Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие математических представлений у детей раннего дошкольного возраста
Математика детям
Автор: Макарова Нина Владимировна   
13.09.2011 21:26

Развитие математических представлений у детей раннего дошкольного возрастаЧто нужно для того, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным, чтобы мог реализовывать все свои возможности, раскрыть способности? Необходимо прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные особенности. Три года – это  тот рубеж, на котором ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, становиться более самостоятельным. Малыш уже многое понимает, умеет и знает, стремится узнать ещё больше. Наша задача-помочь ему в этом. Для умственного развития дошкольника первостепенное значение имеет знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение - вот,  что привлекает ребёнка. Игры-занятия, которые, следует предлагать детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, которые надо сравнивать по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые. Игры, направленные на развитие внимания, потребуют тщательного рассматривания и сопоставления предметов, выявления их сходства и различий. Большая группа дидактических игр направлена на развитие мышления ребёнка. Для трёхлетнего ребёнка наиболее целесообразно решение мыслительных задач, требующих разобраться в строении предметов и их взаимном расположении. Следующая группа игр ориентирована на развитии творческих  способностей, стимулировании его воображения. Малыш будет стремиться замечать разные качества предметов, искать разнообразные варианты видения одной и той же вещи или рисунка. И наконец, математические игры-занятия помогут научить ребёнка выделять количественные отношения между предметами.
В традиционной системе дошкольного образования формирование математических представлений  у детей начинается со второй младшей группы(3-4)года. Однако уже в 80-е годы 20-го века в исследованиях отечественных учёных В.В.Даниловой, Е.А.Тархановой доказывались возможность и целесообразность формирования математических представлений о множестве, величине, геометрической форме у детей третьего года жизни. К сожалению, идеи раннего обучения математике учитываются далеко не во всех современных авторских программах.


При организации педагогического процесса с детьми 2-3 лет необходимо помнить, что формирование первоначальных представлений о множествах, отношениях, геометрических фигурах, пространственных  и временных отношениях -  неотъемлемая часть познания ребёнком окружающего мира , это обязательное условие для дальнейшего благоприятного развития общих умственных и математических способностей. В силу этих обстоятельств    при организации процесса обучения детей этого возраста в программе  ДОУ следует предусматривать занятия по математике, они должны проводиться не менее двух раз в неделю и чередоваться с занятиями по сенсорному развитию детей, так как именно эти дисциплины имеют наибольшее количество единых целей, задач и средств обучения. Полученные математические представления следует закреплять в различных видах деятельности: конструировании, лепке, рисовании, в играх, труде, на прогулках и т.д. При планировании занятия необходимо учитывать способы и формы его организации, подобрать средства, которые помогут на протяжении 10-15 минут удерживать внимание и активность ребёнка, смену видов деятельности, позволяющих избежать его физического переутомления. Важное требование к таким занятиям - строгая дозировка программного материала, доступность и  привлекательность содержания детям, их деятельностно -игровой характер.
ЧТО КАТИТСЯ?
Эта игра познакомит ребёнка с формой предметов. Организуйте весёлое соревнование- кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурками, которые нужно катить будут шарик и кубик. Наверное, вначале ребёнку будет всё равно какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймёт, что выигрывает  тот, у кого  шарик, и будет стремиться выбрать именно его. Вот тут и спросите его, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь с ним вместе сделать вывод, что у кубика есть острые углы, которые мешают кубику катиться, на отсутствие таких углов у шарика.
ОДЕНЕМ  КУКОЛ
Маленький ребёнок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол( большую и поменьше) и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Предложите малышу помочь куклам .Не беда , если  он распределит сначала вещи неправильно. Обратите его  внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает ещё раз. Когда каждой кукле достанутся её вещи, похвалите ребёнка и подчеркните « Большой кукле – большое  платье, маленькой – маленькое .Большие туфельки – большой  кукле, маленькие – маленькой ».
СБОР УРОЖАЯ
Урожай яблок (их с успехом могут заменить любые другие предметы круглой формы) надо разложить по корзинкам(коробкам трёх размеров) так, чтобы мелкие яблоки оказались в маленькой корзинке, средние – в средней, большие –в большой. Материал для игры лучше подбирать так, чтобы крупные яблоки не помещались в маленькой корзинке.
СРАВНИ ПРЕДМЕТЫ
Игра на развитие внимания. Перед ребёнком ставятся две игрушки. Он должен сказать сначала, чем они похожи, а затем, чем они отличаются друг от друга. Например, мишка и зайчик похожи тем, что они пушистые, у них есть глазки, лапки, ушки. А отличаются тем, что мишка – большой , а зайка – маленький , мишка – коричневый , а зайка – белый  и т.п.
НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ
Предложите малышу выбрать из 4-6 шариков ( кубиков, домиков) точно такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках. Чтобы ребёнку было интересно играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же, делать при этом ошибки, которые малыш обязательно заметит.
СДЕЛАЙ, КАК  Я
Это простейшая конструктивная игра, с которой можно начинать вводить ребёнка в мир объёма и формы. Вам потребуются основные детали из обычного детского строительного набора. На первых порах одновременно используются 2-3, а впоследствии- 3-4 формы. Отберите себе и ему по 2-3 одинаковые детали. Затем на столе перед ребёнком сложите небольшую постройку. Положите детали рядом или одну на другую, вы не будете испытывать недостатка в вариантах расположения форм. Когда всё будет расставлено, предложите ребёнку точно также расставить фигуры. Если сразу у него не получится, повторите всё сначала Игра достаточно сложна для малыша. Попросите его самого что-нибудь построить и сделайте так же. Когда увидите, что ребёнок справляется с игрой, можете сами ошибиться, и пусть он  вас поправит.
ПОКАЖИ ПО-РАЗНОМУ
В игре участвуют несколько человек. Дети знакомятся со словами-антонимами. Высокий-низкий. Дети идут по кругу. Ведущий говорит: « сейчас мы будем проходить ворота. Если я скажу, что ворота высокие, вы будете продолжать идти так же, как сейчас. А если – низкие, то нагнётесь. Тот, кто не нагнётся вовремя, выходит из игры».                                                                                                                  Тяжёлый- лёгкий. Каждому участнику игры даётся пустой пакет или сумка. Взрослый говорит: «Вы несёте сумки. Сумка должна быть или лёгкой, или тяжёлой. Покажите, как несут лёгкую сумку. Теперь покажите, как несут тяжёлую сумку. А сейчас будьте внимательны: я скажу тяжёлая или лёгкая сумка. Вы должны нести сумку либо как тяжёлую, либо как лёгкую».                                    Быстро- медленно.  Игра строится аналогично: дети должны идти или быстро, или медленно. Игру можно продолжать, разыгрывая следующие пары слов с противоположным значением: весело- грустно, жарко- холодно и т.д.
ПОДАРКИ ДЛЯ КУКЛЫ
Предварительно нужно вырезать из разноцветной бумаги небольшие круги и положить их в мешочек или коробочку. Ребёнку говорится, что у куклы (зайки) сегодня день рождения и ей принесли разные подарки. Надо угадать, что это за подарки. Ребёнок достаёт один из цветных кругов и говорит, что это такое. Потребуется немного воображения. Например, про красный круг можно сказать, что кукле принесли в подарок ленту, флажок, клубнику, мячик, цветок и т.п. можно придумывать с ребёнком по очереди. Когда ребёнок освоится с игрой, попробуйте её немного усложнить. Игру можно разнообразить. Предлагая детям вместо кругов фигуры разной формы.
КОГО ЗАГАДАЛИ?
Эта игра поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве. В ней вместе с ребёнком могут участвовать его любимые игрушки, например кукла с мишкой и зайчик. Важно, чтобы они были  достаточно крупными и их можно было поставит или посадить перед ребёнком, за ним и сбоку от него. Ребёнка посадите или поставьте в центре, а игрушки разместите вокруг него. Скажите, что загадали одну из них, ему надо угадать, какую. Например, она сидит сбоку от тебя( или перед тобой, за тобой). Малыш должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. В дальнейшем, если малыш не испытывает затруднений, попробуйте ввести дополнительные понятия: слева и справа.  
ПОЕЗД
В разных местах группы расставлены игрушки. Дети берутся друг за друга, образуя поезд. Сколько в поезде паровозов? Сколько вагонов? Поехал поезд! Подъехали к зоопарку. Какие звери живут в зоопарке? Сколько их? Дети отвечают: «Один мишка, один лев, много обезьян». Следующая остановка- возле « Дома посуды». Дети рассказывают, какая посуда продаётся, по сколько каких предметов посуды. «Много тарелок, много чашек, одна кастрюля» и т.д., аналогично игра продолжается возле остановки « Дом игрушки».


Макарова Нина Владимировна,
воспитатель второй квалификационной категории ТОГОУ ЦПМСС " Возрождение" г.Тамбова,

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год