Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Уроки доброты»
Нравственное воспитаение
Автор: Горовенко Анжелика Германовна   
15.12.2014 13:44

Паспорт педагогического проекта «Уроки доброты»

Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Уроки доброты»

 

1.

Наименование проекта

«Уроки доброты»

2

Основные разработчики педагогического проекта

Педагог- Горовенко Анжелика Германовна

3

Основная цель

 Духовно-нравственное воспитании детей младшего дошкольного возраста в процессе  ознакомления с  художественной культурой.                                                                                                                                                                                                                                                     

4

Основные задачи

1.Формировать у детей  способность различать и оценивать отношения и поведения людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо-плохо», можно-нельзя-надо».

2.Развивать и обогащать словарь детей.

3. Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним.

4.Воспитывать чувства почтения и любви к родителям.

5

Срок реализации

Проект рассчитан на учебный год.( август 2014- май  2015 уч.год)

6

Структура педагогического проекта

Ú  паспорт;

Ú  аннотация педагогического проекта;

Ú  пояснительная записка;

Ú  цель, задачи;

Ú  содержание проекта;

Ú  актуальность темы;

Ú  гипотеза;

Ú  тип проекта;

Ú  методы

Ú  участники проекта

Ú  перспективный план;

Ú  работа с родителями;

Ú  литература.

 

7.

Ожидаемые результаты Программы

 

 

 

 

 

Применение педагогического проекта  в практической деятельности позволит обеспечить воспитание у ребёнка гуманного отношения к  окружающему миру,  формировать  социально-коммуникативные умения и навыки, этические  представления, социально-общественные качества, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей, создаются благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.

 

 

 

Аннотация педагогического проекта:

На современном этапе жизни нашего общества ведущим компонентом системы развития личности выступает духовно-нравственное воспитание, пред­полагающее синтез духовно-нравственного сознания, чувств и поведения.

Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Само понятие «воспитание» К.Д. Ушинский определял как «духовное питание воспитанника и восхождение с ним на новый уровень отношений с миром и самим «собой»

 «Когда педагог, любящий своё дело и любящий детей, смотрит на них, общается с ними, таинственно соприкасается душой с их сердцами, он действительно многое угадывает, многое прогнозирует, многое предчувствует…

Реализация педагогического проекта  «Уроки доброты» поможет обогатить сознание ребёнка духовными смыслами, показать ему пример любви, истинно христианского отношения к другим людям и к себе.

Дошкольный младший  возраст рассматривается как период закладывания основ личности ребенка, элементов социального опыта, умений и навыков взаимодействия с окружающим миром.

В проекте  определены цели и задачи, содержание, перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста, прослеживается взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности. Педагогический проект «Уроки доброты» предназначен для воспитателей детских садов.

 

 

Пояснительная записка.

 

 

       Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям,  воспитание нравственных чувств - одна из главных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников.

        Педагогический проект  составлен для детей 2 младшей  группы, подчинен достижению основной цели - духовно-нравственному воспитанию детей  дошкольного возраста в процессе  ознакомления с  художественной культурой.

Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, отвечающая потребностям развития целостной личности ребёнка.

Педагогический проект «Уроки доброты»  строится на принципах:

- принцип культуросообразности  (учёт национальных ценностей и традиций в образовании).

- принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;

- принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал.

- принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.

Занятия проводятся раз в месяц продолжительностью 15  минут. Количество занятий в год – 10.

  Проект  составлен с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

ü изодеятельность;

ü художественная литература;

ü ручной труд

 

Цель:

духовно-нравственное воспитании детей  дошкольного возраста в процессе  ознакомления с  художественной культурой.

Задачи:

  1. 1.Формировать у детей  способность различать и оценивать отношения и поведения людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо-плохо», можно-нельзя-надо». Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

 

  1. 2.Развивать и обогащать словарь детей.

 

  1. 3.Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним, послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
  2. 4.Воспитывать чувства почтения и любви к родителям.
  3. 5.Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
  4. 6.Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
  5. 7.Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

 

Содержание педагогического проекта.

Содержание проекта  включает два раздела:

 

разделы

задачи

 

Изобразительное искусство

 

1. Ввести детей в мир высоких духовно-нравственных образов.

2. Помочь детям почувствовать и понять образы героев.

3. Содействовать  развитию самостоятельности в выборе нравственной позиции.

Художественная литература

1. Развивать навык связной речи детей и навыков речевого общения.

2. Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости

 

 

Актуальность темы.

 

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.   Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложней­шими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и ковар­ство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

 

 

Гипотеза.

Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает  устойчивый интерес к сказке.  Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

 

Тип проекта.

- Информационно-творческий

 - Долгосрочный

- Групповой.

 

Методы.

          Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.

 

Участники проекта.

 Дети младшего возраста группы, воспитатель, родители.

 

Ожидаемый результат:

 

В результате проектной деятельности будет  подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:

 пополнение библиотеки книгами по  разделу «Сказки»;

оформление тематического альбома «Здравствуй сказка!»;

оформление книжек – малышек родителями;

изготовление театров  из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;

составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)

 

Через восприятие  сказок мы:

- воспитываем детей

- развиваем выразительную, образную речь

- развиваем логическое мышление

- развиваем творческую активность

 сказки это отличное средство сплочения детей и взрослых.

 

 

 

Этапы работы:

1 этап – подготовительный- август 2014 год

Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с воспитателем, родителями, музыкальным руководителем; сбор информации, литературы, дополнительного материала.

2 этап – основной- сентябрь 2014 года- май 2015 год

Реализация плана проекта с детьми, родителями.

3 этап – итоговый- конец мая 2015 года

Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

 

 

Перспективный план

Тематический годовой план занятий

 

Младшая группа

 

 

Тема занятия

Содержание работы с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

 

«Милости просим, гости дорогие»

«Добрые слова»

Беседа  « Использование художественной литературы в семье. Книга в семье».

«Ходит сон  близ окон»

Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и  колыбельными песнями.

«Во саду ли, в огороде»

Знакомство с овощами. Продуктивная деятельность – аппликация «Овощи»

«Репка»

Знакомство со сказкой «Репка» продуктивная деятельность . аппликация «Репка»

Октябрь

 

«Чудесный сундучок»

Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах.

Консультация «Посеешь привычку – пожнёшь характер».

«Как у нашего кота»

Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой  заучивание потешек «Как у нашего кота», продуктивная деятельность рисование песочком «Кот»

«Котик, котик, поиграй»

Повторение потешки «Как у нашего кота», дидактическое упражнение «Похвали котика»

«Девочка и лиса »

Знакомство  со сказкой «Снегурочка и лиса».  Игра «Кто позвал?»  (угадывание по голосу)

Ноябрь

 

«Водичка, водичка умой мое личико»

Знакомство детей  с умывальником . Разучивание потешки «Водичка, водичка умой мое личико»

Народный календарь (Приметы, загадки, совместно продуктивная работа с родителями).

«С гуся вода, а с Ванечки худоба»

Повторение потешки «Водичка, водичка умой мое личико» и колыбельных.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой»

«Идет коза рогатая»

Разучивание потешки «Идет коза рогатая».

«Волк и семеро козлят»

Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят», продуктивная деятельность- раскрашивание раскраски

Декабрь

 

«Стоит изба из кирпича, то холодна то горяча»

Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.

Продуктивная деятельность рисование печки

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников  посредством  устного народного творчества».

«Колобок»

Знакомство со сказкой «Колобок». Продуктивная деятельность .аппликация «Колобок»

«Уж ты, зимушка - зима»

 Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»

«Сундучок Деда Мороза»

Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде, продуктивная деятельность –рисование «Снежинки»

Январь

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Знакомство  детей с Рождеством. Продуктивная деятельность- раскрашивание рождественских раскрасок

Консультация для родителей: «Народная сказка в системе нравственного воспитания»

«Фока воду кипятит и как  зеркало блестит»

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем» продуктивная деятельность- рисование. Раскрашивание «Самовар»

«Гость на гость – хозяйке радость»

Знакомство детей с медведем мишуткой. Лепка посуды.

«Три медведя»

Знакомство  со сказкой Л.Н.Толстого «Три медведя»

 


 

 

Тема занятия

Содержание

 

Февраль

 

«Маша и медведь»

Знакомство  со сказкой  «Маша и  медведь». Раскрашивание раскраски

Консультация для родителей «Приемы обучения детей рассказыванию»

Хозяйкины помощники.

Знакомство  детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. Продуктивная деятельность «Ведро»

«Половичку курочка веничком метет»

Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была»

«Масленица дорогая -  наша гостьюшка годовая»

Знакомство детей с масленицей.

Март

 

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Этическая беседа «Моя любимая мама»

Оформление папки – передвижки «Сказка в жизни ребенка»

«Приди, весна, с радостью»

Разучивание заклички «Весна, весна красная!» раскрашивание «Весна»

«Петушок- золотой гребешок»

Знакомство детей  с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке.

«Заюшкина избушка»

Знакомство  со сказкой  «Заюшкина избушка»

Апрель

«Трень-брень, гусельки»

Знакомство с русским народным инструментом – гуслями.

Конкурс « Пасхальное яичко».

«Светлое Христово воскресенье»

Знакомство с праздником «Светлое Христово воскресенье

Папка-передвижка «Светлое Христово воскресенье»

«Петушок золотой гребешок»

 Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К.Д.Ушинского «Петушок с семьей»

Народный календарь «История праздника Пасхи».

«Курочка ряба»

Знакомство  со сказкой  «Курочка ряба» продуктивная деятельность «Яичко»

Май

 

«Здравствуй, солнышко – колоколнышко!»

Разучивание потешки про солнышко.

Оформление папки – передвижки «Сказка в жизни ребенка»

«Сорока – белобока кашу варила»

Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком

Консультация для родителей «Знакомство со сказкой «

 

«Кто в тереме живет?»

 Знакомство  со сказкой  «Теремок»

Продуктивная деятельность по сказке «Теремок»

Сочинение сказок родителями

Прощание с «избой»

Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени.

Презентация проекта  «Уроки доброты»

Литература:

1. Гладких Л.П., архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков. Основы православной культуры: науч. – метод. пособие для педагогов детских садов «Мир-прекрасное творение». – Курск, 2008 г.

2. Натаров В.И. и др. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2005 г.

3. Шорыгина Т.А. «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание. М.: Прометей; Книголюб, 2005 г.

4. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. «Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006 г.

5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольника с художественной литературой» Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера» 1998 г.

6. Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду». – М.: Мозаика - синтез, 2005 г


 

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год