Палочки X. Кюизенера - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте |
Математика детям | |||
Автор: Андреева Елена Сергеевна | |||
12.07.2010 03:23 | |||
Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными палочками.
Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел - эти неизменные атрибуты монографического метода, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения. Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами ( например, с логическими блоками), а также и самостоятельно. Они необходимы для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач. С математической точки зрения палочки - это множество на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности ("самостоятельного математического исследования") . С помощь цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений "больше - меньше", "больше -меньше на...", познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания, познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной "цветной алгеброй", готовящей к изучению школьной алгебры. Комплект палочек Кюизенера выполнен из пластмассы и содержит 119 палочек разных цветов. Наименьшая палочка в наборе является кубиком - эта единица - белый кубик. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик и является число два. Голубой палочке, т. е. числу три, соответствует три кубика или белый кубик и розовая палочка и т. д. по всем цветам. Набором палочек обеспечивается каждый ребенок. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Воспитатель предлагает детям упражнение в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи : составление " поездов" одинаковой длинны из двух, трех, четырех и т. д. "вагонов", измерение одной и той же палочкой - меркой разных палочек и т. д. Подбор упражнений осуществляется с учетом возможности детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнения. Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. (Отсюда и определение палочек как универсального дидактического материала.) Занятие по математике в подготовительной к школе группе "Путешествие в мир интересного " Программное содержание: учить ориентироваться в пространстве, упражнять в количественном и порядковом счёте, закрепить знание цифр первого десятка, развивать математические способности детей, умение "читать схему-алгоритм"; закрепить представления о геометрических фигурах, развивать умение выявлять, абстрагировать и называть цвет, форму, размер и толщину фигур; развивать творческое воображение, умение мыслить; воспитывать желание заниматься математикой. Физкультминутка: Раз - подняться, потянуться, -А сейчас, ребята, я вам расскажу одну интересную историю. Тихонько подойдите все ко мне и послушайте. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были геометрические фигуры. Жили, ссорились и не дружили друг с другом. Посмотрите в наш угол 1, какая геометрическая фигура там расположилась? Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 10 "Малютка" Воспитатель: Андреева Елена Сергеевна
|