходной в освоении ребенком пространственных направлений служит ориентировка в схеме собственного тела. Многие дети плохо различают правую и левую руки, плохо знают пространственное положение других частей тела, неуверенно владеют их словесными обозначениями. А это тормозит формирование других, более сложных видов пространственной ориентировки с точкой отсчета от себя и ориентировкой между предметами.

Этапы пространственной ориентировки на себя, от себя и от объектов не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в различные отношения.

Особое значение имеет выбор дидактического материала. Развивающее воздействие на детей оказывают игры типа: «Путешествие по комнате», «Найди игрушку», «Угадай, что где находится», «Отгадай, кто где стоит», «Встань там, где я скажу» и др. Используются планы, схемы, рисунки, модели, таблицы с различным расположением предметов.

Обучающая задача заключается в том, чтобы пространственный образ был целостным и включал в себя как двигательные, так и зрительные параметры, соединенные соответствующим словом. Своевременное и правильное соединение полученных представлений со словом является чрезвычайно важной задачей, т.к. представления, не закрепленные словом, оказываются расплывчатыми, приводят к смешению детьми параметров пространства.

Важное место в работе отводится ориентировке в пространстве листа бумаги, в пространстве клетки, строчки. Значительную трудность у детей вызывают задания, содержащие два или более условия (например, в верхнем левом углу, внизу справа, слева у самого края и т.п.). Проводятся игры: «Художники», «Расскажи про свой узор», в которых используются геометрические фигуры.

В системе занятий большое внимание уделяется выполнению детьми разнообразных графических упражнений. Этот вид заданий способствует лучшей ориентировке на листе бумаги, является первым шагом в долгом процессе подготовки детской руки к овладению письмом, в том числе и выполнению письменных заданий по математике.

В развитии пространственных представлений, кроме специальных игр и заданий на занятиях по математике, особую роль играют проводимые воспитателями прогулки, подвижные игры, физкультурные упражнения, занятия по изобразительной деятельности, музыкальные занятия, различные режимные моменты, ориентировка детей не только в своей групповой комнате или на своем участке, но и в помещении всего детского сада. Поэтому в работе по формированию пространственных представлений требуется комплексный подход, реализация которого возможна лишь при четком взаимодействии педагогов, работающих с детьми и родителями детей группы.

Сформированные пространственные ориентировки послужат фундаментом для развития пространственного мышления, помогут детям успешнее овладеть представлениями о расположении чисел и цифр в ряду, подготовят к умению сравнивать числа, к выполнению операций сложения и вычитания (например, число 3 стоит после числа 2; число 3 больше, чем число 2 на 1; число 3 стоит между числами 2 и 4), к решению задач на движение (навстречу, в разные стороны).

Проводя работу по формированию пространственных представлений, следует помнить, что умение ориентироваться в пространстве является одним из условий социально-бытовой адаптации дошкольников и имеет для них жизненно-практическое значение в познании окружающей действительности.

Литература.

1. «Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет». Книга для воспитателей и родителей (под редакцией Столяра А. А.). М., Просвещение, 1991.

2. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». Михайлова З. А., М., Просвещение, 1985.

3. «Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников». Соболева А. В., Ткачева В. В., Москва, 2000.

4. «Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи». Калинченко А. В., М., 2005.

5. «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР». Нищева Н. В., М., 2009.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год