Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Тренируем пальчики–развиваем речь»
Моторика
Автор: Орлова Ирина Николаевна   
26.10.2015 14:56

Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Тренируем пальчики–развиваем речь»Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Тренируем пальчики–развиваем речь»

«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский

Актуальность данной работы заключается в оказании своевременной помощи детям дошкольного возраста в развитии речи и формировании мелкой моторики пальцев рук, через традиционные и нетрадиционные игры и упражнения, включая их в различные виды деятельности.

 

Цель моего проекта заключается в:

создании условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

На протяжении всего проекта решала следующие задачи:

  • совершенствовать предметно — развивающую среду для развития мелкой моторики;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста с применением разнообразных форм, методов и приемов;
  • развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • развивать коммуникативные навыки.

Работа по решению выявленной проблемы проводилась поэтапно.

Подготовительный этап:

Цель которого — создание условий для определения уровня деятельности т.е.

Выбор темы, постановка целей и задач;

Знакомство сотрудников с содержанием проекта;

Сбор литературного материала по созданию картотеки пальчиковых игр

со словами;

Подбор материала для игр.

Моя работа была направлена на создание информационной базы данных по речевому развитию детей, сформированности у них мелкой моторики кистей рук. Изучала методическую литературу, интересы и потребности детей и родителей. Провела отбор традиционные и нетрадиционные методы и приемы по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук.

Выработала систему работы по развитию у детей мелкой моторики пальцев рук, в которую вошел весь практический материал, накопленный в ходе работы с детьми. Создала картотеку «Пальчиковые игры для малышей», Методическое пособие «Волшебные ленточки». Пособие рассчитано на детей от 3 до 7лет. Предназначено специалистам, педагогам, логопедам и родителям.

На 2 основном этапе систематизировано решались выявленные проблемы.

Массаж рук с помощью подручных предметов;

Упражнения пальчиковой гимнастики;

Художественное творчество;

Проведение д/игр и п/игр;

Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук проводилась в комплексе, как с детьми, так и с педагогами и родителями.

Успешно внедрялось методическое пособие «Волшебные ленточки» в деятельность дошкольного образовательного учреждения. Веревочки, шнурочки, ленточки разной длины, ширины и толщины, являлись прекрасным инструментом для развития пальцевой моторики в работе с детьми дошкольного возраста.

На первых этапах работы с детьми, массаж выступал, как эффективный метод терапии. Применяли элементы простого массажа (поглаживание, похлопывание, постукивание, поколачивание ладошек своих и соседа).

На последующих этапах использовала нетрадиционный массаж кистей рук с подручным материалом (сосновые и еловые шишки, массажные щетки, грецкие орехи). Играя каучуковыми мячиками, катая между ладонями грецкие орехи, деревянные или теннисные шарики, у детей развивалось тактильное восприятие.

Много радости доставляло изготовление детьми поделок из пластилина и деревянных палочек (ежика, колобка), которые стимулировали мышечный тонус пальцев рук детей. Игры с крупой, речным песком, ракушками, камушками, пуговицами помогало вовлекать в работу пальцы правой и левой руки, развивать хорошую подвижность, гибкость кистей и пальцев рук.

Предлагаемые детям в веселой, непринужденной форме игры с массажными мячиками, эспандером, позволили укрепить мышцы пальцев рук и активизировать двигательные навыки.

Особое место занимала «Пальцевая живопись» — рисование ладонью, рисование ладошками, пальцами с применением музыки, помогало установить контакт, взрослого с ребенком, создать положительное, эмоциональное настроение, отвлечь внимание ребенка от речевого дефекта.

Применение хромотерапии или цветотерапии успокаивало, способствовало приливу внутренних сил, помогало мысленно сконцентрироваться, закрепить знания основных цветов и координировать руку ребенка. Хромотерапия частично включалась в изодеятельность и самостоятельную деятельность детей. Применялась при изготовлении различных методических пособий.

Детям очень нравилось работать с бумагой (скатывать из бумаги шарики, мять её), выполнять комплексы пальчиковой гимнастики, динамические паузы, которые развивают творческую деятельность, воображение, укрепляют мышцы кистей рук, формируют связь «глаз – рука». Запоминание в ходе игр загадок, чистоговорок, оказывало положительное воздействие на звукопроизношение и дикцию дошкольников. С нетерпением дети ждут вечерних игр с «Веселым карандашом», которые способствуют развитию мелкой моторики и подготовки руки ребенка к письму, помогли сформировать первые графические навыки у дошколят.

Третий заключительный этап- это непосредственно:

Презентация опыта для сотрудников детского сада;

Оформление проектной деятельности;

Подведение итогов, сделать вывод по теме проектной деятельности;

Работа с родителями.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития мелкой моторики «Мякиш».

Работа не была бы такой эффективной, без помощи педагогов и родителей. Занимательные встречи в «Педагогической гостиной» помогли педагогам практически освоить методы проведения нетрадиционных игр и упражнений на развитие мелкой моторики, овладеть играми с применением хромотерапии и музыкотерапии.

Использованные в работе нетрадиционные методы и приемы развития мелкой моторики педагоги включают в разные виды своей деятельности с детьми (в занятия, режимные моменты, музыкальные и физкультурные развлечения и праздники).

Положительным моментом в своей работе считаю, привлечение к проведению пальчиковых игр младших воспитателей, которые они проводят с детьми между занятиями.

Работа с родителями была ориентирована не только на формирование у них позитивного отношения к проводимой работе, но и на их активное участие.

Оформление наглядно информационного стенда «Играем пальчиками- развиваем речь» носило рекомендательный характер по решению возникшей проблемы. Создание в нашем ДОУ библиотеки дает возможность родителям по желанию брать методическую и практическую литературу и игры для детей на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В заключении, своей презентации, я предлагаю провести мастер- класс по изготовлению методического пособия по развитию мелкой моторики пальцев рук «Мякиш».

Пособие служит для массажа или самомассажа ладони ребенка. Для изготовления данного пособия нам понадобится: воздушные шары, мука, разноцветные нитки, карандаш, ножницы, воронка, чайная ложка, цветные маркеры.

  • Изготавливать это пособие мы будем таким образом:
  • Берём воздушный шарик.
  • Помещаем в него воронку.
  • Насыпаем чайной ложкой муку.
  • Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать её с помощью карандаша.
  • Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками мулине.
  • Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик.
  • И у нас получается «Мякиш» с разноцветными волосами и весёлым личиком. Все атрибуты, необходимые для данной работы лежат у вас на столе. Можно приступать к работе…
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год