Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Алгоритм разучивания песни «Что такое радость?» слова В. Медведевой, музыка Л. Шаховой, с детьми старшего дошкольного возраста
Занятия по Музыке
Автор: Королева Надежда Геннадьевна   
21.05.2017 20:17

Алгоритм разучивания песни «Что такое радость?» слова В. Медведевой, музыка Л. Шаховой, с детьми старшего дошкольного возрастаАлгоритм разучивания песни «Что такое радость?» слова В. Медведевой, музыка Л. Шаховой, с детьми старшего дошкольного возраста

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №684 «Берегиня» Московского района Санкт – Петербурга

Музыкальный руководитель первой квалификационной категории Королева Н. Г. Санкт – Петербург 2016

Цели:

  • Пробуждать у детей желание петь
  • Формировать, развивать и закреплять певческие навыки у детей.

Основные задачи в процессе занятий следующие:

  • Учить детей исполнять песни с помощью музыкального руководителя и самостоятельно, в сопровождении инструмента, на занятиях и вне их.
  • Пробуждать интерес к разучиванию новых песен (на примере песни «Что такое радость?». Название говорит само за себя, эта песня очень яркая, веселая и энергичная. Радость должна быть во всем, особенно на музыкальных занятиях). Расширять музыкальные впечатления детей. Создавать положительный эмоциональный настрой – основная задача педагога.
  • Формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению (в работе уделяется особое внимание правильному звукообразованию, дыханию, четкости дикции, чистоте интонирования).
  • Развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон (в данной песне он достаточно большой – большая септима).
  • Развивать в процессе исполнения песни музыкальный слух, через пение мелодии с различной высотой звуков, и их длительностями (в основном это мелкие ровные длительности – восьмые), направление движения мелодии (в которой есть как поступенное нисходящее движение, восходящие и нисходящие движения по тоническому трезвучию). Сочетать пение и ритмическое сопровождение натуральных диафонов.
  • Помогать проявлению творческих способностей детей через эмоционально – образную передачу текста песни.

Используемые технологии:

  • Здоровьесберегающая технология
  • Личностно – ориентированная технология
  • Коммуникативная технология

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка.

Педагог должен заинтересовывать содержанием песни — как ее литературным текстом, так и музыкальным оформлением, вызывать желание спеть ее.

Процесс разучивания в свою очередь имеет несколько этапов: первоначальное ознакомление детей с песней и последующее разучивание, когда проводится основная работа по обучению певческим навыкам.

Первое знакомство с песней должно строиться на ярком, образном, выразительном исполнении педагога, чтобы взволновать детей и увлечь их.

Особое значение имеют ясная артикуляция, мимика и дирижерский жест при показе музыкального материала руководителем.

Первый этап – знакомство с песней (1-е занятие)

Вступление:

Беседа перед песней: прочитать стихотворение И. П. Токмаковой «Радость».

Радость — если солнце светит,
Если в небе месяц есть.
Сколько радости на свете
Не измерить и не счесть.

Только радостные слышат
Песню ветра с высоты,
Как тихонько травы дышат,
Как в лугах звенят цветы.

Только тот, кто сильно любит,
Верит в светлую мечту,
Не испортит, не погубит
В этом мире красоту.

Рассказ о содержании песни – о том, что радость мы можем увидеть и почувствовать во всем, что нас окружает (с использование цитат из нее – это не только явления природы «радость – это радуга над землей в зените, радость – это солнце…», это и живые существа «…и птицы в вышине», и природа – «море, лес и горы, поле и река»). Объяснение незнакомых слов ( «в зените» — когда солнце находится прямо над головой).

Рассказ о том, кто такой автор и композитор песни. Необходимо, чтобы у детей было четкое понимание и разделение о том, что автор пишет стихотворный текст, а композитор – музыку к нему.

Показ демонстрационного материала по теме песни (картинки, мультфильмы).

Создание веселого эмоционального настроя, соответствующего характеру данного произведения.

Слушание:

Выразительное личное исполнение песни музыкальным руководителем под аккомпанемент фортепиано.

Беседа о песне:

Узнать отношение детей к песне (понравилась или нет и почему), определить понимание детьми содержания песни. Беседа о характере произведения (веселая, радостная, солнечная).

Основной этап – разучивание песни (2-е, 3-е, 4-е, 5-е занятия)

Подготовка голосового аппарата:

  • Дыхательная гимнастика (надуваем шарик, дуем на свечку, дышим как собачки)
  • Артикуляционная гимнастика (мимическое упражнение – губки вытянуты «уточкой», произносим звук «у», широко растягиваем губки в улыбку — «и»; рисуем губами круг, квадрат, язычок «бегает» по зубкам и за зубками, натянули язык до подбородка-отпустили и т.д.)
  • Скороговорки и распевки (пение попевки с текстом по полутонам). Для настройки на данную песню хорошо для начала попеть скороговорки на одном звуке (так как в песне много согласных «Р», которые необходимо хорошо проговаривать) «Андрей воробей, не гоняй голубей», их можно пропевать с различными интонациями: сердито, ласково. Для кантилены звучания и для распева в нужном диапазоне спеть поступенную распевку «на дворе – трава» (в медленном темпе. C – D – E – D – C).

Разучивание песни:

  • Разучивание стихотворной части песни (с хорошей артикуляцией, даже немного утрируя) с тем ритмическим рисунком, которого требует мелодия.
  • Отдельное прохлопывание ритмического рисунка вместе с текстом (как в простых, так и в сложных местах). Показ иллюстраций – подсказок по теме песни (в текстовой последовательности – радуга, солнце, птицы; для второго куплета – картинка семьи и т.д.). активизация личного опыта ребенка (рассказ детей о том, что они видели сами – какую радугу, лес, море и т.д.).

Обращать особое внимание на слова, которые заканчиваются на согласную букву (например «дариТ», «излучаеТ»), чтобы эта буква не «съедалась», а пропевалась с усиленным вниманием. Так же трудность вызывает окончания слов, заканчивающихся на гласные звуки. Это требует определенной проработки.

  • Освоение мелодии: музыкальное эхо (музыкальный руководитель – дети). Начинать разучивание мелодии необходимо по фразам (сначала можно петь на удобный слог, например «ЛЯ»). В процессе разучивания использовать слогоритмические формулы, например, слогоритм «ти-та» (где «ти» — это восьмые ноты, «та» — четвертные). Обязателен показ музыкальным руководителем высотности и ритма рукой. Отдельно пропевать трудные мелодические места в медленном темпе.
  • Пение с вокальными группами разного состава:
  • по рядам
  • отдельно мальчики
  • отдельно девочки
  • пение с солистами.

Впевание:

  • Выразительное исполнение песни музыкальным руководителем, как образец.
  • Показать детям, где нужно петь громче или тише и объяснить, почему. Рассказать где припев и объяснить, что в это время нужно делать (во время припева, в паузы между «ля-ля-ля нужно успеть сдеть три хлопка».
  • Формирование качественного звучания песни от начала до конца. Обращать внимание на дыхание, фразировку песни, одновременное начало и окончание песни.
  • Создавать эмоциональный настрой на исполнение песни.
  • Необходимо, чтобы при исполнении песни, дети не забывали о правильной певческой постановке (спина прямая, руки свободно опущены вдоль корпуса тела, ноги немного расставлены – чуть уже, чем на ширину плеч).

Заключительный этап – исполнение песни (6-е занятие)

Выразительное исполнение песни перед зрителями на празднике.

Активизация взаимодействия родителей и детей через включение в общее звучание песни (совместное исполнение припева родителей и детей).

Разучивание песни не заканчивается ее концертным исполнением. Работа продолжается через:

  • Слушание аудио записей данной песни (в исполнении других детей).
  • Узнавание детьми песни по мелодии, вступлению, по текстурам по ритмическому рисунку.
  • Оценка детей детьми.
  • Разучивание новых песен.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год