Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Статья на тему: Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения.
Нравственное воспитаение
Автор: Романова К. А.   
20.03.2017 05:23

Статья на тему: Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения.Статья на тему: Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения.

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №88» муниципальное образование г. Братск

Подготовил Воспитатель: МБДОУ «ДСОВ№88» Романова К.А г. Братск 2017

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается.

Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками,

 

желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения,

привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным,

героическим персонажем известных художественных произведений.

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает

занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования

уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств,

сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.

В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь

нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть

сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы

сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и закреплять.

Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться

организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту

содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие

беседы должны органически быть включены в систему многообразных

методов воспитания.

Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в

основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной

ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.

Этические беседы – это плановые, подготовленные и

организованные занятия, содержание которых определено требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду». Но, обращаясь к

программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, воспитание которых необходимо усилить в данной группе с учетом взрослых и индивидуальных особенностей детей.

Следует помнить: главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников. Готовясь к такой беседе, педагог должен проанализировать, что было предметом

наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное, как

переживают его. Если в этическую беседу воспитатель считает нужным включить отрывки из того или иного художественного произведения, он

обязательно должен подчинить их содержания воспитателям функциям.

Если содержание беседы доступно и интересно детям, то следует заинтересованные вопросы, яркие эмоции, искренние оценки: воспитателю приоткрывается внутренний мир ребенка. Это позволяет обоснованно

определить, как малыши восприняли идею, морали произведения, и дает возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. А то обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают факты

поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений. Поведение воспитанников старших групп

убедительно свидетельствует о том, что в этом возрасте (5-6 лет) постепенно

происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к

обогащенным понятиям о хорошем поведении. Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные

представления в единое целое – основу будущей системы нравственных

оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной системе

помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о

человеческом достоинстве.

В этом возрасте ребенок еще в состоянии оценивать поведение свое на

окружающих. Поэтому темы этических бесед должны обязательно включать

ведущие для данной возрастной группы понятия. «Моя мама», «Моя семья», «Детский сад», «Мои товарищи», «Я дома» и многие др. Названые темы

могут быть конкретизированы и дополнены в зависимости от представлений, знаний, уровня воспитанности, препятствующей по данной теме и т.п.

Важно, чтобы содержание перечисленных ведущих тем и тем дополняющих,

обязательно связывалось со всем содержанием педагогического процесса. Без чего нельзя обеспечить эффективность нравственного воспитания, а также помогают систематизировать и обобщить представления о нравственности, которые приобрели дети, находясь в предыдущих группах.

Этические беседы, их результаты должны непосредственно

проявляться в практике поведения, поступках детей в различных ситуациях. Что очень важно для закрепления результатов педагогического воздействия.

Литература:

  1. Венецкая А.Б. Формирование культуры общения дошкольников (на материале курса "Этическая грамматика, или Веселый этикет") / А.Б. Венецкая // Начальная школа. — 2009.
  2. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению Ярославль: Академия развития. 2008.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год