Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в сельской местности
Моторика
Автор: Канева Елена Васильевна   
30.05.2015 21:05

Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в сельской местностиРазвитие графических навыков у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в сельской местности

На данный момент в сельской местности в дошкольных учреждениях очень много детей с речевыми нарушениями. Это дети с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с общим недоразвитием речи, а также очень много детей с билингвизмом (с двуязычием).

У детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями отмечается не только нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя речи, связной речи, но и несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики. У них часто бывает излишне вялая или, наоборот, напряженная рука, дети неправильно держат карандаш (ручку), при выполнении упражнений наблюдается неаккуратность, не точность. Отмечаются трудности выполнения продуктивных видов деятельности.

Вопросы подготовки дошкольников с речевыми нарушениями к овладению письмом являются частью проблемы готовности к обучению в школе.

Поступление в школу неподготовленного ребенка может иметь неблагоприятные последствия для его дальнейшего развития. Поэтому у детей с речевыми нарушениями исправляем не только звукопроизношение, накапливаем словарный запас, развиваем грамматический строй речи и связную речь, но и развиваем мелкую моторику пальцев рук, формируем графические умения и навыки, подготавливая тем самым детей к письму.

Для более успешного развития у детей с речевыми нарушениями мелкой моторики, овладения ими определенных умений и навыков, руку детей необходимо развивать с рождения.

 

На каждом возрастном этапе предлагается следующая система работы по организации графической деятельности детей, развитию мелкой моторики и подготовки к письму:

1. Уже на первом году жизни необходимо заниматься с ребёнком, развивая мелкую моторику рук и стимулируя разнообразные движения кистей и пальцев рук. Особое значение следует придавать погремушкам: они должны привлекать малыша цветом и звучанием. В кроватке и коляске помещать следует игрушки так, чтобы ребёнок сам смог до них дотянуться. Пусть учится удерживать погремушку в руке.

Следует учить ребёнка хлопать в ладоши, махать рукой, изображать из пальчиков разные фигурки. Это могут быть самые простые движения. Позже можно попытаться с ребёнком, складывая пальчики, показать голову собачки, зайчика. И др. Не нужно забывать о старых, проверенных временем играх – речёвках: «Ладушки», «Сорока – ворона», и т. д.

2. Малышу от года до 3-х просто необходимо раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их снова. Наша задача поддержать это стремление ребёнком снабдить его необходимым материалом. Не стоит упускать случай познакомить детей с различными продуктами: он может перебрать гречку, рис, пшено. Научить детей размешивать, взбалтывать, отливать. Важно, чтобы он научился держать ложку, вилку, нож, самостоятельно размешивать сахар в чашке.

3. В возрасте 3 – 4 лет нужно развивать мелкую мускулатуру и дифференцированность движений (физиологическую готовность к графической деятельности).

4. Начиная с 4 – 4,5 лет можно постепенно вводить несложные задания на формирование графических движений, прежде всего это штриховка контурных изображений в любимых многими детьми книжках – раскрасках. Можно предложить ребёнку этого возраста рисование по точкам (обведение контура, выполненного точками или штрихами) крупных рисунков, сделанных прямыми или небольшими изгибами линиями (домики, кораблики и т. д.). Детям очень нравиться копировать рисунки с помощью копировальной бумаги. Эффективно в этом возрасте и любимо детьми рисование по крупным трафаретам.

5. На шестом году жизни ставятся задачи: аккуратность штриховки и доведение начатого дела до конца. Ребёнка обучают новым способам штриховки: прямыми вертикальными штрихами (сверху – вниз), горизонтальными (слева – направо), наклонными (сверху – вниз), клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и т. д.), крупными петельками. Нужно следить, чтобы штрихи выполнялись одним движением руки, линия должна быть ровной с одинаковым нажимом, просветы одинаковой величины.

Можно детям предложить: рисование по точкам, дорисовывание незаконченного рисунка, рисование по клеточкам и копирование рисунков по клеточкам. Задания очень полезны для развития зрительного анализа, произвольности деятельности, способности принимать задачу. Начиная с 5,5 лет можно обучать ребёнка штриховке с использованием элементов букв.

Главная задача при рисовании элементов букв для детей этого возраста – освоение их формы, при этом размер должен быть больше, чем это определяется нормативными требованиями при обучении детей письму в школе.

6. У семилетних детей графические упражнения по возможности должны быть приближены к условиям обучения письму в школе. Полезны упражнения в ученических тетрадях в клетку и линейку. Рисуя и штрихуя в школьной тетради, ребёнок седьмого года учится видеть строчку, ориентироваться на странице, отсчитывать клеточки, соотносить уже приобретённые навыки выполнения графических элементов с размером строки и клеточки.

Работа с карандашами помогает развивать ловкость пальцев рук, учит правильно держать, фиксируя его в двух точках: в точке захвата щепотью и на месте соединения большого и указательного пальцев на руке; свободно манипулировать им; регулировать силу нажима.

Также для развития мелкой моторики и графических навыков на всех возрастных этапах можно использовать следующие приёмы и упражнения:

  1. Массаж и самомассаж,
  2. пальчиковая гимнастика;
  3. работа с предметами;
  4. деятельность по развитию ручной умелости;

Массаж является одним из видов гимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм человека отмечается многими авторами. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Положительно действует массаж и на суставы, на подвижность связочного аппарата. Массаж рук способствует снятию моторной напряжённости мышц рук, и развивает гибкость и подвижность пальцев. При проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Массаж оказывает оздоравливающее и тонизирующее воздействие. Массажные движения должны проводиться достаточно энергично с ощущением тепла. При самомассаже можно использовать граненые карандаши, шарики, резиновые губки.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры» это своеобразные инсценировки действиями пальцев. Игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, статические и динамические движения. Многие игры требуют участия обоих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Пальчиковые игры условно делят на 3 группы.

  1. Пальчиковые игры без предметов (данная группа привлекает игровой мотивацией, которая побуждает действовать пальчиками – инсценировка сказок, стихов, рассказов.)
  2. Пальчиковые игры с использованием атрибутики (перчатки, на которых вышиваются глазки, носик, рот пробки от флаконов с лицами человечков, мордочками животных.)
  3. Пальчиковые игры с предметами (крышками, орехами, шариками, карандашами, аппликаторами Кузнецова.)

В старшем дошкольном возрасте большое значение в формировании готовности руки к письму играет работа с предметами: Бисерография – это выкладывание изображения предмета (сюжета) с помощью бисера, бусинок, мелких пластмассовых шариков. Здесь развивается щепоть руки (положение захвата тремя пальцами), качественно корригируются мышцы пальцев рук.

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в указательных упражнениях по ручной умелости. Особую роль в ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание ножницами разных фигурок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Особое место в подготовке руки к письму занимает рукоделие. Оно приучает детей к аккуратности, внимательности, настойчивости. В процессе пришивания пуговиц развивается точность и координация движений.

Мелкая моторика рук и зрительно-двигательная координация развивается также при выполнении упражнений в технике оригами и пластилинографии.

Формирование ручной умелости также осуществляются на занятиях по конструированию, лепке.

Таким образом, письмо – особая графическая деятельность, и овладеть ею можно только в процессе графических упражнений. Но специально подобранные физические упражнения будут способствовать совершенствованию у ребенка координации движений, научат ориентироваться в пространстве и чувствовать ритм, разовьют руку – то есть дадут ему все, что необходимо для успешного овладения этим сложным навыком.

В сельской местности данные упражнения проводят не только учителя-логопеды на индивидуальных и подгрупповых занятиях, но и психологи на своих занятиях, воспитатели на занятиях, в свободное от занятий время, педагоги дополнительного образования. Такая взаимосвязь педагогов даёт положительный и высокий результат в развитии мелкой моторики и графических навыков, что хорошо подготавливает детей к школе.

Данные упражнения можно проводить не только с детьми с речевыми нарушениями, но и с детьми с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с детьми ЗПР и с нормально развивающимися дошкольниками.

Выполнил: учитель-логопед Канева Елена Васильевна

Сторожевская средняя общеобразовательная школа

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год