Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Сочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Нравственное воспитаение
Автор: Лысакова Светлана Сергеевна   
16.10.2018 11:17

Сочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаСочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В. А. Сухомлинский

Духовно-нравственное воспитание – одна из важных и сложных проблем современного мира. В настоящее время мы все чаще говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры. Основы личности человека, духовность закладываются в детстве. Поэтому проблему духовно – нравственного воспитания необходимо решать в дошкольном возрасте как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Детский сад является первым звеном системы непрерывного духовно – нравственного воспитания. Часто мы педагоги, да и родители тоже испытываем огромные трудности, когда сталкиваемся с такими качествами у детей как грубость, невнимание, враждебность. У современных детей снизился интерес к чтению классических добрых, мудрых сказок. Причин много, но главные — это занятость и непонимание родителей важности влияния чтения на духовное развитие личности. А также влияние интернета и потока «грязи», льющегося из телевизора, на современных людей. Многие современные мультфильмы и герои этих «произведений», заполонившие экраны, созданы не для того, чтобы помочь детям разобраться, что хорошо, а что плохо в нашем мире, а для коммерческой выгоды.

 

Ш. А. Амонашвили сказал: «Посеем в детских душах доброту по капелькам». Действительно, по каплям закладывается в детских душах доброта, милосердие, великодушие, справедливость. Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции. Эти эпизоды должны быть яркими, образными, вызывающими интерес.

Настроить детей на доброжелательность и спокойствие, нам помогали «Минуты вхождения в утро» или как мы их называли «Минуты доброты». Темы таких встреч разнообразны: природа и ее явления, музыка, красивое стихотворение, и т.д. Традиционно начинали разговор с рассказов о том, что красивого и интересного дети видели по дороге в детский сад. Некоторые дети отличались хорошим воображением, их рассказы были интересны и отличались оригинальностью. Мы записывали эти истории и на их основе стали придумывать сказки вместе с детьми. Всем известно, как дети любят придумывать разные истории, поэтому их легко было увлечь идеей сочинительств собственных сказок, сюжетом которых стали реальные истории из их жизни. Постепенно дети стали замечать в обычных окружающих их вещах красоту и гармонию нашего мира, отвлекались от современных негативных сказок.

Дошкольное детство – это та пора, когда творческие проявления жизненно необходимы. Интерес к словесному творчеству прослеживается в старшем дошкольном возрасте практически у каждого ребенка. Но у кого – то из них «сочинение» действительно оригинально, а у кого — то нет. Но придумывали все дети. Очень важно соблюдать последовательность в процессе. И конечно у всех сказок есть начало, волшебный момент и обязательно они должны заканчиваться хорошо. Так как дети больше времени проводили в детском саду, поэтому большинство сказок связаны с событиями, которые они там пережили. Выбор сюжета для сочинительства подсказывал каждый новый день: восход солнца, узоры на стекле, гроздья рябины, воздушные шары в небе и т. д. Все это давало неограниченные возможности для создания интересных сказок. Например, гуляя на участке, дети наблюдали за воздушными шариками, и это послужило сюжетом сказки «Шарики на выпускной утренник». Одна девочка любила на прогулке разговаривать с птицами, прилетающими к кормушке и была придумана сказка «Про сороку Белохвостку. Очень красивое и интересное зрелище мы наблюдали утром из окон группы в конце зимы. Большая и шумная стая свиристелей заполнила все ветки деревьев во дворе садика, они прилетели полакомиться сладкими ягодами рябины. Это событие послужило сюжетом для придумывания новой сказки, «Анютины свиристели». Возможность проиллюстрировать свои сказки стала дополнительным стимулом к раскрытию творчества у детей. Им нравилось изображать на бумаге все, что замечали интересного вокруг. Эти рисунки украсили наш будущий сборник сказок. Так день за днем копились волшебные истории, а дети взрослели, радовались и восхищались окружающим их миром, становились заботливей и доброжелательней.

Сборник сказок «Детский сад – маленькая страна чудес» был подарен каждому ребенку группы на их выпускном балу. Мы взрослые надеемся, что этот опыт, приобретенный в дошкольном детстве, будет помогать нашим детям всю их дальнейшую жизнь. Ведь замечать красоту окружающего мира это важнейшее условие для духовного развития человека. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно – нравственные принципы дошкольникам станут фундаментом думающей творческой личности, помогут в усвоении вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Используемая литература:

  1. Ш.А. Амонашвили «Школа Жизни» – М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1998, 80 с.
  2. http: // eco. na5bal. ru/eco/6895/index. html
  3. https: // revolution. allbest. ru/pedagogics/00674063_0. html
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год