Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»
Нравственное воспитаение
Автор: Звонова Татьяна Анатольевна   
05.07.2015 17:03

Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»

Паспорт проекта

  • Автор проекта: воспитатель МДОБУ №1 Звонова Т.А
  • Тип проекта: информационно-познавательный, творческий
  • Продолжительность: долгосрочный-3 года (с 2014-2017г)
  • Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, психолог, родители воспитанников
  • Образовательная область: социализация, познание, коммуникация

Скачать конспект

Основные направления проекта:

  1. Создание условий для духовно-нравственного воспитания обучающихся в рамках реализации ФГОС.
  2. Создание мини-библиотеки (медиотеки) в соответствии с ФГОС.

Проект включает 3 основные этапа:

  1. Подготовительный — «Сказка — как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (автор О.М. Потаповская)
  2. Основной — «Мир — прекрасное творение Божие» (автор Л.П. Гладких)
  3. Заключительный — «Добрый мир» (автор Л.Шевченко)

Цель проекта: Создать и апробировать технологию по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

Задачи проекта:

  • Создание системы духовно-нравственного воспитания обучающихся и условий для ее успешной реализации.
  • Осуществление комплекса мер по просвещению родителей в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания детей.

Формы работы с детьми: этические беседы, чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания, разбор проблемных ситуаций, прослушивание литературно-музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, разучивание стихов.

Предполагаемый результат:

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»

(Миф 5: 15)

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, планируются следующие результаты:

  • устойчивость навыков нравственного поведения;
  • сформированность основ ценностных сфер личности;
  • стабильность психического развития;
  • целостность восприятия мира;
  • воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
  • формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
  • развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
  • приобщение детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям о формах традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Режим занятий: вторник 15. 45-16. 00

Формы занятий: групповая

Пояснительная записка

«Какое счастье получить доброе истинно-христианское воспитание, вступить с ним в лета юности, и потом, в том же духе, вступить в лета мужества»

(Святитель Феофан Затворник)

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа.

Культура — это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Для удовлетворения духовных потребностей: в поиске жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей, современной молодежи, в прямом смысле, на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подается духовная отрава, более опасная, чем нитраты или радиация, которыми все привычно запуганы. Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех информационных щелей. Права детей и семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены. Нормальные люди теряются в антикультурной среде обитания: среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки, а тут еще боевики и реклама. Происходит заметное "одичание" детей и молодежи. Норма и отклонение уже поменялись местами, особенно в поп-культуре.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы, не вправе забывать, что Киевская Русь, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствение личности, бездуховность

общества.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Кроме того, Православие всегда относилось и относится к больным детям так же, как и к здоровым, признавая их равенство в духовной жизни. А недостатки в развитии никогда не служили препятствием к духовному росту.

Тем более Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К.Д. Ушинского «…для ребёнка светлый праздник Пасхи и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.»

Актуальность

Наше общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис: государство лишилось официальной идеологии и духовно-нравственных идеалов. Мы живем в мире, где очень часто торжествует культ денег, беззакония, безнравственности, психология потребителя. Наша страна стоит на первом месте по подростковым самоубийствам, алкоголизму, абортам и брошенным детям. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет исключительную важность и является приоритетной в деле обеспечения национальной безопасности страны.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей. Поэтому, духовно-нравственное воспитание в ДОУ является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечит его адекватное социальное развитие и гармоническое формирование личности.

I Этап- Подготовительный «Сказка- как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (автор О.М. Потаповская)

Реализация I этапа (1-ый год)

  1. Организационно-подготовительный (июнь-август 2014г) — изучение литературы, разработка проекта, проведение родительского собрания, анкетирование родителей.
  2. Практический (сентябрь2014-май 2015г) — реализация плана мероприятий проекта.
  3. Аналитический (май-сентябрь 2015г) — анализ работы и планирование работы на следующий учебный год.

Пояснительная записка

Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. В.А. Сухомлинский

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира русского ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа. "Представляется несомненным – сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; ее подъем от житейского к чудесному, ее искание "иного царства” представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству. ” – писал Е.Н. Трубецкой. В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки. Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты.

Цель:

  1. Содействие гармонизации психо-речевого и общего развития дошкольников.
  2. Осуществление коррекции нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей посредством разнообразной деятельности, связанной с содержанием русской сказкой.
  3. Содействие социальной адаптации детей, введению их в культурную традицию посредством народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора, знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.

Задачи:

  1. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.
  2. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развития образного строя и навыков связной речи.
  3. Развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
  4. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
  5. Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость и правил доброй, совестливой жизни.
  6. Содействовать развитию мотивационной сферы дошкольников, формированию стремления подражать положительным героям сказок.
  7. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
  8. Содействовать освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
  9. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
  10. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.
  11. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
  12. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
  13. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.

Литература

  1. Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников. /Н. Г. Аверина // Начальная школа – 2005 — №11
  2. Гладких Л.П. Программа «Мир – прекрасное творение Божие»
  3. Закон Божий для самых маленьких
  4. Первые шаги в православном храме. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. — 96с.
  5. Православие для детей. — Кострома: Авенир-Дизайн, 2007. -392с..
  6. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
  7. Л. Гладких, Отечественная педагогическая культура как фактор укрепления духовно-нравственного здоровья семьи и детей
  8. Короткова Л.Д. «Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок».
  9. Потаповская О.М. «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
  10. Потаповская О.М. «Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности» — Учебное пособие, 2009г
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год