ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА |
Нравственное воспитаение | |||
Автор: Цветова Ольга Николаевна | |||
13.03.2019 16:07 | |||
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Цветова Ольга Николаевна Научный руководитель: Петрова Светлана Сергеевна, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ, г. Нижний Тагил, Россия Аннотация: В статье охарактеризованы основные понятия исследования: «нравственность», «норма», «морально-нравственные качества». Также проанализирована специфика дошкольного возраста как периода интенсивного морально-нравственного развития ребенка, а также содержание нравственного воспитания дошкольников (компоненты, формы, методы). Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные качества, норма, дошкольный возраст. Tsvetova Olga Nikolaevna Scientific adviser: Petrova Svetlana Sergeevna THE FORMATION OF MORAL QUALITIES PRESCHOOL CHILD AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM
Abstract: the article describes the basic concepts of research: «morality», «norm», «moral qualities». The specificity of preschool age as a period of intensive moral development of the child, as well as the content of moral education of preschool children (components, forms, methods) is also analyzed. Key words: moral education, moral qualities, norm, preschool age. Прежде чем характеризовать проблематику формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста, охарактеризуем основные понятия исследования. Нравственность — это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно определяющие направленность личности, духовный облик, образ жизни, поведение человека. Это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм [7, с. 126]. Р.С. Буре морально-нравственные качества определяются как «моральные нормы, которые стали внутренними мотивами поведения, содержание которых заключается в обеспечении нравственного выбора в основных жизненных позициях» [2, с.12]. Социально-нравственные качества — постоянные качества личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением человека следовать нравственным нормам [3, с. 134]. Норма — это требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма — правило, имеющее общий характер, то есть распространяющееся на множество одинаковых поступков [1, с. 96]. Дошкольный возраст, по замечанию О.С. Смирновой, — период интенсивного морально-нравственного развития ребенка. Именно в этот период складываются первичные этические инстанции, которые во многом определяют личностные особенности человека и его отношение к окружающим людям. Становление внутренних этических инстанций происходит по нескольким линиям. Во-первых, это развитие морального сознания; во-вторых, становление моральной саморегуляции поведения; и в-третьих, развитие нравственных чувств [8, с. 270]. Г. А. Урунтаева указывает, что дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей. Ребенок учится подчинять свои действия общественным нормам и правилам поведения. Дети в этом возрасте часто употребляют в своей речи слова, обозначающие нравственные качества (добрый, драчун, жадина, честный, ябеда и пр.), но еще не всегда обладая образностью мышления связывают их с конкретной ситуацией из собственного опыта [9, с. 255]. Содержание нравственного воспитания дошкольников предусматривает определенный объем знаний о нормах морали, формирование умений и привычек нравственного поведения, воспитание нравственных чувств. Одним из результатов нравственного воспитания детей дошкольного возраста является проявление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Выделяется определенная типология нравственных качеств, которые обладают наиболее ярко выраженным нравственным содержанием:
Основные группы нравственных качеств (гуманизм, коллективизм, патриотизм) складываются у детей дошкольного возраста постепенно в условиях целенаправленных педагогических воздействий: от самых простых форм положительного отношения к взрослому, сверстнику до начальных проявлений патриотизма, гражданственности. К концу дошкольного возраста нравственная направленность личности ребенка вырисовывается уже достаточно определенно. Устойчивость и глубина нравственных качеств у ребенка характеризуется следующими основными показателями: — выполняет ребенок известные ему нормы и правила поведения по собственному побуждению или по совету, указанию, приказанию взрослого; — в чем выражается поведение, отношение, деятельность ребенка в присутствии взрослых и без них; — как ведет себя ребенок, относится к окружающему, к деятельности в обычных условиях и измененных, новых. Нравственное качество включает в себя три основных компонента: нравственные чувства, привычки нравственного поведения и нравственные представления. Чтобы сформировать любое нравственное качество, педагог должен помнить, что эта задача может быть решена лишь при формировании детских чувств, привычек и представлений, что эти компоненты взаимосвязаны. I компонент — нравственные чувства. Здесь освоение норм морали опирается на чувства ребенка, которые формируются под влиянием окружающих с самого раннего детства. II компонент — воспитание привычек нравственного поведения дошкольников. Нравственная привычка представляет собой полезную для общества и коллектива устойчивую форму поведения, выполнение которой становится жизненной потребностью человека. Именно наличие потребности совершать определенные действия отличает привычку от навыков поведения. III компонент — формирование нравственных представлений у детей. Под воздействием проводимой педагогом воспитательной работы и в процессе взаимоотношений у дошкольников складываются нравственные представления. Это представления о доброте, честности, скромности, трудолюбии и т.д. [6, с. 21]. Нравственное воспитание — это сложный глубинный процесс формирования нравственного сознания, на базе которого формируются и качества личности. Формируя те или иные качества в процессе воспитания, нужно учитывать возрастные особенности детей и уровень их воспитанности, четко определять какие конкретные черты и свойства необходимо вырабатывать в том или ином возрасте. Так, формирование у детей вежливости начинается, как правило, с выработки простейших умений: первому здороваться со старшими, уступать место, приглашать пришедшего гостя пройти и присесть и пр. Трудолюбие как умение преодолевать трудности и неприятные ощущения, связанные с трудовыми усилиями, также начинают формировать с простых умений: убирать свои вещи, поливать цветы, убирать игрушки [1, с. 95]. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Таким образом, нравственное качество формируется из следующих составляющих: знания и представления, мотивы, чувства и отношения, навыки и привычки, поступки и поведение. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности [4, с. 98]. Планируя содержание нравственного воспитания детей различных возрастных групп, воспитатель продумывает, какие нравственные качества он будет воспитывать у детей, какими средствами и методами при этом он будет пользоваться. В практике воспитания существуют эффективные методы формирования нравственных качеств личности ребенка. Весьма продуктивным является метод, когда ребенок ставится в такие условия, где он вынужден сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами. Овладение нравственными соотносящими действиями приводит к тому, что ребенку становится тяжело осознавать идентичность своих поступков и действий отрицательной модели. Эмоционально негативное отношение к отрицательной модели организует волю ребенка и приводит к стремлению больше соответствовать положительной модели [5, с. 225]. Таким образом, систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. В условиях семьи и дошкольной образовательной организации детям объясняют правила поведения, нормы общения и поведения. Соблюдение этих требований гарантирует становление нравственного сознания, которое в единстве с эмоциональной сферой и поведением представляет сложное явление, со- ставной частью которого и выступают социально-нравственные чувства. Формирование социально-нравственных качеств — это сложный процесс, включающий условия, механизмы и практическую работу педагога и родителей по формированию нравственного сознания и нравственных ценностей у ребенка на этапе дошкольного детства. Таким образом, формирование социально-нравственных качеств у дошкольника тесно связано со становлением таких элементов нравственного воспитания как нравственная норма, нравственное сознание, социально-нравственная культура, социально-нравственные ценности. На формирование нравственных качеств личности дошкольника оказывают влияние многие факторы: педагогическое воздействие, социальная среда, различные виды деятельности, ведущий тип общения, полоролевые различия детей. Дополнительным источником целенаправленного формирования устойчивых нравственных свойств личности ребенка может стать такая литературная форма, как сказка. Список литературы
|