Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Программа кружка «Совенок»
Математика детям
Автор: Онищенко Елена Васильевна   
11.03.2016 16:43

Программа кружка «Совенок»

Пояснительная записка

Образовательная программа дополнительного образования воспитанников раннего возраста «Совенок» разработана на основе методических рекомендаций, пособий (авторов: Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, А.В. Белошистой, З.А. Михайловой, И.Н. Чеплашкиной, Т.Г. Харько, В.П. Новиковой, Л.И. Тихоновой).

Форма реализации программы — «кружок» — детское объединение на базе МА ДОУ.

 

Скачать программу

Актуальность программы состоит в сочетании практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, что доставляет воспитанникам удовольствие получать результат от выкладывания предметов из разных геометрических фигур.

Задача — дети в доступной форме получают начальные знания основ математической науки, знакомятся с треугольником, кругом, квадратом, прямоугольником.

Вид деятельности, предлагаемый в программе, подобран с учетом возрастных особенностей детей, а содержание отображает познавательный интерес.

Новизна программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала: ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения. Вся образовательная деятельность проходит в игровой форме, что помогает воспитаннику адаптироваться в учебном процессе.

Цели и задачи реализации Программы

Цель – содействовать развитию глазомера и умению создавать разнообразные предметы из простейших геометрических форм.

Задачи:

  • дать представления о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике)
  • способствовать умению ребенка выкладывать фигуры и прикладывать их на лист бумаги /сравнивая, сопоставляя, чередуя их
  • содействовать развитию сенсорных (предметно-действенных) способов познания/группировать фигуры по одному из признаков: по цвету, величине или форме
  • формировать пространственные понятия: вверху, внизу, сбоку, в углу листа.
  • развитие умения общаться в процессе решения познавательных задач

Основные принципы и подходы к формированию Программы

Условия реализации программы «Совенок»:

  • данная программа рассчитана на один учебный год
  • период реализации программы: ноябрь — май

(каникулярный период – период государственных новогодних каникул).

Программа «Совенок» предназначена:

  • для воспитанников 2 группы раннего возраста ДОО

(ранний возраст/ от 2-3 лет)

  • оптимальное количество кружковцев: 10 воспитанников
  • распределение нагрузки:
  • 1 занятие в неделю/2 половина дня (среда/четверг – чередуются)
  • (работа парами, тройками, индивидуально с каждым).
  • 4 занятия в месяц
  • 28 занятий в год
  • длительность одного занятия: 10 минут
  • расписание занятий составляется с учетом климатических условий Крайнего Севера.

Форма детской деятельности:

  • игровые ситуации
  • развлечения с использованием занимательных математических игр (задач) с преобразованиями, видоизменением геометрических фигур

Целевые ориентиры:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними: стремится проявлять настойчивость в достижении результата своей деятельности (ФГОС ДО).

Содержательный раздел Программы

Аппликация-способ создания художественных образов путем раскладывания и приклеивания.

Аппликация помогает увидеть ребенку контур предмета.

В ходе выполнения задуманного у воспитанника

  • формируются личностные качества:
  • самостоятельность
  • инициативность
  • целеустремленность
  • желание довести начатое дело до конца
  • развивается и совершенствуется:
  • мелкая моторика рук
  • речь
  • внимание
  • память
  • мышление
  • воображение.

В процессе занятий аппликацией у детей:

  • зарождается умение творить
  • развивается фантазия, художественный вкус
  • непринужденно учатся считать (от 1 до 5)

Особенности методики обучения.

Занятия кружковой работы носят комбинированный характер,

каждое включает в себя несколько программных задач,

детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных ранее знаний.

Структура образовательной деятельности.

Игровая ситуация.

Продуктивная деятельность.

Физминутка.

Закрепление материала.

Игровая ситуация знакомство со сказочным персонажем …позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, настроить детей на продуктивную деятельность.

Продуктивная деятельность представляет собой практические упражнения, направленные на решение поставленных задач.

Физминутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.

Закрепление нового материала даёт педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием и поставить цель к следующей образовательной деятельности.

Мониторинг личностных проявлений кружковцев

в логико – математической деятельности.

На основе наблюдений заполняется диагностическая карта оценки уровня проявлений в логика – математической деятельности, 2 раза в год (в октябре, в мае), на основе наблюдений разработанная З.А. Михайловой, И.Н. Чеплашкиной.

Арсенал методических средств

Методами успешной реализации программы являются:

  • наглядный (образцы, таблицы, раздаточный материал)
  • словесный (беседа, рассказ)
  • практический (упражнения, зарисовки)
  • экспериментальный
  • наблюдения (зарисовки, записи, фотографирование)

Методическое условие реализации программы предполагает наличие

методик:

  • Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой «Игралочка» часть 1,
  • А.В. Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников»,
  • З.А. Михайлова, Е.А. Носова «Логико – математическое развитие дошкольников».

Дидактическое:

  • Т.Шапошникова. «Цвета и формы»
  • Блоки Дьенеша (для самых маленьких)
  • Чудо – кубики «Сложи узор»
  • А.В. Белошистая «Математика до школы»

Материально – техническое:

Магнитная доска, магниты, СD-R, ПК.

Приобретение и изготовление новых пособий, таблиц, схем, карточек.

Материалы.

  • магнитная геометрия
  • блоки Дьенеша
  • кубики «Сложи узор»
  • бумага цветная
  • картон белый
  • картон цветной
  • клей-карандаш / обойный клей
  • кисточки
  • лоскутки ткани

*

Календарно – тематическое планирование.

  1. Ноябрь /1неделя Знакомство с квадратом. Дорожка длинная, короткая. (с. 1. Чудо-кубики)
  2. Ноябрь/2 неделя Знакомство с квадратом. Башня высокая, низкая. (с. 2. Чудо-кубики)
  3. Ноябрь /3 неделя Знакомство с квадратом. Ступеньки. (с. 3. Чудо-кубики.)
  4. Ноябрь/4 неделя Знакомство с квадратом. Башня /от большого к маленькому. (Белошистая, с.18)
  5. Декабрь/1 неделя Знакомство с треугольником. Бабочки. (с. 37. Белошистая)
  6. Декабрь/2 неделя Знакомство с треугольником. Елочки высокая и низкая. (с. 22. Белошистая)
  7. Декабрь/3 неделя Знакомство с треугольником. Пальма (разные виды треугольников (с. 1+с. 2.)
  8. Декабрь/4 неделя Знакомство с треугольником. Гирлянда. (с. 8. Чудо-кубики).
  9. Январь/1 неделя Знакомство с кругом. Гусеница. (с. 15. Белошистая)
  10. Январь/2 неделя Знакомство с кругом. Медвежонок и елочка (с. 22. Белошистая)
  11. Январь/3 неделя Знакомство с кругом. Машина (с. 11. Белошистая)
  12. Январь/4 неделя Закрепление. Заплатки на одеяло (с. 13. Белошистая)
  13. Февраль/1 неделя Знакомство с прямоугольником. Забор /чередование по цвету. (с. 7. Чудо-кубики)
  14. Февраль/2 неделя Знакомство с прямоугольником. Ворота широкие и узкие. (с. 15. Чудо-кубики)
  15. Февраль/3 неделя Знакомство с прямоугольником. Трамвай (с. 6. Чудо-кубики)
  16. Февраль/4 неделя Знакомство с прямоугольником. Флаг (с. 5. Чудо-кубики)
  17. Март/1 неделя Закрепление. Парусник большой и маленький. (с. 1. Блоки Дьенеша)
  18. Март/2 неделя Закрепление. Слон (с. 6. Блоки Дьенеша)
  19. Март/3 неделя Закрепление. Дом высокий и низкий (с. 18. Белошистая)
  20. Март/4 неделя Закрепление. Медвежонок (дополни). (с. 22. Белошистая)
  21. Апрель/1 неделя Закрепление. Рыба (с. 26. Белошистая)
  22. Апрель/2 неделя Закрепление. Котик (с. 40. Белошистая)
  23. Апрель/3 неделя Закрепление. Птицы (с. 35. Белошистая)
  24. Апрель/4 неделя Закрепление. Котофей (с. 40. Белошистая)
  25. Май/1 неделя Закрепление Кот (с. 29. Белошистая)
  26. Май/2 неделя Закрепление. Собачка (с. 4. Блоки Дьенеша)
  27. Май/3 неделя Закрепление. Флажки (3цвета/чередование).
  28. Май/4 неделя Закрепление Грузовик (с. 4. Блоки Дьенеша)

ИТОГО: 28 часов.

Список литературы:

  1. Ребенок третьего года жизни. /Под редакцией Теплюк С.Н. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2014
  2. Белошистая А.В. Что такое математика. Рабочая тетрадь. — М.: ЮВЕНТА, 2006
  3. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. Предматиматические игры для детей младшего дошкольного возраста. — СПб.: ООО «Издательство» ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011
  4. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009
  5. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников. — М., ВЛАДОС, 2013
  6. Белошистая А.В. Математика до школы. Рабочая тетрадь для занятий с детьми от 3 до 4 лет. — М.: Дрофа, 2008
  7. Альбом. «Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)». — М.: Дрофа, 2012
  8. Школа семи гномов. Третий год. Цвет, форма. М.:, МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015
  9. Альбом заданий. Чудо – кубики от 2 до 5 лет. — СПб.: Корвет, 2015
  10. Шапошникова Т. Цвета и формы. www. piter. com
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год