Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Консультация для воспитателей и родителей «Влияние стиля воспитания на самооценку дошкольников»
Образование для педагогов
Автор: Хазиева Юлия Николаевна   
02.09.2018 11:55

Консультация для воспитателей и родителей «Влияние стиля воспитания на самооценку дошкольников»Консультация для воспитателей и родителей «Влияние стиля воспитания на самооценку дошкольников»

Проблема становления и развития самооценки является одной из центральных в психологии. Любому воспитателю часто приходится сталкиваться с детьми с чрезмерно завышенной, либо заниженной самооценкой. Адекватная самооценка позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень и направленность его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной.

Традиционно основным институтом воспитания, развития и социализации ребенка считается семья. Именно в семье закладываются основы личностного развития ребенка, его самооценки. При этом семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора ее становления.

 

На разных стадиях жизни человека последовательно меняются его функции и статусы в семье. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка превышает любое другое воспитательное воздействие, преломляет через призму собственных ценностей и норм влияние образовательных учреждений, общественных организаций, друзей, литературы и искусства. Родители, являясь первичной социальной средой для ребенка, оказывают наиболее весомое влияние на становление и формирование многих черт личности, а также и на формирование самооценки.

Всё чаще заметны дети, родители которых выбирают крайние, дисгармоничные стили воспитания, забывая о «золотой середине». Авторитарный и либеральный стили воспитания в семье несут в себе «бомбу замедленного действия».

Так, дисгармоничные стили семейного воспитания, проявляющиеся в авторитарном отношении к детям, а именно в проявлении гиперопеки, отношения к детям по типу «симбиоза», формировании у ребенка чувства тревожности, конфликтности в семье и чувства его неполноценности в семейной ситуации или либеральном (попустительском) отношении к дошкольнику (проявлении гипопротекции, эмоциональном отвержении и т.п.) обусловливают формирование неадекватной (завышенной или заниженной) самооценки у детей дошкольного возраста.

В качестве конкретных рекомендаций родителям по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста можно предложить следующее.

Необходимо убрать из обихода негативное оценивание личности ребенка, его качеств, возможностей и т.д.

Критике должны подвергаться только те действия, которые являются неверными, ошибочными и являются результатом необдуманного выбора и поступка.

Родителям следует научиться проводить грань между оцениванием личности ребенка и его поступков. Здесь речь идет о том, что, если ребенок совершил тот или иной поступок, то оценку необходимо давать именно ему, а не в целом говорить ребенку, что он плохой, ни на что неспособен и т.д.

Сам же процесс оценивания со стороны родителей, придерживающихся авторитарного стиля воспитания, должен быть ослаблен.

Необходимо дать возможность детям наслаждаться процессом игры, освоения образовательной программы и т.д. Если постоянно давать оценку его действиям, то это чревато поселением в ребенке неуверенности в собственных силах, отсутствие ощущения благоприятной обстановки в семье и т.д., что наблюдается у ряда испытуемых детей.

Следует понимать, что попытки отдельными детьми компенсировать эту неуверенность и неверие в него, могут привести к появлению у него, наоборот, неадекватно завышенной самооценки, что наравне с заниженной не является нормой.

Родители детей, которые практикуют авторитарный стиль воспитания, должны отказаться от навешивания ярлыков на своих детей. Родители именно с таким стилем воспитания наиболее часто это делают.

Любовь к детям не должна измеряться тем, насколько он, по мнению родителей, хорош, способен и т.д. Родители должны его любить уже за то, что он есть и стремиться к доверительным отношениям, заинтересованности в делах ребенка и т.д.

Негативная оценка личности ребенка должна быть исключена из воспитания. Особенно ярко это проявляется в семьях, где родители используют авторитарный стиль воспитания, а также относятся к ребенку как к маленькому неудачнику. Это может в целом блокировать развитие личности ребенка.

Обязательным условием для формирования адекватной самооценки будет являться организация совместной деятельности с ребенком – прогулки, игры, занятия, посещение мероприятий и т.д. Особенно это касается родителей, которые придерживаются либерального (попустительского) стиля воспитания.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год