«Волонтёрство в ДОУ!» |
Нравственное воспитаение | |||
Автор: Мазенова Наталья Валерьевна Собченко Татьяна Викторовна | |||
20.05.2019 21:52 | |||
«Волонтёрство в ДОУ!»
МБДОУ детский сад №178, г. Иркутск Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна привлекает внимание всё большего круга педагогов, родителей. Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Волонтёрство в дошкольном образовании – это одна из новых, но уже показавшая на практике свою жизнеспособность и плодотворность активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику.
Вот несколько правил по Я.А. Коменскому, которые учат нравственности:
В наше сложное время, когда родители постоянно работают, бабушки и дедушки живут далеко, дети предоставлены сами себе, мало общаются, мир заполнен гаджетами. Утрачены такие чувства как доброта, милосердие, сочувствие, сострадание. Детям не у кого и не от кого учиться таким качествам… Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая личность, обладающая гуманностью, умением оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается. Когда мы детям рассказали о нашей задумке, у них загорелись глазки, они активно начали это обсуждать, проявлять не поддельный интерес. Ведь маленькому человечку любые советы и установки легче привить чем взрослому. Цель нашего волонтёрского движения — побуждение к добрым поступкам, организация самостоятельной деятельности детей в рамках волонтерского отряда, обучение умению проявлять сочувствие, сострадание и милосердие в конкретной жизненной ситуации, накопление социального опыта оказания помощи и поддержки тем, кто в этом нуждается. В качестве методов воздействия нами использовались разъяснения, личный пример педагога, методы стимулирования к деятельности, словесные поручения, упражнения в проявлении сочувствия и сострадания, эмоциональные реагирования педагогов в различных ситуациях. Под непосредственным воздействием взрослого дошкольник приобретает опыт взаимоотношения с малышами, престарелыми людьми, братьями нашими меньшими. Учится замечать их проблемы, состояния, адекватно реагировать в конкретной жизненной ситуации. Для нас это направление работы очень близко, т. к. сами являемся волонтёрами Национального Прибайкальского Заповедника, участвовали в организации и проведении «Кубка мэра 2016», ездили на «Экологическом автобусе» в Большое Голоустное, где чистила берег и тропы вдоль Байкала, уже который год участвуем в акции «Посади дерево!», с коллегами из МБДОУ №178 г. Иркутска безвозмездно организовывали детские праздники, развлечения. Участие в волонтёрском движении помогли нам расширить свои знания в области педагогики, приобрести социальные навыки по работе с разными категориями людей. В своей дальнейшей работе по организации волонтерского движения в условиях детского сада, мы выделили три этапа: На 1 этапе мы провели осведомительные мероприятия и узнали мнение родителей, коллег и детей. Родительское собрание «Семейные ценности» Консультация для воспитателей «Технология обучения детей сочувствию, состраданию, милосердию» Усиление социальной направленности воспитательно-образовательного процесса ДОУ: проблемные ситуации, беседы, чтение художественной литературы, просмотры мультфильмов, психологические игры на формирование у детей интегративного качества личности «Эмоционально отзывчивый». На втором этапе провели переговоры с руководителями учреждений, с которыми решили сотрудничать, организовали сбор подарков среди сотрудников и родителей ДОУ, изготовили с детьми поздравительные открытки, подготовили концерт, спектакль. На третьем этапе подвели итоги данных акций, подготовили фотоотчет, обсудили план дальнейших мероприятий. В процессе проведения образовательной деятельности воспитывали уважение к пожилым людям и к младшим детям, к труду взрослых, формировали положительное отношение к детскому саду, объясняли детям, что друг к другу следует относиться по-доброму, называть друг друга ласково. Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместные мероприятия, где все выступают полноправными участниками. Благотворительная акция «Подари тепло». Показ спектакля «Красная шапочка на новый лад» для детей средних и подготовительных групп. Акция «Дай лапу, друг» Акция «Согреем детские сердца» Организовали с детьми развлечения для детей других групп «Колядки». При их подготовке родители задействованы во всех этапах подготовки:
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы. Работа, направленная на социализацию ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи оказала положительный эффект и родители стали самостоятельно сотрудничать с детским садом, появилось доброжелательное отношение к педагогам и специалистам. Знакомство с волонтёрским движением – это возможность повлиять на процесс формирования личностных качеств ребенка. Проявление новых видов взаимоотношений, позволило нам формировать у старших дошкольников нравственные механизмы поведения. Наши дети получили определенный социальный опыт, который стал неотъемлемой частью их поведения. Ведь если от каждого по чуть-чуть – то получится много хорошего, доброго и правильного. Будем гуманизировать наше общество с самого детства. Привлекать родителей к участию в «Социальных акциях», разнообразить мероприятия с участием детей, привлекать к волонтёрскому движению воспитанников других групп – цель нашего волонтерского движения.
|