Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста
Моторика
Автор: Гирфатуллина Гульназ Камилевна   
18.10.2015 20:15

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его рук, кистей, речевых умений (мелкой пальцевой моторики).

Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка формируются очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет обширное представительство в каре больших полушарий в коре головного мозга. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребёнка каждого из пальцев, нужно помогать ребёнку координированно и ловко ими манипулировать. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

 

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, достаточно развита память, внимание, связная речь.

Поэтому поставила такие задачи:

  1. подобрать психолого-педагогические методики, адекватно оценивающие эту проблему;
  2. теоретически изучит эту проблему;
  3. обеспечить детей знаниями, умениями, и навыками;
  4. создать соответствующую предметно-развивающую среду в группе.

В своей работе использую следующие методы и приёмы: игровые упражнения, пальчиковые игры, аппликационную лепку, ниткопись, упражнения с крупой, игры с пуговицами, выкладывание геометрических орнаментом по опорным точкам, работу со схемами, чтение художественных произведений лучших детских писателей А. Барто, С. Маршака, Г. Сапгира, В. Берестова, Е.Благининой, Е. Серовой, Э. Успенского, использование речевого материала: загадок, чистоговорок, небылиц, песенок, потешек, стихотворений, сказок, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Каждое занятие рассчитано на 15-20 минут и не должно быть утомительным. Если дети устают, нужно провести небольшую физминутку, музыкальную паузу или пальчиковую гимнастику. В начале каждого занятия целесообразно провести массаж кистей рук (потирание, придавливание, растирание пальцев) и пальчиковую гимнастику. На занятиях неплохо использовать приятно звучащую, негромкую, спокойную музыку. Педагог должен создать спокойную, радостную, творческую атмосферу. Она- помощник детей, а не руководитель. Заинтересованность воспитателя будет стимулировать ребёнка в создании новых необыкновенных чудесных творений. Следует всегда помнить, что главное не только то, как красиво ребёнок выполнил свою работу, а развитие личности ребёнка, воспитание у него уверенности в своих силах, развитие фантазии, творчества, желания трудиться, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей. В младшем дошкольном возрасте дети должны уметь застёгивать и расстёгивать пуговицы; зашнуровать и расшнуровать обувь, завязывать шарф; завязывать и развязывать узелки; подбирать крышки по величине, по цвету, по двум признакам; уметь пользоваться прищепкой, задание на развитие мускулатуры пальцев рук; подбирать колпачки к фломастеру по цвету, по величине, выкладывать изображения из пуговиц, спичек (5-8 шт.), семян на пластиковой основе.

На занятиях с использованием крупы и семян дети учатся: удерживать семечки, крупу пальцами; делать массаж ладоней с помощью горошин (катать горошину между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливать горошину к столу и вращать её каждым пальчиком); выкладывать геометрические или растительные орнаменты по опорным точкам или схемам или рисовать их по памяти; выкладывать из зерна, бобовых крупы фигурки людей и животных, различные предметы, цифры, буквы, слова; рисовать пальцами на подносах заполненных крупой прямые, фигуры, буквы, слова, цифры, животных.

Некоторые игры и упражнения можно приводить в форме соревнований: «Кто быстрее разложит?», «Кто больше соберёт?»

Упражнения с пуговицами развивают у детей: репродуктивное и творческое воображение; память; творческие способности; зрительно-моторную координацию; пространственную ориентировку; мелкие движения рук; глазомер; речь;

Игры и занятия с клеточками.

Упражнения, проводимые в тетрадях в клеточку, формируют у детей: пространственно-образное мышление; чувственное, зрительное и слуховое восприятие; творческое воображение; внимание, память.

Игры с клеточками развивают у детей аккуратность, графические умения, глазомер. Штриховка тренирует руку ребёнка, помогает почувствовать границу фигуры. Техника штриховки может быть разнообразной- в клеточку, в линеечку, точками, кружочками, волнами, завитками.

Линии на рисунке должны быть прямыми, а не дрожащие, прерывистые, неровные.

Благодаря пальчиковым играм, упражнениям, занятиям, развивает у детей:

  • воображение, мышление, способность к анализу и синтезу, тренирует логику
  • помогают получить информацию о разнообразии окружающего мира, знакомят с понятиями «цвет», «форма», «размер»
  • формируют общие речевые навыки у детей, обогащают словарный запас
  • способствуют развитию предметной деятельности (улучшают сенсорное развитие ребёнка), развитию тактильной (кожной) чувствительности; оказывают прекрасное тонизирующее и оздоровительное действие, развивают глазомер, стимулируют зрительное внимание
  • развивают художественный вкус, конструкторские навыки, формируют интерес к рисованию, составлению узоров, симметричному расположению фигур
  • учат детей владеть своими руками, развивают крупную и мелкую моторику, элементарную ловкость в обращении с мелкими предметами, способность координировать свои движения

-воспитывают усидчивость и терпение.

Таким образом, особенную роль развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры- своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют корригировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций.

Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явления природы. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, достаточно развита память, внимание, связная речь. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы для овладения письмом, создать условие для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости. К 6 – 7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышцей кисти.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год