Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Моделирование в развитии математических представлений старших дошкольников»
Математика детям
Автор: Ботвиньева Ольга Евгеньевна   
05.12.2016 19:57

«Моделирование в развитии математических представлений старших дошкольников»«Моделирование в развитии математических представлений старших дошкольников»

Предмет (познавательное развитие)

Автор работы: Ботвиньева Ольга Евгеньевна

Воспитатель МАДОУ Детский сад комбинированного вида№ 2 «Сказка»

Губкинского района, Белгородской области, поселок Троицкий.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе, важно познакомить ребенка с арифметическими задачами на сложение и вычитание.

 

Скачать презентацию

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  1. Знакомить со знаками действия; обучать составлению соответствующего математического выражения.
  2. Обучать дошкольников вычислительным действиям.
  3. Развитие интеллектуальной – творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач.
  4. Накапливать опыт познания посредством моделирования и использование модели в повседневной деятельности.

Моделирование — наглядно практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус).

Метод моделирования, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким — либо условным знаком.

Виды моделей

Предметные — в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких – либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.

Предметно – схематические — в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов – заместителей, графических знаков. Распространенными предметно – схематическими моделями являются чертежи, выкройки.

Рассмотрим, как можно использовать метод моделирования при решении задач на сложение и вычитание. Что значит решить задачу? Решить задачу — значит раскрыть связи между данными и искомым, заданные условием задачи, на основе чего выбрать, а затем и выполнить арифметическое действие и дать ответ на вопрос задачи.

Упражнение 1. «У мальчика было 3 красных мяча и 2 синих. Сколько мячей было у мальчика?» Ребенок, повторяя условие задачи, берет 3 красных мяча, показывает их детям, кладет в коробку, находит карточку с обозначением числа 3. Затем берет 2 синих мяча и, показав их детям, находит карточку с обозначением числа 2.

Педагог. Что спрашивается в задаче?

Ребенок. Сколько мячей было у мальчика.

Педагог. Что нужно сделать с синими мячами, чтобы мячи были все вместе?

Ребенок. Их нужно сложить вместе с красными. (Кладет синие мячи в коробку, где лежат 3 красных мяча.)

Педагог. Сколько красных мячей было в коробке?

Ребенок. 3 мяча.

Педагог. А теперь мячей в коробке стало больше или меньше?

Ребенок. Больше.

Педагог. Почему?

Ребенок. Мы к 3 мячам добавили еще 2 мяча.

Педагог. Как мы это запишем?

Ребенок. Три плюс два (3+2).

Педагог. Сколько всего мячей стало у мальчика?

Ребенок. Пять.

Педагог. Как ты узнал?

Ребенок. Три плюс два будет пять.

Педагог. А как можно узнать по – другому?

Ребенок. К трем прибавить один, будет четыре, и еще один, будет пять.

Педагог. Давайте проверим, правильно мы решили задачу: достанем мячи из коробки и пересчитаем.

Ребенок вынимает мячи из коробки и пересчитывает их. Дети убеждаются, что мячей 5.

Затем переходим от предметного к графическому моделированию.

Педагог. Давайте запишем задачу и ее решение в тетради. Как можно изобразить в тетради мячи?

Дети. Кружками.

Педагог. Сколько красных кружков вы нарисуете?

Дети. Три.

Педагог. А сколько синих?

Дети. Два.

Рисуют 3 красных кружка, а рядом 2 синих.

Педагог. Что спрашивается в задаче?

Дети. Сколько всего мячей.

Педагог. Как мы это покажем? Давайте изобразим это вот такой большой дугой. (Дети рисуют дугу). Но ведь в задаче это еще не известно, а только спрашивается. Напишем под дугой вопросительный знак.

В результате у детей получается графическая модель задачи (рис. 1)

Педагог. Закройте кружки полоской бумаги. Как узнать, сколько всего кружков, не пересчитывая их? Что нужно сделать?

Дети. Нужно сложить числа 3 и 2.

Педагог. Запишем под рисунком решение: 3+2= 5. Сколько всего мячей у мальчика?

Дети. У мальчика 5 мячей.

Все формы использования моделирования, а именно предметное моделирование, предметно – схематическое моделирование дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность дошкольников. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год