Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Мастер – класс «Пальцы помогают говорить»
Моторика
Автор: Медведева Серафима Владимировна   
19.02.2018 01:23

Мастер – класс «Пальцы помогают говорить»Мастер – класс «Пальцы помогают говорить»

«Развитие мелкой моторики и координации рук у детей дошкольного возраста».

Провела: Медведева С.В

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста. Задачи:

  1. Представить опыт работы по вопросу развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста педагогам детских садов города.
  2. Повысить и систематизировать уровень знаний, умений и навыков педагогов по выделенной проблеме.

Ход

У современных детей все чаще наблюдается задержка в развитии речи, хотя в основном они здоровы, у них нет нарушений слуха или нарушения центральной нервной системы. В чем же причина задержки речевого развития детей-дошкольников? Рассмотрим некоторые из них. Родители меньше стали говорить с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). Они редко что-то делают своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц, книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.). Поэтому для развития речи детей очень важно стимулировать речедвижения, т. е. тренировать тонкие движения пальцев рук.

 

Ведь, развивая руки, мы развиваем речь у детей-дошкольников.

Ученые экспериментально доказали, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Другими словами, развитие речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Вот почему такое серьезное значение придается сейчас развитию мелкой моторики и координации рук у детей дошкольного возраста.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка находится в пределах возрастной нормы.

Значит, самый надежный помощник в развитии ребенка — детская рука.

Исследователи детской психики говорят: рука учит мозг.

Известно, что пальцы органически связаны с мозговыми центрами. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга; развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка, а главное — речь.

Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет так же овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков, что в будущем может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения навыком письма, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Благоприятное стимулирующее воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывают самомассаж и разнообразные упражнения с бумагой, ножницами, пластилином, природными и бросовыми материалами, а также пальчиковые игры и графические упражнения. Развивая мелкую моторику рук у дошкольников необходимо максимально использовать предметно-практическую деятельность детей.

Но работа по развитию мелкой моторики у детей должна быть систематической, целенаправленной, должна приносить ребенку радость. Только тогда будет достигнут наилучший результат от упражнений.

Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости у дошкольников.

1. Материалы и упражнения, развивающие мелкую моторику пальцев рук.

  • Массаж и самомассаж

(массажные кольца, мячи, щетки, карандаши, прищепки, крышки, волчки…

развивают силу, ловкость, тактильные ощущения рук ребенка).

  • Шнуровка, завязывание бантиков
  • Застегивание пуговиц, молний, кнопок

(помогают своевременно овладеть навыками самообслуживания)

  • Наматывание клубочков
  • Мозаика, пазлы, конструкторы

(развивают зрительно-моторную координацию и ловкость рук у детей)

  • Трафареты, штампы, лекала
  • Раскрашивание

(развивают согласованность рук и глаз ребенка)

  • Бисероплетение

(развивает сенсорно-двигательные координации, усидчивость)

  • Аппликация из бумаги

(развивает умение уверенно пользоваться ножницами, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели)

  • Мозаика из бумаги (обрывание)

(развивает силу рук, воображение)

  • Оригами
  • Конструирование из бумаги

(развивает точность и согласованность рук и глаз, фантазию у детей)

  • Лепка из пластилина
  • Рисование пластилином
  • Рисование пластилиновыми жгутиками

(развивает координации движений рук, глазомер, образное мышление)

  • Конструирование из природного материала
  • Аппликация из сухих листьев
  • Мозаика из семян растений
  • Конструирование из бросовых материалов
  • Конструирование из проволоки

(развивает зрительную память, фантазию, ручную умелость)

2. Пальчиковые игры и упражнения

Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).

  • Упражнения без предметов (пальчиковые позы: кольцо, коза, вилка, т. д.)
  • Упражнения с предметами (мячами, прищепками, массажными кольцами, крышками от бутылок, горохом, фасолью, четками и др.)
  • Речевые пальчиковые игры ( «Моя семья», «Пальчик-мальчик», «Капустка», «Дружба», «Сидит белка на тележке», «Мы писали, мы писали» и другие)
  • Театр в руке (использование различных пальчиковых кукол, кукол бибабо –для обыгрывания пальчиковых историй, сказок)

3. Графические упражнения

Способствуют развитию тонких, точных, координированных движений рук и пальцев, зрительного восприятия, контроля «глаз – рука», умения действовать по словесной инструкции, внимания, успешного овладения навыком письма.

  • Дорожки
  • Штриховка
  • Обведение по точкам
  • Обведение по линиям
  • Рисование по клеточкам
  • Графический диктант
  • Работа в тетрадях в клетку и в линейку

Важно отметить, что способность к необходимому распределению мышечного усилия при работе кистей рук и достаточная функциональная подвижность больших пальцев по отношению к остальным обеспечивают ребенку высокую пластичность в сфере мелкой моторики, что помогает избежать трудностей в овладении навыками письма в школе.

И так, в процессе всего предложенного комплекса мер, способствующего развитию мелкой моторики пальцев рук, развивается:

  • Сила рук
  • Ловкость рук
  • Координация движений рук
  • Внимание
  • Зрительная память
  • Переключаемость с одного вида движений на другой
  • Согласованность движений руки и глаз
  • Усидчивость
  • Аккуратность
  • Образное мышление
  • Фантазия
  • Готовность руки к письму
  • Речь

Уровень сформированности мелкой моторики определяет уровень освоения ребенком:

  • Изобразительных умений
  • Конструктивных умений
  • Трудовых умений
  • Музыкально-ритмических умений
  • Навыков письма
  • Овладения родным языком

Таким образом, совершенствование мелкой моторики рук оказывает огромное влияние на развитие речи, развитие основных психических процессов, а, значит, и на всестороннее развитие детей-дошкольников.

Практическая часть

1. Массаж (самомассаж) кистей и пальцев рук

  • Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
  • Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
  • Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
  • Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  • Разминание каждого пальца вдоль, затем поперек (направление движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев).
  • Прижимание каждого ногтя указательным пальцем, сдвигая палец, «катая» его влево – вправо. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены.
  • Потягивание за кончики пальцев (ногтевые фаланги)

2. Пальчиковая гимнастика за столом

  • Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
  • Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.
  • Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):

а) правой руки,

б) левой руки,

в) обеих рук одновременно.

  • Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе), поочередно и одновременно.
  • Поочередная смена положения рук «кулак – ладонь – ребро» обеими руками и поочередно.
  • Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола, сначала одной, затем другой, потом обеими руками одновременно.
  • Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой рукой, а затем обеих рук одновременно.
  • Имитация игры на пианино.

3. Творческое задание «Цветок» (поделка из бумажных салфеток)

«С радостью всегда творите

И друзьям цветы дарите!»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год