Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Значимость игровых замыслов в формировании чувства ритма у дошкольников
Занятия по Музыке
Автор: Балашова Валентина Александровна   
08.07.2018 14:16

Значимость игровых замыслов в формировании чувства ритма у дошкольниковЗначимость игровых замыслов в формировании чувства ритма у дошкольников

Ритм имеет немаловажное значении в жизни человека. И дошкольный возраст это период когда закладываются первоначальные способности, которые необходимо развивать. Из всех музыкальных способностей, чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, что оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное.

Изучив опыт ведущих педагогов–музыкантов по данному направлению (Карл Орф, Эмиль Жак – Далькроз, Н. А. Ветлугина Б.В. Асафьева и др.) и проанализировав результаты диагностического обследования дошкольников, выявила следующие проблемы: слаборазвитое чувство ритма воспитанников, недостаточно хорошо развитая речь и координация движений. Эти дети мало эмоциональны и неуверенны в себе, застенчивы и замкнуты, что сказывается на выразительности и пластичности их исполнительской деятельности.

 

Исходя из проблемы, первоочередной задачей музыкального руководителя считаю: вовлечь дошкольников в музыкально-ритмический мир, сделав обучение детей интересным и не заметным для них самих.

Конечно, все мы знаем, что ведущей формой обучения и развития дошкольников является игра, именно в игровой деятельности ребенок получает наиболее яркие впечатления. Но, также понятно, что современным детям необходимы новые интересные игры. И все мы находимся в поиске и разработке таких игр. Если дети от музыкально двигательных упражнений получат удовольствие, то и задача формирования чувства ритма будет успешно решена.

Поставив цель работы – вовлечь детей в мир музыки, стимулировать развитие музыкально — ритмических способностей посредством музыкальных игр определила для себя ряд задач:

  • создать благоприятную музыкально-развивающую среду, обеспечивающую развитие музыкально — ритмических способностей ребёнка
  • разработать систему творческих заданий, способствующих развитию музыкально-ритмических способностей
  • развить у детей чувство ритма и метроритмические чувства в процессе разнообразных видов игровой деятельности и ИКТ.

В поиске средств решения задач, был сделан вывод, что процесс усвоения ритмической структуры можно улучшить, используя музыкальные игры.

Для наиболее успешного формирования чувства ритма необходимо придерживаться некоторых правил:

  • главное — это начать развивать его как можно раньше
  • упражнения и игры должны быть подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и обязательно включаться в каждое музыкальное занятие, как его неотъемлемая часть
  • для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года
  • занятия по развитию чувства ритма, должны носить непринужденный игровой характер, проходить без каких-либо замечаний детям, только с положительной оценкой
  • материал должен усложняться постепенно – от простого к сложному.

Как показывает практика, разнообразие игр очень плодотворно сказывается на развитии музыкально — ритмических способностей. В свою образовательную деятельность в процессе НОД, совместной и индивидуальной деятельности включаю речевые упражнения, ритмодекламации, вокально-двигательные разминки, музыкально-ритмическая деятельность, игры с использованием нетрадиционных инструментов (палочки, орешки, стаканчики и др.), а также музыкальных инструментов и ИКТ.

Речевые игры и упражнения сопровождаются движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками, цоканье языком и др.). Используемые тексты для речевых игр соответствуют возрасту дошкольников, поэтому просты, легко запоминаются. Это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Простота выбранного текста позволяет уделять больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращается в театральную сценку, позволяя детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал.

Ритмическая речевая игра со звучащими жестами «Путешествие на рынок»

Предварительно обговариваем с детьми, что продается на рынках. Прохлопываем различные комбинации. Далее соединяем все в хороводную, ритмическую игру.

1. Рынок наш так хорош Идут по кругу

Лучше рынка не найдешь.

Киви – ананас Вед. показывает на ребенка (или по очереди), тот

Пирожки, халва и квас прохлопывает свою комбинацию, дети повторяют

2. Рынок наш так хорош Идут по кругу

Лучше рынка не найдёшь.

Булка с маком, булка, сок. Вед. показывает на ребенка (или по очереди), тот

Огурцы, картошка прохлопывает свою комбинацию, дети повторяют

3. Рынок наш так хорош Идут по кругу

Лучше рынка не найдёшь.

Рыба, мясо, колбаса, Вед. показывает на ребенка (или по очереди), тот

Продолжается игра. прохлопывает свою комбинацию, дети повторяют

Вариант игры: можно импровизировать по словам, количеству участников.

Ритмическая речевая игра-канон со звучащими жестами «Ножки и ручки»

Эта игра немного сложнее. Мы берем канон. Сначала проговариваются слова, затем сочетаем их с движениями. И только после хорошего, твердого выучивания переходим к канону. Сначала музыкальный руководитель тихонько подпевает, затем детей делим на 2 группы и исполняем игру в виде канона.

Ножка раз, правая нога на пятку

Ножка два, левая на пятку

Побежала по дорожке детвора. бегут по кругу в такт

Ручка раз, правую руку вверх

Ручка два, левую руку вверх

Помахала и сказала всем пока машут двумя руками сверху вниз, присаживаясь в конце.

Ритмодекламация — это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста.

Ритмодекламация — считалка «Опа-опа»

Опа-опа, опа-па! Опа-па! Опа-па!

Три фасольки, два боба. Два боба. Два боба.

Побежал я в огород. В огород. В огород.

Положил их прямо в рот. Прямо в рот. Прямо в рот.

Вариант игры: декламировать считалку, используя партию второго голоса, подражая «эху»; «Эхо» исполняется ритмически с использованием шумовых инструментов (две группы); когда слова будут говориться легко, исполнять тремя подгруппами: основной, «эхо», аккомпанемент.

Ритмодекламация, как вид музыкальной деятельности, очень нравится всем детям, даже дети с плохой координацией слуха и голоса с удовольствием исполняют ритмодекламации, не испытывая закомплексованности, неуверенности в себе.

Вокально-двигательные разминки — еще один вид музыкально-игровой деятельности, направленный на формирование ритмических способностей. К этому виду относятся вокальные упражнения (песенки, потешки, попевки), сопровождаемые ритмическими движениями. ( «Лиса по лесу ходила», «Барашеньки», «Солнышко», «У Оленя дом большой», «Шарики-фонарики» и др.), основной целью которых является концентрация внимания детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом.

Игра – приветствие «Здравствуйте» дети учатся согласовывать свои движения в соответствии с ритмом.

I Ти-ки ти-ки ТА ТА (по коленям)

Здрав-ствуй-те (в ладошки)

II Кружение в одну сторону (лодочкой в паре), на 4 долю хлопок в ладоши,

в другую + ищем новую пару

Вариант игры: одновременное прохлопывание группой всего фрагмента; делим детей на 2 группы:

  1. группа – ти-ки ти-ки ТА ТА (по коленям)
  2. группа — Здрав-ствуй-те (в ладошки)

На II часть ходим в рассыпную, далее останавливаемся.

Музыкально-ритмическая деятельность. Ритм и координация движений – важные аспекты танца. Поэтому в танцах тоже очень хорошо развиваются ритмические способности. Ребенок учиться согласовывать свои движения с ритмом музыки. Для того чтобы ребёнок действительно проникся чувство ритма всё нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребёнка быстрой реакции. Эту задачу облегчает использование танцев – игр. Они вносят долю эмоциональности и очень нравятся детям. Дети с удовольствием танцуют такие номера абсолютно без затруднений, подпевая текст.

«Ритмическая змейка» данное ритмическое упражнение хорошо развивает воображение, фантазию, внимание. Способствует формированию пространственного ориентирования. Дети с удовольствием импровизируют.

Дети встают змейкой (в старших группах в 2 змейки). Голова – туловище – хвост. Под музыку двигаются за головой. Голова показывает разнообразные двигательные и ритмические движения – все остальные повторяют. По сигналу (удар в бубен или хлопок), голова становится в хвост, головой становится следующий ребенок. Придумывает свои движения. Двигаясь в двух змейках, важно умение правильно распределять пространство, не натыкаться на другую змейку.

Игра на музыкальных инструментах не менее интересная музыкальная деятельность. Для развития ритмического чувства лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментам, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет. Для этого использую простейшие инструменты: колокольчики, погремушки, треугольники, деревянные ложки бубны, барабаны, палочки и т.д. Можно всё занятие посвятить одному инструменту: с ним играть, танцевать, аккомпанировать себе и другим. Задавая вопрос: «Как еще можно поиграть на этом инструменте?», — побуждаю детей проявлять изобретательность. Это одно из важных заданий, где дети творчески исследуют темброво-динамические возможности инструментов и приемы игры на них.

Наравне с игрой на музыкальных инструментах также использую игры с нетрадиционными музыкальными инструментами (орешки, палочки, шишки, стаканчики и др.), которые привлекают внимание детей, вовлекая их в творческий процесс.

«Ритмическая игра на орешках»

Дети располагаются на ковре, образуя круг. Один орех в левой руке, 2-й – рядом на полу. Правой рукой показываем и произносим слова, сопровождая движениями по тексту. На 2 часть музыки, берем 2 орех и ритмично стучим ими. Первоначальное разучивание с текстом, впоследствии без проговаривания слов вслух, под музыкальный фрагмент

I У меня, у соседа, взял, отдал.

II Стучим орехами

Скачут две лошадки — игра на ритмических палочках (клавесах)

сл. Н. Кучинской, муз. Ф. Лещинской.

1 куплет:

Скачут, скачут две лошадки, Стучат палочками о пол

Но, но, но! Палочка о палочку

Мчатся, мчатся, без оглядки, Стучат палочками о пол

Но, но, но! Палочка о палочку

Скачут, скачут в город новый, Стучат палочками о пол

Цок, цок, цок! Палочка о палочку

Звонко цокают подковы, Стучат палочками о пол

Цок, цок, цок! Палочка о палочку

2 куплет:

Вы лошадки нас возьмите Палочка о палочку – палочкой о пол

Да, да, да! Палочка о палочку

Быстро в город нас домчите? Палочка о палочку – палочкой о пол

Да, да, да! Палочка о палочку

Эй, лошадки, на пригорок палочка о палочку – палочку вверх (слушаем паузу)

Скок, скок, скок!

Вот он город, новый город

Стоп, стоп, стоп!

3 куплет:

Без слов О свою палочку – у соседа (поцокать язычком)

Вариант игры: варьируем жесты и удары, можно выполнять в парах, дать возможность ребенку придумывать свои движения и т.д.

Ритмическая игра со стаканчиками схожа с предыдущей игрой, особенность- игра сопровождается пением песенки, получается необычное ритмичное сопровождение. Также в процессе этой игры закрепляем знания о правой и левой руке.

Дети располагаются по кругу. Левую руку показали и убрали назад, чтобы она не мешала. Правой рукой берем – отдаем. Проговаривая слова вслух, по 1 стакану ведущий начинает отдавать соседу справа. Затем меняем руки и направление движения стакана – постепенно собирая стаканы.

Вариант игры: ведущий прохлопывает определенный ритм, затем передает стакан соседу, который присоединяется к прохлопыванию его ритма; на ритмическом фоне, полученным при перестановке стаканов поем любую попевку, потешку.

Игры с нетрадиционными музыкальными инструментами увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, координацию движений, мелкую моторику, речь, чувство ритма. Такие упражнения использую как со всеми детьми, так и индивидуально.

В работе над ритмом очень помогает наглядный материал. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, зрительное внимание, активизирует процесс запоминания. Углубляет и облегчает восприятие музыкального ритма использование зрительных образов (карточки, ритмосхемы). В дальнейшем, когда ритмические схемы прохлопываются без затруднений, переходим к следующему этапу – играм с использованием ИКТ, где ритмический рисунок представлен в виде анимированных картинок, сопровождаемых мелодией ( «Овощные ритмы», «Озорная полечка», «Капризный дождик» и др.). Это различного уровня сложности музыкально-ритмические упражнения. Совсем простые для малышей, которые могут любыми звучащими жестами или стучащими предметами передавать ровную пульсацию длинными или короткими звуками в соответствии с меняющимися на экране картинками. И задания сложнее для ребят, которые уже имеют некоторый опыт.

Вариант игры: прохлопывание ритма; использование музыкальных инструментов; разбиваем детей на подгруппы (у каждой подгруппы свой музыкальный инструмент).

Благодаря созданию благоприятной музыкально-развивающей среды, разработке системы творческих заданий, разнообразию видов игровой деятельности дети научились:

  • Ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке различного характера и темпа, используя звучащие жесты, движение, шумовые инструменты;
  • использовать слова как основу для составления ритмических цепочек, импровизировать ритмические цепочки на основе цепочек слов.
  • «Переносить» ритм слов на инструменты и звучащие жесты с речевой поддержкой. Исполнять простейшие ритмы со слоговой поддержкой.
  • Исполнять метрический пульс под музыку различного характера

Подводя итог можно, с уверенностью утверждать, что в формировании чувства ритма игровые замыслы являются важной основой.

Список литературы

  1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей / Ю.Б. Алиев Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). — Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998г.
  2. Волкова Г.А. Логоритмическая ритмика: Учеб для студентов высшего Учебного заведения – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003г. ( «Коррекционная педагогика», реком. Министр. Образования РФ)
  3. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – СПб.: «Композитор», 2005г.
  4. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения, серия: "Детский сад день за днём", Академия развития, 2000г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год