Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Курсовой проект "ИГРЫ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Математика детям
Автор: Михайлова Ольга Олеговна   
23.11.2014 14:46

Курсовой проект ИГРЫ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАІ. ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

 «Природа формирует свои законы языком математики» - эти слова принадлежат Г.Галилею. Действительно, изменения, процессы, происходящие в мире видимых предметов и явлений, протекают одинаково для целых групп, классов объектов.

Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону. Математика дает возможность увидеть, что порядок и определенность, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в истинном искусстве. Интуитивное ощущение гармонии как соразмерности позволяет соединить эстетическое чувство ребенка и его интеллект. Основная цель занятий математикой - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; обилием информации, получаемой ребенком; повышением внимания к компьютеризации; желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей, в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Многие видные психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, А. Н. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у ребят математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета и измерения. Положение программы должны осваиваться последовательно, равномерно и систематически. С этой целью надо продумывать различные формы образовательной работы с детьми, т. е. обучение необходимо проводить не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и во время других видов воспитательной работы (в игре, в процессе выработки трудовых навыков и др.).

Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания детей. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит, и успешным.

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством освоения новых знаний, уточнения, закрепления материала. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в режимные моменты. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять детей в счете, вычислениях.

         В настоящее время в разнообразных программах воспитания и образования дошкольников, в методической литературе предлагается ряд рекомендаций, методов и приемов, которые позволяют развить математические способности старших дошкольников.

         Вместе с тем, анализ литературы показал, что проблеме развития умственных способностей уделяется достаточно внимания. Но, прежде всего, требует решения вопроса об эффективных путях обучения детей различным приемам и способам, развивающим математические способности.

          Следовательно, существуют противоречия между научно-обоснованной теорией развития математических способностей у детей дошкольного возраста недостаточным использованием на практике потенциала дошкольного возраста в развитии интеллектуальных способностей.

          Отсюда вытекает проблема проекта – результаты диагностики детей показали низкий уровень знаний по математическому развитию.

          Решение данной проблемы составляет цель данного проекта.

          Цель: повысить уровень знаний по математическому развитию путем использования игр с математическим содержанием.

 

 


АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

 

Сложившаяся система обучения в дошкольном возрасте, ее содержание и методы ориентированы, в основном, на развитие у детей предметных способов действий, узких навыков, связанных со счетом и простейшими вычислениями, что недостаточно обеспечивает подготовку к усвоению математических понятий в дальнейшем обучении.

Необходимость пересмотра методов и содержания обучения обоснована в работах психологов и математиков, которые положили начало новым научным направлениям в разработке проблем математического развития дошкольников. Специалисты выясняли возможности интенсификации и оптимизации обучения, способствующие общему и математическому развитию ребенка, отметили необходимость повышения теоретического уровня осваиваемых детьми знаний.

Анализ содержания обучения дошкольников с точки зрения новых задач привел исследователей к выводу о необходимости научить детей обобщенным способам решения учебных задач, усвоению связей, зависимостей, отношений и логических операций. Для этого, предлагаются своеобразные средства: модели, схематические рисунки и изображения, отражающие наиболее существенное в познаваемом содержании.

Математики-методисты настаивают на значительном пересмотре содержания знаний для детей старшего дошкольного возраста, насыщении его некоторыми новыми представлениями, относящимися к множествам, комбинаторике, графам, вероятности и т.д. (А.И.Маркушевич).

С теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема разработки концептуальных подходов к построению системы непрерывного преемственного математического образования дошкольников, определения целей и оптимальных границ образовательного содержания дошкольных программ.

В практике работы дошкольных учреждений накоплен достаточный опыт использования игр и игровых упражнений при обучении детей математике. В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием: сюжетно-дидактические игры математического содержания (А.А. Смоленцева); обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А.А. Столяр); игры, направленные на интеллектуальное развитие детей (А.А. Зак, 3.А.Михайлова); строительно-конструктивные игры. Кроме этого, активно используются сюжетно-дидактические игры математического содержания, отражающие бытовые явления («Магазин», «Детский сад», «Путешествие», «Поликлиника» и др.), общественные события и традиции («Встреча гостей», «Праздник пришел» и др.).

 

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА

 

  1. 1.Как повысить у детей уровень математического развития.
    1. 2.Как сформировать у детей осознанную тягу к знаниям по математике.
      1. 3.Систематизировать работу по использованию игр с математическим содержанием.

 

 

ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель проекта

Формирование у детей тяги к знаниям по математике, повысить уровень математического развития, систематизация работы по использованию игр с математическим содержанием.

 

Задачи

  1. 1.
  2. 2.
  3. 3.
  4. 4.
  5. 5.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

дети

педагоги

родители

  1. 1.Повышение уровня математических способностей воспитанников.
  2. 2.Знание определенного количества дидактических игр для данного возраста.
  3. 3.Активизация самостоятельной математической деятельности.
    1. 1.Внедрение инновационных технологий по формированию элементарных математических представлений в воспитательно-образовательную работу.
    2. 2.Профессиональное становление и распределение педагогического опыта работы с детьми в данном направлении.
      1. 1.Активное участие в создании развивающей предметно-пространственной среды.

2. Улучшение взаимодействия с родителями.

3. Участие в изготовлении материалов к играм.

4. Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития и возрастных особенностях математического развития детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

 

Программно-методическое обеспечение

Кадры

Материальная база

  1. 1.Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Знание, 1994.
  2. 2.Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  3. 3.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение, 1993.
  4. 4.Савенкова А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. – Самара: Учебная литература, 2004.

 

1. Педагог-психолог

2.Старший воспитатель.

1. Уголок математики.

2. Дидактические игры.

3.Наглядные материалы и пособия.

 

 


ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Этапы

Задачи

Мероприятия

Сроки

Подготовительный

Повышение квалификации.

Изучение научной методической литературы по теме проекта.

сентябрь – октябрь

2013г.

Подбор диагностического материала для детей и родителей.

Педагогическое просвещение родителей

Разработка перспективных планов по математическому развитию старших дошкольников.

Первичное анкетирование родителей.

Консультации с родителями группы.

Деятельный

Изучение внешней и внутренней среды

Проведение диагностики познавательно-исследовательской деятельности детей, педагогической просвещенности родителей по теме проекта

сентябрь

2013г.

Реализация поставленных задач

Проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планированием работы.

по плану

Разработка конспектов занятий.

в течение года

Индивидуальная работа с детьми.

постоянно

Выступление на педагогическом совете.

октябрь 2013

Работа с родителями

Открытое занятие для родителей с целью включения их в педагогический процесс.

ноябрь 2013

Совместное мероприятие «Математический ринг».

декабрь 2013

Оформление уголка математики.

декабрь 2013

Совершенствование предметно-развивающей среды в группе.

Пополнение предметно- пространственной развивающей среды.

в течение года

 

Педагогическое просвещение родителей

Оформление информационного стенда.

1 раз в месяц

 

 

Проведение консультаций по вопросам родителей с приглашением педагога-психолога и других специалистов;

Оценочный

Оценка результатов

Диагностика

май 2014г.

Оценка эффективности работы педагога

Подведение итогов работы.

май 2014г.

Презентация проекта.

сентябрь 2014

 


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

 

Задачи

С детьми

С родителями

Сроки

Изучение внутренней среды

1. Диагностика математических способностей детей

2. Беседы на тему «Любишь ли ты математику?», «Какие игры тебе нравятся»

 

1. Родительское собрание «Роль игр с математическим содержанием в развитии детей старшей группы».

2. Анкетирование  родителей

Сентябрь 2013г.

1. Учить узнавать предметы по характерным признакам

 

 

2. Развивать умение ориентироваться в пространстве и во времени

1. Д/и «Чудесный мешочек»

2. Д/и «Узнай по описанию»

 

 

 

1. Д/и «Встань там, где я скажу»

2. Д/и «Когда это бывает?»

Оформление папки- передвижки «Математическая игротека»

Октябрь 2013г.

1. Упражнять в счете в прямом и обратном порядке

 

2. Закреплять умение ориентироваться в пространстве и времени

 

3. Развлечение

1. Д/и «Живые цифры»

2. Д/и «Наоборот»

 

 

 

1. Д/и «Пройди к флажку»

2. Д/и «Живая неделя»

 

 

 

«Путешествие в страну Чудес»

Совместная деятельность с детьми и родителями по изготовлению игр и пособий

Ноябрь 2013г.

1. Продолжать развивать способность концентрировать внимание

 

 

2. Развивать логическое мышление

 

1. Д/и «Чего не стало?»

2. Д/и «Что где находится?»

3. Д/и «Отгадай, где это?»

 

 

1. Д/и «Сложи узор»

2. Игры с палочками Х.Кюизенера

3. «Монгольская игра»

 

Продолжать пополнять развивающую среду.

Декабрь 2013г.

1. Закрепление знаний о геометрических фигурах

 

 

 

 

2. Продолжать развивать логическое мышление

 

1. Д/и «Геометрическая мозаика»

2. Д/и «Назови скорей»

3. Математический досуг «Торопись, да не ошибись!»

 

 

1. Д/и «Исправь ошибку»

2. Развивающая игра «Сложи квадрат»

Проведение тренинга: «Веселые, но необходимые инструкции для родителей «Математика крошек».

Январь 2013г.

1. Закрепление счета

 

 

2. Развивать внимание

 

 

3. Развивать логическое мышление, воображение, конструкторские способности

Д/и «Кто знает, пусть дальше считает»

 

 

Д/и «Угадай, что изменилось»

 

 

1. Игра «Колумбово яйцо»

2. Игра «Точечки»

3. Д/и «Составь узор»

 

Сделать папку-передвижку «Повторите с нами дома»

Февраль 2013г.

1. Упражнять в счете, закреплять умение проводить вычисления

 

 

2. Развивать умение ориентироваться в пространстве

 

 

3. Развивать логическое мышление

1. Д/и «Считай – не ошибись!»

2. Д/и «Помоги Незнайке»

 

 

 

 

 

1. Д/и «Где звенит колокольчик?»

 

 

 

Игра «Кубики для всех»

Совместная деятельность с детьми и родителями по изготовлению игр и пособий

Март 2013г.

1. Закреплять умение ориентироваться в пространстве и времени

 

 

2. Развивать логическое мышление

1. Д/и «Пройди к флажку»

2. Д/и «Когда это бывает?»

 

 

 

1. Игра «Танграм»

2. Шашки

Открытое мероприятие «Полет на космическом корабле»

Апрель 2013г.

1. Закрепить весь пройденный материал

 

 

2. Оценка результатов работы педагога

1. Математический ринг «Папа, мама, я – считающая семья»

 

 

1. Повторная диагностика детей

2. Презентация проекта

Организация фотовыставки «В мире математики»

Май 2013г.

 


ІІІ. МОНИТОРИНГ

 

Мониторинг осуществляется по направлениям:

  1. 1.развитие математических способностей детей;
  2. 2.развитие пространства ДОУ;
  3. 3.работа с родителями.

Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей, основа которого составляет Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика- Синтез, 2010.

 

Цель диагностики: Выявить уровень математического развития старшего дошкольного возраста, познавательно-исследовательской деятельности.

 

Критерии:

  1. 1.Считает (отсчитывает) в пределах 10.
  2. 2.Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»
  3. 3.Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
  4. 4.Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.
  5. 5.Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
  6. 6.Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
  7. 7.Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).
  8. 8.Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.
  9. 9.Называет текущий день недели.

     Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком.

Оценка уровня развития:

1балл — большинство компонентов недостаточно развиты;

2балла — отдельные компоненты не развиты;

3балла — соответствует возрасту;

4балла — высокий.

 

 

 


 


Приложение 2

Математический досуг «Торопись, да не ошибись!»

 

Проводится в группе с участием всех детей. Наглядный материал (счетные палочки, фигуры, логические задачи) приготовлены заранее на столах у детей.

Воспитатель: Сегодня у нас состоится конкурс смекалистых, находчивых. Для того чтобы победить в нем, надо быть очень внимательным и не отвлекаться. Тому из детей, кто правильно и быстрее других выполнит задание, отгадает загадку, решит задачу – шутку, я буду давать отличительный знак – красный круг. В конце конкурса каждый из детей подсчитает круги, и мы узнаем, кто у нас победитель.

1 конкурс – «Отгадай загадки».

Два близнеца, два брата на нос верхом садятся. (Очки.) и др.

2 конкурс: Дети кладут перед собой счетные палочки и получают задания:

  1. 1.Отсчитать 8 палочек. Составить из них флажок прямоугольной формы. Палочка у флажка состоит их 2 счетных палочек.
  2. 2.Переложить 2 палочки так, чтобы получилось 2 квадрата и 2 равных треугольника.

Тот, кто выполнит задание быстрее, поощряется.

3 конкурс: Воспитатель просит детей встать в круг и предлагает поиграть в игру «Лягушка – попрыгушка»:

Воспитатель: Я буду хлопать в ладоши или называть число, а вы прыгать на 2 ногах столько же раз или на 1 больше (меньше) названного числа или количества услышанных звуков. Прослушайте звуки, а прыгните на 1 раз больше. (Дает 4 – 5 игровых заданий.)

Не допустившие ошибки награждаются.

4 конкурс: Дети подходят к мольберту, где приготовлены квадратные предметы: платочек, лист цветной бумаги, числовая фигура, карточка с картинкой, тонкая школьная тетрадь, похожая на прямоугольник.

- Надо рассмотреть предметы, сравнить их между собой и убрать лишний. Кто догадается, подойдет ко мне и скажет так, чтобы не слышали другие дети.

 После того как большинство детей выделят лишний предмет, воспитатель спрашивает: «Почему вы считаете, что среди всех предметов лишняя тетрадь?»

Дети садятся за столы, берут листы бумаги с изображенной на ней логической задачей. Дети вычеркивают лишнюю фигуру. Задачи у рядом сидящих детей разные.

Выполнение задания воспитатель проверяет и оценивает по окончании конкурса.

5 конкурс: решение задач – шуток. Воспитатель предупреждает не торопиться с ответом, сначала обдумать, проверить его.

  1. 1.На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?(3.)
  2. 2.В комнате зажгли 3 свечи. Потом 1 из них погасили. Сколько свечей осталось? (1, 2 другие сгорели.)
  3. 3.3 человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа.)

После проверки логических задач подсчитывают круги (очки), поздравляют победителей.

 

 


Приложение 3

Вечер развлечений «Путешествие в страну Чудес»

 

Вечер проводится в зале. На полу начерчен лабиринт с несколькими ходами и только одним выходом к домику. Дети заранее разделены на две команды – «Золотой ключик», «Буратино», выбраны капитаны. Члены жюри (2 – 3 человека) занимают свои места. Приготовлены флажки, присуждаемые командам за выполнение задания.

Дети входят в зал под музыку и садятся на стулья, расположенные с двух сторон.

Ведущий: - Сегодня мы собрались на необычный вечер. Нам предстоит побывать в стране Чудес. Но для этого надо освободить Буратино, которого закрыл в домике Карабас-Барабас. Выиграет та команда, которая не испугается трудностей, преодолеет все препятствия, проявит ловкость и смекалку. Итак, отправляемся в путь на поиски Буратино. Перед нами лабиринт. Много дорог направлено к домику, а привести к нему может только одна. Давайте найдем эту дорогу. Может быть, в этом домике и спрятан Буратино. Пусть пойдут на поиск по 1 человеку от каждой команды. (Ребенок, нашедший путь к домику, открывает дверь и достает 2 письма. Внизу каждого конверта написано: «Ребятам детского сада от друзей Буратино». Конверты отдают ведущему. Ведущий открывает один из них и читает.)

- Друзья Буратино прислали нам письмо с загадками, шутками. Их много – 6. По сколько загадок я должна загадать, чтобы было поровну? Итак, команда «Золотой ключик», слушайте и отгадывайте загадки! Задачи и загадки я буду читать только один раз. Будьте внимательны.

      В садике гулял павлин,

Подошел еще один.

   2 павлина за кустами.

               Сколько их? Считайте сами.

«Летела стая гусей, 2 впереди, 1 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?» (3)

«Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами». (сегодня, завтра, послезавтра или: вчера, сегодня, завтра.)

- А теперь загадки, задачи – шутки для команды «Буратино":

На большом диване в ряд

                                                 Куклы Танины стоят:

                                                 2 матрешки, Буратино

                                                 И веселый Чиполлино.

                                                 Помогите Танюшке

                                                  Сосчитать игрушки.

«У мальчика и девочки было одинаковое количество орехов. Мальчик отдал девочке 3 ореха. На сколько орехов стало больше у девочки, чем у мальчика?»

          Вышла курочка гулять,

         Забрала своих цыплят,

                                                    7 бежали впереди,

                                                    3 остались позади.

                                                    Беспокоится их мать

          И не может сосчитать.

             Сосчитайте - ка, ребята,

                   Сколько было всех цыплят.

Ведущий открывает второй конверт и находит там 2 плана «Где искать Буратино». Отдает их капитанам команд для ознакомления и дает краткие пояснения.

Дети обеих команд отправляются на поиски Буратино. Находят домики, на дверях которых висят замки. Для того чтобы открыть дверь, надо подобрать ключ к замку. ( Замок и ключ сделаны из картона.) Выигрывает та команда, которая быстрее другой справится с заданием. В одном из домиков находят Буратино, который становится участником всех дальнейших игр, забав. В другом домике есть задания детям: провести игру – эстафету «Составь картинку Буратино» и конкурсные задания для капитанов.

- Игру «Составь картинку Буратино» придумала для вас Мальвина. Я положу части, из которых будем составлять картинку. Каждый член команды берет 1 часть, кладет ее и возвращается на место. Выигрывает та команда, которая быстрее  другой и правильно выполнит задание.

Игра проводится по типу игр – эстафет. Ведущий и члены жюри следят за выполнением правил.

Далее проводится конкурс капитанов.

- Посмотрим, какие задания прислали капитанам.

1 задание: у Буратино было 5 золотых монет. А вы ребята, составьте число 5 из карточек с кружками разными способами. Кто же придумал такое задание для капитанов? Посмотрим… оказывается, придумали лиса Алиса и кот Базилио!(Капитаны по сигналу начинают составлять число 5 на фланелеграфах, которые повернуты к игрокам своей команды. Дается определенное время -  2 минуты.)

2 задание: составьте из игры «Танграм» хитрую лису Алису. Задание придумала черепаха Тортилла. (Капитаны выполняют задание на фланелеграфе из наборов фигур к игре. Жюри оценивают их работу.)

- Вот и закончилось наше путешествие в страну Чудес и приключений. Сейчас члены жюри объявят, кто же победил в этом путешествии!

Команда – победитель проходит по залу с песней о Буратино.

 

 


Приложение 4

Развлечение «Путешествие на космическом корабле»

 

Оборудование: карта – схема путешествия, знаки, географический атлас, набор цветной бумаги, таблица «Найди ошибку»,ребусы, музыкальный центр.

Воспитатель: Вы любите путешествовать? У меня есть мечта – слетать с вами на Луну. Кто хочет со мной на Луну?

- А что такое Луна?

- Нужно выбрать командира ракеты. Давайте считаться. С помощью считалки выбрали командира.

Командир предлагает занять места в ракете и считает: «5, 4, 3, 2, 1 – пуск».

- Наша ракета взлетела. Летим. Давайте поиграем в игру «Найди себе пару». У каждого из вас геометрическая фигура (половинки круга или квадрата разного размера). Посмотрите внимательно и сделайте так, чтобы у вас получилась правильная фигура: круг или квадрат. (дети ищут свои пары и показывают получившиеся фигуры.) Пусть каждая пара назовет получившуюся фигуру.

- Давайте договоримся, что правильная фигура будет означать целое, а половинка -  часть. Наша ракета приземлилась на Луне. Давайте выйдем. (дети выходят из «ракеты».) Посмотрите на карту – схему. (Дети знакомятся с местами остановок во время путешествия, рассуждают, чем они будут заниматься в соответствии с тем или иным знаком.)

- У командира есть своя мини – карта. Он и будет определять маршрут.

Командир: первая остановка здесь (показывает на карте цифру 1). Пойдемте за мной!

Дети идут за командиром к знаку, указанному на карте. Из-за ширмы выходит второй воспитатель в фантастическом одеянии и говорит: «Здравствуйте, я Лунарик. А вы кто?»

- Куда мы прилетели?

Лунарик: - это озеро интересных задач на Луне. Хотите, я буду вас сопровождать в вашем путешествии по Луне?

- Хорошо, но только сначала скажите, что это за фигурки у вас в руках?

Дети:- это части, части целого, если соединить части, получится целое – и другие.

Лунарик: как интересно! Вот яблоко. Оно целое. Какой фигуркой его можно обозначить? (дети показывают круги и квадратики.) А теперь я разрежу яблоко пополам. Как половинки можно обозначить? (дети показывают половинки кругов и квадратиков.) Как это на Земле называется?

Дети: это части.

Л.: очень интересно! Угощаю каждого из вас кусочком яблока. У меня есть таинственные письмена. Их оставили путешественники с Земли. ( Показывает таблицу с изображением целого яблока и его частей.) Они велели пускать на Луну только тех, кто может правильно поставить знак: больше или меньше. Вы это сможете?

- У меня есть еще одно загадочное письмо. ( Показывает письмо с изображением целого яблока и половинок.) Знаете, какой здесь надо поставить знак? (знак равенства.)

Теперь я приглашаю вас в путешествие по Луне. Командир, посмотри на карту, какая остановка следующая. ( Дети идут к точке 2. Звучит музыка.) Это остров геометрических фигур. Здесь в ящике разные геометрические фигуры игры «Танграм». Соберите по схеме одно из животных. Расскажите, на каких земных животных похожи наши фигурки.

- Командир, куда нам идти дальше? (идут к остановке 3 .)Это лужайка «отдыхай–ка». Здесь будем танцевать! (включают музыку.) Командир, к какой остановке мы отправляемся? Это море Любознательных. А вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте.

Лунарик загадывает детям шуточные загадки:

  1. 1.на дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?
  2. 2.Горело 7 свечей. 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось? (7.)
  3. 3.На столе стояло 6 стаканов с соком. Из 1 стакана сок вылили. Сколько стаканов стоит на столе? (6)

- Спасибо, дети, мне было очень интересно с вами. Какой ваш следующий пункт?

К.: возвращаемся на землю.

Все прощаются с Лунариком. Дети садятся в корабль и отправляются домой.

 

 

Приложение 5

Дидактическая игра для дошкольников "Чудесный мешочек"

Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Ход: Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.

-Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на предметы, которые лежат на столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети.

В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год