Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Рабочая учебная программа по дополнительному образованию «Математическая игротека» для детей 4-7 лет
Математика детям
Автор: Светлана Евгеньевна Большакова   
30.04.2014 15:31

Рабочая учебная программа по дополнительному образованию  «Математическая игротека» для детей 4-7 летРабочая учебная программа по дополнительному образованию «Математическая игротека» для детей 4-7 лет (составитель: старший воспитатель Большакова С.Е.) г. Сыктывкар, 2014
Цель программы:
Всестороннее развитие дошкольников, формирование их умственных способностей и творческой активности, развитие логического мышления.
Задачи:
1. Развитие логических способностей
2. Формирование образного мышления
3. Развитие зрительной и слуховой памяти
4. Формирование умения анализировать, сравнивать, группировать и обобщать.
5. Формирование умения последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться.
6. Развитие у детей основ конструирования и моделирования
7. Формирование творческой активности
8.Активизация навыков использования полученных знаний и умений на практике.
Содержание:
Задачи программы I года обучения
- Упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом.
- находить пропущенную фигуру
- Учить конструировать на плоскости разнообразные предметные силуэты
-Упражнять в  плоскостном и объемном моделировании, выкладывать из палочек объекты сюжетной картинки, развитие творческих способностей, самостоятельности.
-Совершенствование внимания, пространственного мышления, приемов логического мышления, словесно-логической памяти, мелкой моторики рук
I год обучения 35 занятий
Программное содержание
1. Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки, считалки, стихи-шутки.
2. Игры-головоломки со счетными палочками первой группы в определенной последовательности (составление геометрических фигур)
3. Логические задачи (найди ошибку, какая фигура следующая, какая фигура здесь лишняя и почему, найди чем отличаются и т.д.)
. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений (игры-головоломки (геометрические конструкторы): «Листик», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Т-образная головоломка».
Игры проходят в 4 этапа:
- ориентировка на образец
- ориентировка на часть образца
- ориентировка на контурное и силуэтное изображение
- творчество детей
5. Палочки Кюизенера (второй этап)
6. Блоки Дьенеша
7. Квадраты (двухцветные) Воскобовича.

8. Математические корзинки Воскобовича (счет от 1 до 10)

9. Конструктор цифры «Волшебная восьмерка»

10. Игры Никитина (сложи квадраты, 1 и 2 уровень)

Итого: 35 занятий

Задачи программы II года обучения

- Упражнять детей в умении составлять геометрические фигуры из определённого количества палочек пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу другой; самостоятельный поиск путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения; умение высказывать предположительные решения, догадываться; учить запоминать и осмыслять характер преобразования и результат, и постоянно в ходе поиска решения соотносить его с предполагаемыми или уже осуществленными изменениями, умение предоставить возможные изменения в фигуре.

-развитие у детей умения осуществлять последовательные умственные действия, анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать; развитие логического мышления, смекалки и сообразительности при решении логических задач на поиск недостающих в ряду фигур.

- Учить конструировать на плоскости разнообразные предметные силуэты, собирание картинок по уменьшенному силуэтному изображению, зарисовывать придуманную и собранную картинку, обведя ее по внешнему контуру и т.д.

-Упражнять в  плоскостном и объемном моделировании, выкладывать из палочек объекты сюжетной картинки, развитие творческих способностей, самостоятельности; освоение количественного и порядкового счета, сравнение по длине и высоте с использованием знаки >,<,=,≠, арифметических действий, состава числа из единиц, из двух, трех меньших чисел, составление задач по моделям, образование чисел второго десятка, кодирование и декодирование, моделирование многоугольников, ориентировка на плоскости.

-Совершенствование внимания, пространственного мышления, приемов логического мышления, словесно-логической памяти, мелкой моторики рук

-Формирование логической операции, обозначаемой союзом «И», классификация по двум свойствам.

II год обучения 35 занятий

Программное содержание

1. Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки, считалки, задачи в стихотворной форме.

2. Игры-головоломки со счетными палочками (задачи на смекалку второй и третьей групп, преобразование одной фигуры в другую, изменение количества квадратов и фигур)

3. Логические задачи (поиск недостающих в ряду фигур по горизонтали и вертикали)

4. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений (игры-головоломки (геометрические конструкторы): «Сфинкс», «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Вьетнамская игра», «Прямоугольники», «Пифагор».

Игры проходят в 4 этапа:

- ориентировка на образец

- ориентировка на часть образца

- ориентировка на контурное и силуэтное изображение

- творчество детей

5. Палочки Кюизенера (второй этап)

6. Задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры и т.д.

7. Квадраты (двухцветные, четырехцветные) Воскобовича.

8. Математические корзинки Воскобовича (счет от 1 до 10, от 10 до 20)

9. Конструктор цифры «Волшебная восьмерка», «Восьмерка»

10. Игры Никитина (сложи квадраты, 2 и 3 уровень)

11. Игры с двумя обручами (блоки Дьенеша).

12. Часы

Итого: 35 занятий

Задачи программы III года обучения

- Учить сочетать практические и мысленные пробы или только в плане умственного действия – в уме, с обоснованием хода решения; упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана, частичном мысленном решении задачи; планировать в уме полный или частичный ход решения, представлять изменения которые произойдут в фигуре в результате преобразования; высказывать предположения.

- Учить выделять признаки отличия одной группы фигур от другой

- Учить конструировать на плоскости разнообразные предметные силуэты, собирание картинок по уменьшенному силуэтному изображению, зарисовывать придуманную и собранную картинку, обведя ее по внешнему контуру и т.д.

-Упражнять в  плоскостном и объемном моделировании, выкладывать из палочек объекты сюжетной картинки, развитие творческих способностей, самостоятельности; освоение количественного и порядкового счета, сравнение по длине и высоте с использованием знаки >,<,=,≠, арифметических действий, состава числа из единиц, из двух, трех меньших чисел, составление задач по моделям, образование чисел второго десятка, кодирование и декодирование, моделирование многоугольников, ориентировка на плоскости.

-Совершенствование внимания, пространственного мышления, приемов логического мышления, словесно-логической памяти, мелкой моторики рук

-Формирование логической операции, обозначаемой союзом «И», классификация по двум-трем

свойствам;

III год обучения 35 занятий

Программное содержание

1. Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки, считалки, задачи в стихотворной форме.

2. Игры-головоломки со счетными палочками (задачи решаются с сочетанием практических и мысленных проб или только в плане умственного действия – в уме, и обоснованием хода решения)

3. Логические задачи (задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой)

4. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений (игры-головоломки (геометрические конструкторы): «Гексамино», «Пентамино», «Архимедова игра», «Танграм»

Игры проходят в 4 этапа:

- ориентировка на образец

- ориентировка на часть образца

- ориентировка на контурное и силуэтное изображение

- творчество детей

5. Палочки Кюизенера (второй – третий этап)

6. Задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры и т.д.

7. Квадраты (четырехцветные) Воскобовича.

8. Математические корзинки Воскобовича (счет от 10 до 20)

9. Конструктор цифры «Волшебная восьмерка», «Восьмерка»

10. Игры Никитина (сложи квадраты, 3 уровень)

11. Игры с тремя обручами (блоки Дьенеша).

12. Игры на составление объемных фигур из кубиков (Куб-хамелеон, Кубики для всех)

Итого: 35 занятий

Ожидаемые результаты:

I год обучения

Уметь анализировать и обследовать зрительно-осязательным способом, уметь конструировать,

Моделировать, пространственно и логически мыслить, с развитой мелкой моторикой рук.

II года обучения

Уметь самостоятельно искать пути решения задач, обдумывать, высказывать предположительные решения, догадываться; запоминать и осмыслять характер преобразования и результат, и постоянно в ходе поиска решения соотносить его с предполагаемыми или уже осуществленными изменениями;

осуществлять последовательные умственные действия, анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать; конструировать, анализировать, моделировать, пространственно и логически мыслить, обобщать, исключать, классифицировать предметы. Совершать логические операции по двум свойствам.

III года обучения

- Уметь сочетать практические и мысленные пробы , осуществлять операции в уме; высказывать предположения,выделять признаки , конструировать, моделировать, быть творческой и самостоятельной личностью. Использовать знаки >,<,=,≠, осуществлять арифметические действия, составлять задачи по моделям, кодировать и декодировать

- Осуществлять последовательные умственные действия, анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать; конструировать, анализировать, моделировать, пространственно и логически мыслить, обобщать, исключать, классифицировать предметы. Совершать логические операции по трем свойствам, пространственно и логически мыслительного.

Оценка деятельности дошкольников.

Тестовые задания проводятся для групп II и III года обучения. За каждое выполненное задание ребенок получает 1 балл. II год обучения 5 тестовых заданий максимальное количество баллов – 9, III год – 18 баллов за 8 тестовых заданий.

Подсчет результатов:

II год

0-3 балла – низкий результат

4-6 баллов –средний результат

7-9 баллов – высокий результат

III год

0-6 баллов – низкий результат

7-12 баллов –средний результат

13-18 баллов – высокий результат

Условия реализации дополнительной образовательной программы «Математическая игротека»:

Учебные пособия:

-Дополнительная образовательная программа «Математическая игротека»

Учебно – методические пособия:

-Тарабанина Т.И., Детям о времени.  Ярославль: 1996 г.,

-Соколова Ю., Тесты на готовность к школе ребенка 6-7 лет, М.-2002г.

-Столяр А.А. Давайте вместе поиграем, Игры с логическими блоками Дьенеша, СПб.

-Финкельштейн Б.Б., Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет) Спасатели приходят на помощь: схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты,

-Финкельштейн Б.Б., Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет) Поиск затонувшего клада,

-Финкельштейн Б.Б., Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет) праздник в стране Блоков

-Колесникова Е.В., Готов ли ваш ребенок к школе? Мышление и моторика, М.-1997г.

-Колесникова Е.В., Готов ли ваш ребенок к школе? Речь и математика, М.-1997г.

-Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Я готовлюсь к школе, М.-1996г.

-Новикова В.П., Тихонова Л.И., Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера: раздаточный материал для работы с детьми 3-7 лет.

Материально-техническое обеспечение:

- Кубики Никитина: Кубики для всех, Уникуб

- игры Никитина: Сложи квадрат

- счетные палочки

- Логические блоки Дьенеша

- Цветные счетные палочки Кюизинера

- Геометрические конструкторы: «Листик», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Т-образная головоломка», «Сфинкс», «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Вьетнамская игра», «Прямоугольники», «Пифагор»,

«Гексамино», «Пентамино», «Архимедова игра», «Танграм»

-макеты часов

-плоскостные обручи

-квадраты Воскобовича

-таблицы на поиск недостающей фигуры

-таблицы на нахождение главного признака/отличия

- Математические корзинки Воскобовича

- Конструктор цифры «Волшебная восьмерка», «Восьмерка»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год