Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Нетрадиционные технологии развития мелкой моторики.
Моторика
Автор: Берсенева Елена Акимовна   
07.08.2015 10:02

Нетрадиционные технологии развития мелкой моторики.Нетрадиционные технологии развития мелкой моторики.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе? Важной и неотъемлемой частью развития ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки.

Развитие мелкой моторики руки имеет огромное значение для общего психического и физического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивалось психологами, педагогами, физиологами. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем развитее ребенок. Кроме того, учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание, память, связная речь. Отсюда следует, что упражнения на развитие мелкой моторики необходимы детям.

 

Совместные занятия по развитию мелкой моторики нецелесообразно проводить только в виде отдельных механических упражнений. Детей, надо сначала заинтересовать каким- то посильным видом деятельности, в процессе которого создать условия для подготовки их рук к выполнению разнообразных движений. Для того чтобы дети с удовольствием занимались мы выбрали работу с бумагой.

Влияние занятий с бумагой на развитие мышления и интеллект изучали психологи из Ростова-на-Дону, Екатерина и Юрий Шумаковы. Они пришли к выводу, что такие занятия:

  • повышают активность правого полушария мозга, уравновешивают работу обоих полушарий;
  • повышают уровень интеллекта в целом;
  • активизируют творческое мышление;
  • повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;
  • снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;
  • улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;
  • улучшают память и глазомер.

Поэтому работа по развитию мелкой мускулатуры рук должна начинаться, задолго до поступления в школу.

Наряду с традиционными методиками, такими как аппликация, оригами, папье-маше настойчиво внедряем новейшие технологии работы с бумагой, в числе которых: Айрис — фолдинг, Квиллинг, Декупаж, Торцевание, Киригами.

Айрис фолдинг

Название этой техники — в переводе с английского означает — сворачивание радужной оболочки, радужное складывание. Поэтому мы с детьми называем эту технику — радужка. Рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определённым углом, создают интересный эффект закручивающейся спирали. В айрис фолдинге можно использовать специальную бумагу для этой техники, обычную цветную, бархатную, упаковочную для подарков, цветную фольгу, в общем, у кого, на сколько хватит фантазии.

Техника выполнения:

  1. Необходимый фрагмент рисунка вырезается по контуру.
  2. С обратной стороны на рисунок наклеиваются полоски цветной бумаги строго в определенном порядке, в соответствии с заранее приготовленным шаблоном или с составленной Вами схемой.
  3. Изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги.
  4. Рисунок, если это необходимо, дополняется деталями.

При выполнении работы в этой технике дети должны придерживаться следующих правил:

  • Полоски наклеивать в соответствии со схемой в строго определенном порядке;
  • Концы приклеивать маленькими кусочками скотча;
  • Не допускать пропусков;
  • Сгиб полоски всегда должен быть в одном направлении, к центру.

В этой технике были выполнены следующие работы: «Осенние листочки», «В саду поспели…», «Хороши грибочки», «Открытка для Деда Мороза», «Он бежит себе в волнах», «В аквариуме».

Квиллинг

На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

Для изготовления полосок используем бумагу для принтера А-4. Сначала знакомим детей с разными элементами, из которых можно составить изображение. Потом дети сами могут составлять изображения, используя знакомые элементы. Дети с удовольствием занимаются бумагокручением. Используя этот вид творчества, мы с детьми выполнили следующие работы:

«Рыбки в аквариуме», «Цветы в корзинке», «Жаркие страны», «На лугу», «Подсолнухи», «Елочка», приготовили работу на выставку «Для милой мамочки».

Декупаж:

Слово decoupage французского происхождения, обозначает «вырезать». Следовательно, техника декупажа — техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов. Такая техника украшения была изобретена китайскими крестьянами в XII веке, именно они сделали тонкую красочную бумагу и стали украшать с ее помощью различные предметы. В Европу этот интересный метод декорирования пришел в XVII-XVIII веках вместе с красивой лаковой китайской мебелью, когда там появилась мода на «Восток». Продавцы не могли удовлетворить огромный спрос, и началось производство подделок. И техника декупажа распространилась по всей Европе. Декупаж использовали в своих работах даже знаменитые художники, такие как Матисс и Пикассо. В настоящее время самым популярным материалом стали трехслойные салфетки, поэтому во многих языках декупаж получил название – салфеточная техника.

Техника выполнения работы:

  • Вырезается мотив из салфетки;
  • Составляется композиция;
  • Поверхность, которую нужно украсить, намазывается клеем ПВА;
  • На клей выкладываются вырезанные мотивы салфетки;
  • Сверху салфетка еще раз покрывается клеем ПВА или взбитым яичным белком.

В этой технике мы украшали посуду.

Торцевание-

Эта техника многим знакома. На нарисованный простым карандашом рисунок, наклеиваем торчок (бумажный квадратик со стороной 1 см). Квадратик наматываем на стержень, обмакиваем в клей и приклеиваем к картинке, сначала это делается по контуру, затем внутри. Торцовочки нужно ставить очень плотно, чтобы получилось аккуратно. Есть несколько видов торцевания:

  • Торцевание на бумаге (на клей, на двусторонний скотч)
  • Торцевание на пластилине
  • Торцевание на потолочной плитке

«Прилетели снегири», «Букет цветов», «Новогодние открытки» выполнены торцеванием.

Киригами -

Это современный вид японского искусства, вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: (киру) — резать, (ками) — бумага. Самым простым и известным изделием, выполненным в этой технике, являются новогодние снежинки.

Причин успеха занятий много:

  • во-первых – это сама бумага с ее привычным, неагрессивным статусом. С бумагой можно делать все, что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней. Появляется мотивация, желание научиться делать разные поделки из бумаги.
  • результат достигается быстро.
  • имеет место прогнозируемый позитивный результат – если аккуратно и точно выполнять все правила, поделка обязательно получится красивой и яркой.
  • есть возможность руководить процессом», то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию, изобрести много собственных моделей.
  • метод повтора и ритмичность уравновешивают психическое состояние ребенка.
  • самым ценным является не конечный продукт – поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогла нам добиться хороших результатов. Дети с удовольствием участвуют в городских выставках, обсуждают, в какой технике и что будут делать. Лучше стали работать с ножницами. Произвольное зрительное внимание более развито, улучшилась память, дети стали более усидчивы, аккуратны, учатся четко излагать свои мысли. И все это напрямую готовит их к успешному обучению в школе. Нетрадиционные технологии позволяют это сделать в увлекательной, занимательной форме, поддерживают у детей интерес к ручному труду.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год