Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Тренинговое занятие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. «Понятие морали, нравственности, ценностей»
Нравственное воспитаение
Автор: Богданова Анастасия Валерьевна   
28.01.2015 12:09

Тренинговое занятие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. «Понятие морали, нравственности, ценностей»
Цель: осознание участниками группы своих морально – нравственных ценностей.
Данный тренинг проводился для подростков с гипертимной акцентуацией характера.
1. Ритуал приветствия.
Участникам объясняется, что традиционное приветствие будет проводиться под девизом «Твое будущее». Приветствуя друг друга, они должны сделать небольшой прогноз на будущее. Например, "Здравствуй, Боря, я думаю, что через пять лет ты будешь более добродушным и отзывчивым». Подросткам нужно подойти по очереди ко всем членам группы и, вспомнив все, что они уже знают о партнере высказать предположение о его будущем.
2. Упражнение «Вежливость».
Упражнение начинается с того, что ведущий предлагает участникам ответить на следующие вопросы:
- Какие правила общения (поведения) приняты в той среде, где вы чаще всего бываете?
- Как вы обычно приветствуете, друг друга, как благодарите, какими словами или жестами выражаете свою признательность?
- А как вы выражаете свое недовольство или несогласие? А чувство гнева или раздражения? Хотелось бы все это услышать и, по возможности, увидеть. Только, естественно, оставаясь в рамках приличия.
- Почему именно так чаще всего общается между собой молодежь, почему в компании подростков не принято говорить «спасибо» и «пожалуйста», «благодарю тебя» или «я прошу тебя...»?
Затем ведущий предлагает во время упражнений попробовать новый стиль отношений, который называется «вежливость». Вместе с участниками разрабатывается свод правил вежливого общения, под названием «Вежливость», который будет действовать на протяжении всего тренинга.
В течение 5 минут каждый из участников составляет свои конкретные предложения для общего свода правил. Затем правила обсуждаются, и проводится все общее голосование за окончательный список.
А для того чтобы эти правила вежливости действовали в группе, ведущий вместе с участниками разрабатывает и вводит систему штрафов. Участникам дается еще 5 минут на то, чтобы продумать конкретные наказания тем, кто будет эти правила нарушать. Например, за грубое слово, сказанное партнеру, нарушитель рассказывает всей группе историю или притчу, где говорится о том, что грубость — это человеческий порок, или находит высказывание или поговорку, в которой говорится о том, что человек делает большую ошибку, грубо общаясь с окружающими. В качестве примера можно привести слова Эзопа: «Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой».
Данное упражнение дисциплинирует подростков, заставляет контролировать свое поведение и обучает вежливому общению не только с взрослыми, но и среди сверстников.
3. Упражнение «Тимуровцы».
Ведущий начинает данное упражнение с предложения:
- Давайте расскажем, друг другу о том, кому и в чем мы помогли за последние дни. Кто это был? Ваш самый близкий родственник или очень хороший друг, а может быть, это был совсем незнакомый вам человек? Итак, вы вспомнили этих людей. А теперь подумайте о том, при каких обстоятельствах это было? Этот человек вас сам попросил о помощи или это была ваша инициатива?
Кто первый готов рассказать о своем «тимуровском поступке», т. е. о бескорыстной помощи людям?
Во время рассказа остальные участники слушают говорящего, обращая внимание на его манеру говорить, жестикулировать, делать паузы и т.д. Участники при этом должны не забывать внимательно слушать и его рассказ, о чем он говорит, кому и какую помощь он оказал, при каких обстоятельствах это было.
Данное упражнение призывает подростков к совершению положительных поступков, например, к взаимопомощи, развивает умение выслушать другого.
4. Упражнение «Доброта».
В начале этого упражнения ведущий утверждает, что в каждом из нас в той или иной степени развито чувство доброты, доброе отношение к людям. Затем предлагает говорить добрые слова о других людях. Дает подумать 5 минут, подготовиться к рассказу, самостоятельно выбрать тех людей, о которых будет рассказ. Рассказ должен быть очень кратким и по существу, при этом рассказчику нужно подчеркнуть, что именно он ценит в каждом из тех, о ком рассказывает.
Участники начинают рассказывать после вопроса ведущего:
- Что вы можете сказать доброго и хорошего о своих близких, родных и знакомых?
Это упражнение развивает доброе отношение к окружающим людям, умение ценить положительные качества других людей.
5. Упражнение «Поведение и культура».
Это упражнение проходит в форме монолога. Ведущий рассказывает участникам о таких понятиях как культура, правила, манеры. Рассказывает о минусах малокультурного, невоспитанного человека и о преимуществах поведения культурного человека.
Монолог ведущего: «Поведение культурного человека должно соответствовать общепризнанным нормам и правилам. Тебе следует следить за своими манерами, правильно и красиво вести себя за столом, быть вежливым и предупредительным со старшими, уметь держать себя непринужденно, но с достоинством, как в знакомом, так и малознакомом обществе; понимать, что будет приличным, а что неприличным в данной обстановке. Например, неприлично кричать, громко переговариваться, перебивать другого, навязываться в друзья и знакомые, задавать неуместные или нескромные вопросы. «О друзьях, — шутил А. Моруа, — у которых вы только что отобедали, не стоит говорить гадости в радиусе ста метров от их дома». Общая культура предполагает определенную начитанность человека, более или менее широкий круг интересов и знаний, внешнюю опрятность, доброжелательность, эмоциональную сдержанность и, главное, высокую порядочность. Японский писатель Сей-Сенагон замечает: «Завидовать другим, жаловаться на свою участь, приставать с расспросами по любому пустяку, а если человек не пойдет на откровенность, из злобы очернить его; краем уха услышать любопытную новость и потом рассказывать направо и налево с таким видом, будто посвящен во все подробности, — как это мерзко!» Любые нарушения правил культуры поведения или отсутствие этой культуры ведут к нарушениям отношений между людьми. Ты из своего опыта, наверное, знаешь, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не заметит, что ты устал, и начнет приставать с расспросами, или не поймет твоего состояния и будет шутить, когда тебе совсем не до шуток. Этот «кто-то» — малокультурный, невоспитанный человек. Сколько огорчений, неприятностей и обид доставляют такие люди — и в школе, и дома, и в магазинах, и даже в больницах, и в других местах.
6. Упражнение «Друг для друга».
Основная задача этого упражнения подумать над тем, где и чем может быть полезен каждый член группы. Ведущий говорит о том, что люди рождены друг для друга, что это сегодня уже аксиома, т. е. утверждение, которое не требует доказательств.
Участникам нужно проанализировать список всех членов группы. Например, написали тренинговое имя «Игорь» и напротив него сделали запись: «С ним можно начать бизнес, пойти в турпоход и поговорить о футболе». Напротив имени «Оля» написали: «С ней можно создать семью, воспитать двоих детей, поговорить о театре и поэзии и, конечно, о кулинарных рецептах». А затем все объединяются в большой круг и выслушивают друг друга. Всем участникам будет интересно узнать ответ на вопрос: «На что же я сгожусь?»
7. Упражнение «Улыбка».
Ведущий предлагает сделать улыбку традицией. То есть первым знаком приветствия, обращения должна быть, благожелательная улыбка, так как, к сожалению, сегодня редко можно встретить человека, который просто улыбается проходящим мимо людям и все уже привыкли видеть хмурые лица вокруг, а самое страшное, сами перестали улыбаться. Ведущий объясняет, что с какими бы словами мы ни подходили, друг к другу начинаем наше общение с улыбки. И не только в группе, а вообще пусть это станет новой хорошей привычкой при общении с другими людьми. Для того чтобы улыбка стала доброй традицией, ведущий говорит о том, что необходимо специально обращать на это внимание, т. е. при контакте с любым членом группы, если кто-то увидит, что человек не улыбнулся, (он мог просто забыть или до сих пор еще не может преодолеть некоторый внутренний барьер), вы очень тактично будете напоминать ему, что в группе есть традиция начинать и заканчивать разговор доброй улыбкой.
Затем ведущий предлагает подойти друг к другу и улыбнуться. Сказать несколько приятных слов. Обратить особое внимание на свои ощущения.
Поводя итог данному упражнению, участников можно спросить:
- Что вы чувствуете, улыбаясь другому человеку?
- Трудно ли улыбаться всем членам группы?
- Возникает ли чувство неловкости, напрягаются ли мышцы лица?
- А что вы чувствуете, когда улыбка адресована вам? Приятно ли это вам? Или возникает чувство, что сейчас о чем-то попросят?
8. Ритуал прощания.
Участники берутся за руки и с улыбкой на лице хором, дружно поют песню «От улыбки станет всем светлей!»

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год