Нравственно-этическая направленность детей дошкольного возраста. |
Нравственное воспитаение | |||
Автор: Косолапова Виктория Дмитриевна | |||
01.08.2015 20:10 | |||
Нравственно-этическая направленность детей дошкольного возраста. “Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей”. Сухомлинский В.А. В современном обществе особое внимание уделяется формированию нравственно-этической ориентации растущей личности: освоению моральных норм и нормативного поведения, основ альтруистического поведения, умений проявлять эмпатические чувства. Вместе с тем, сегодня существует много факторов, которые негативно влияют на нравственное развитие личности. Экономическая нестабильность рождает в людях неуверенность в завтрашнем дне, требует огромной затраты сил на добывание средств существования, от чего люди испытывают постоянное беспокойство, нервозность, срывы, злобу. Отрицательно влияет на развитие гуманных чувств и положение в мире, который охвачен состоянием бесконечной войны. Люди испытывают постоянный страх за свою жизнь, обостренное чувство опасности. В связи с этим растет озлобленность, жестокость, агрессивность, отчужденность людей. Доброта перестает быть значимым качеством личности. Все это провоцирует культурный кризис в обществе, снижение уровня нравственной образованности, воспитанности.
Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке — право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. В детском саду соблюдение правил необходимо для нормального существования детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни. На практике я поняла, что обучать дошкольников хорошим манерам “ на ходу” нецелесообразно. Например, во время обеда учить пользоваться ножом, объяснение нового отвлекает ребёнка, часто вызывает отрицательные эмоции и негативно сказывается на усвоении пищи и даже на аппетите. Поэтому знакомство с правилами поведения за столом и упражнения в их выполнении, я решила проводить на специально организованных занятиях один раз в месяц. А для того чтобы, знакомство с правилами этикета вызывали у детей положительный, эмоциональный отклик и стали личностно-значимыми, я использовала сказочных персонажей (напр., Фея Добрых слов, Домовёнок Кузя, Карслон, кот Леопольд). Так, например, одним персонажам мы подсказывали, как себя вести; другие учили нас тем или иным правилам; а третьи учились вместе с нами. Обыгрывая различные ситуации, играя в дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, способствовала закреплению правил поведения. Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что, во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться и в процессе игры я показывала, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Так играя в “Семью” вместе с детьми учились, как нужно обращаться с близкими людьми, как накрывать на стол, как принимать гостей, как себя вести в гостях. Для того чтобы ребёнок лучше мог представить себя в роли мамы, парикмахера или шофёра, организовала в группе уголок ряженья. Где в достаточном количестве присутствуют разнообразные костюмы, сделанные совместно с детьми и родителями. Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести дома, в детском саду, в общественных местах, и конкретным поведением ребёнка, я использовала кукольный, настольный театр, театр на фланелеграфе. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет через театрализованную деятельность оказывает позитивное влияния на детей. Театр позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Посмотрев кукольный спектакль “Непослушная Даша”. Я беседовала с детьми о том, как нужно обращаться с близкими людьми. Чтобы лучше узнать ребёнка, необходимы знания о его семье. Я решила провести анкетирование родителей, где хотела выяснить знания родителей об этикете. На первом собрании познакомила родителей с навыками этикета, которыми могут овладеть дети младшей группы. В родительский уголок сделала папки-передвижки на тему “Как лучше организовать детский праздник”, “Вашего малыша пригласили в гости”, “Ребёнок на празднике взрослых”. Наличие консультаций, памяток и других методических материалов для работы с родителями по данной тематике; оформление наглядной агитации в «Уголке для родителей»; наличие выставок специальной литературы «В помощь родителям» помогло повысить уровень нравственно-этической воспитанности детей. В результате целенаправленной работы можно сказать о некоторых достижениях. Когда я начинала работу по формированию нравственно-этической воспитанности детей с использованием правил этикета, 80% детей из группы не здоровались, не прощались, не благодарили за помощь, не умели общаться со сверстниками и взрослыми. Сейчас дети умеют здороваться, прощаться, говорить “Спасибо” выходя из-за стола, хотя некоторым приходится напоминать об этом, оценивают своё поведение, знают правила поведения. В результате моей работы дети с удовольствием предлагают свою помощь (развязать шарф, застегнуть сандалии), излагая просьбу, говорят “пожалуйста”. Дети научились правильно держать ложку, пользоваться салфеткой, закрепляем умение есть вилкой. Дети с удовольствием помогают помощнику воспитателя накрывать на стол, ставят чашки, раскладывают ложки, но некоторым приходится подсказывать с какой стороны должна лежать ложка. Больше внимания дети уделяют своему внешнему виду: заправляют рубашки в шорты, спрашивают, правильно ли они надели обувь, девочки просят расчесать волосы. С целью проверки эффективности методов и приемов, разработанных и систематизированных мною, провожу систематическое диагностирование детей. Это позволяет мне увидеть положительную динамику. Я пришла к выводу, что успешность работы с детьми зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятиях, чтобы дети с нетерпением ждали следующего дня прихода в детский сад. Создание комфортного микроклимата способствует достижению оптимального результата от проводимых мною занятий. Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям. Своим опытом делюсь с коллегами, выступая на заседаниях методического объединения, педагогических советах, давая открытые занятия. Я использую следующие методы и приемы воспитания этикетных норм у дошкольников:
Считаю, что творчество, терпение, трудолюбие – личностные характеристики хорошего воспитателя. Задача всех нас, взрослых, и моя лично, продолжать создавать необходимые условия для формирования нравственно-этической воспитанности детей дошкольного возраста. Над этой проблемой я и буду работать в дальнейшем. Детям нужно ещё многому научиться, чтобы стать воспитанными и культурными людьми.
|